Найти тему
Теплая трасса

Шаманские традиции бурят

Через пару дней, щедро накормив собой популяцию сибирской мошки, мы добрались до Иркутска.

Иркутск похож на Питер, но с восточным акцентом. Старинная архитектура радует глаз, на улицах много бурятских кафешек. Есть там и свой "Арбат", на котором я расчехлил походную гитару и устроил музыкальный стрит-арт. Дорожная казна ощутимо пополнилась. Оставалось понять, в каком месте мы встретимся с Байкалом. Решение подсказали сами иркучане - не раздумывая, каждый второй отвечал: "Ольхон".

-2

От Иркутска до Ольхона - 300 км или полдня пути. Мы потратили больше суток, и вот почему. Нас подвозил пожилой бурят на вороном джипе. Ехал молча. Иногда притормаживал, брал сигарету, высовывал ее в окно и пальцами растирал в порошок. После третьего такого движения я не выдержал:

- А что вы делаете?

- Брызгаю.

- Не понял...

- У нас, бурятов, есть особые места. Преломить сигарету, повязать ленточку, капнуть вино - дань уважения здешним духам.

Я не унимался:

- Как возникают такие поверья? В смысле, почему именно это место, а не какое-то еще?

- Все просто. У каждого рода свой дух-покровитель, таков порядок. Место, где семья приносила жертвы, считается священным, потому что там живет дух. Эти места выбирали шаманы, иногда их определяли по значимым событиям: чудесное спасение, либо, наоборот, много смертей.

- Много смертей?

- Да. Нехорошие места. Чуть дальше я покажу одно, там постоянно случаются аварии.

-3

На заправке я заметил, что наш бурят сильно хромает и при ходьбе опирается на трость.

"В молодости, - начал он, - я был глуп и не уважал обычаи. Мой дед часто упрекал меня в неверии, но мне было все равно. Меня интересовали только девушки и охота. Я обожал бродить по степи с ружьем, стрелял дичь и мелкого зверя. Однажды я увидел огромного ворона и тут же прицелился. Перед тем, как убить его, я вспомнил слова деда: "Ворон - покровитель нашего рода". На следующий день меня еле вытащили с того света. Авария смяла мою машину как консерву. Нога навсегда осталась такой. Дух рода наказал меня".

-4

Ночь мы провели на молочном заводе в поселке Усть-Ордынский. Оказалось, наш водитель здесь директор.

- Я не я, если бы не предложил вам остаться. Гостеприимство у бурят на первом месте. Правда, не все об этом помнят...

Наутро он снабдил нас творогом, сметаной и сыром со своего завода. Рюкзаки распухли. Особое место занял там аутентичный бурятский напиток Тарасун - молочная шестнадцатиградусная водка. По вкусу - что-то между сывороткой и самогоном.

-5

- Весь Ольхон - священный. Когда окажетесь там, не дурите, - таково было напутствие доброго водителя.

[продолжение следует]