7,1K подписчиков

Das Boot-2, "Грейхаунд" и "Конвой": почему я не смотрю фильмы о подводной войне

4,2K прочитали

Почему я не могу смотреть современные фильмы, связанные с темой немецких подводных лодок. Ответ прост - потому что я не верю тому, что мне показывают на экране. Главная проблема современных режиссеров и продюсеров в том, что они или не приглашают для работы над фильмами консультантов, или не слушают их. В результате, тратятся огромные деньги на снятие чепухи.

Вполне понятно, что успех фильма Das Boot 1981 года подталкивает нынешних кинотворцов так или иначе к этой теме. Но мало кто задумывается над тем, что, чтобы снять подобное, надо хотя бы немного переболеть этой темой, вникнуть в нее, понять ее. Петерсен так и сделал. И хотя в его фильме немало ерунды. Да, да. Именно ерунды, потому что режиссер не везде следовал канве и его, порой, очень заносило не в ту сторону. Но! Все-таки он болел темой и все-таки прислушивался к консультантам. Поэтому его фильм получился до определенной степени реалистичным. По мнению, некоторых ветеранов немецкого подплава Второй Мировой, Das Boot Петерсена (особенно ТВ-вариант) близок к реальности процентов на сорок. И, как оказалось, для кино это очень высокий процент, чтобы пленить зрителя навсегда.

Буххайм и Петерсен в макете подводной лодки на сьемках фильма Das Boot
Буххайм и Петерсен в макете подводной лодки на сьемках фильма Das Boot

Время шло и слава Петерсена не давала покоя другим кинотворцам. Первым на штурм Dasboot-ного киноолимпа пошел американский режиссер Дж. Мостоу. Он заявил, что снимет фильм на эту же тему куда лучше, не допуская ошибок Петерсена. И снял U-571. Такого стыда ветераны американского подплава никогда еще не испытывали. Помню, как на одном из западных исторических подводных форумах ветеран немецкого подплава написал, что Голливуд подобными фильмами просто позорит своих ветеранов-подводников и один из последних с ним полностью согласился.

После этого было снято еще несколько фильмов-чепухи, пока Германия не заявила, что снимает Das Boot-2. Поклонники жанра вздрогнули два раза. В первый от радости, во-второй, когда передернуло от того, что увидели на экране - ЧЕПУХУ. Но я в этом ничего удивительного не усмотрел, так как было понятно, что консультант на площадке исторического кино "умер", как класс.

Далее был "Грейхаунд", который никого не удивил, так как он был снят по тем же голливудским лекалам, которые описывал Буххайм сорок лет назад, предсказывая, что, чтобы не снял о Битве за Атлантику Голливуд, получится однообразная штамповка.

И вот за "Грейхаундом" последовал норвежский "Конвой", вышедший в прошлом году. Казалось бы, норвежцы должны были подойти к делу серьезнее, но не подошли. У них, как и у немцев денег на консультантов опять забыли выделить. В результате, получилась еще одна чепуха.

Признаюсь, что, когда я включил 1-ю серию Das Boot-2, то выключил ее сразу через минуту, потому что с первых кадров мне показывали чепуху. Потом, набравшись сил, включил и, посмотрев еще полчаса, выключил окончательно. Чепуха не прекращалась, а только усиливалась. Тоже самое случилось и с норвежским "Конвоем". Включив его, я посмотрел пять минут и увидел точно такой же грубейший ляп, как и в начале Das Boot-2. Стало понятно, что консультантов не было.

О чем я.
Делом в том, что те, кто снимал Das Boot-2 и "Конвой" сразу нарушили не только историческую действительность, но и логику. Во время Битвы за Атлантику злейшим врагом немецких субмарин был самолет ПЛО союзников. Летавшие над океаном летчики высматривали с небес подлодки, искали их радарами и, если обнаруживали, то атаковали. Подводники прекрасно понимали, какую опасность несут небеса и старались быстро уклониться погружением, когда самолет еще представлял из себя точку на небе. Немецкие лодки погружались быстро. И когда самолет подлетал к району их погружения, то обычно сверху было не видно погрузившуюся лодку. А почему? А потому что подводники дураками не были и обязательно красили верхнюю палубу субмарины в темные, черные цвета, чтобы сверху погрузившуюся лодку видно не было. Более того, в наставлении командирам немецких подлодок был специальный пункт, настоятельно рекомендовавший такой окрас по вышеуказанным причинам:

"Погрузившаяся подводная лодка будет плохо заметна с воздуха в том случае, если все горизонтальные поверхности подводной лодки окрашены в темные тона. Все другие светлые или блестящие предметы на верхней палубе также должны быть окрашены в темный цвет.
Необходимо употреблять краску более темных тонов, так как за время операции она будет смываться водой".


В таком варианте погрузившуюся подлодку, но не ушедшую на большую глубину, можно было обнаружить с воздуха лишь в солнечную погоду, при спокойном море. (Исключение Средиземное море)

Но знали ли об этом киношники? У меня два варианта ответа на этот вопрос:

1. Нет, не знали. Потому что не заморачивались с исторической и логической действительностью.
2. Может и знали, но принесли историческую действительность в угоду жанру. То есть, если лодку под водой не видно, то зритель не увидит, как ее топят. Потому что мало показать субмарину над водой, надо, чтобы ее в кинозале и под водой разглядели. Ну а то, что такого 80 лет назад не было..да кого это волнует?

В результате, Das Boot-2 и "Конвой", как по кальке, начинаются с одного и того же грубейшего ляпа. Сделал специально скриншоты первых кадров немецкого фильма 2018-го, затем первых кадров норвежского фильма 2023-го и для сравнения рядом с ними разместил настоящую цветную фотографию немецких лодок VIIC. Сравнивайте.

Кадр Das Boot 2018 г.
Кадр Das Boot 2018 г.
Кадр "Конвой" 2023 г.
Кадр "Конвой" 2023 г.
U 335 и U 253 в Хеле, апрель-май 1942 г.
U 335 и U 253 в Хеле, апрель-май 1942 г.

Особо ревностные читатели могут сказать, что мол и у Петерсена палуба не черная. Да, это верно. Но, даже упустив этот момент, Петерсен не опустился до такой глупости, как показать субмарину под водой сверху, как это сделали его "последователи", решившие, что остротой первых кадров, а именно уничтожением подлодки самолетом, они сделают заявку на экстракласс. Поэтому Петерсену такой грех простить еще можно, а вот им уже нет, потому что, вот так, откровенно, зрителя обманывать нельзя.

Владимир Нагирняк