Биохимические хроники отца

Наверняка те, кто периодически заходят на этот канал, заметили, что контент уже как месяц резко пропал.

Наверняка те, кто периодически заходят на этот канал, заметили, что контент уже как месяц резко пропал. На то была маленькая (пока еще не выросла), но очень весомая причина: у автора, то есть у меня, родилась дочь. Я резко потерял интерес писать какие-либо статьи, в связи с этим событием - как говорится, "как бабка отшептала".

Я, конечно, знаком с психологией и прочими модными научными направлениями, но раз этот канал про химию, значит, будем разбираться в этом вопросе с химической, а точнее, с биохимической точки зрения. Химия широко простирает руки в дела человеческие - и дотягивается даже до деторождения.

Итак, начнем - я буду описывать ощущения, и научную биохимическую базу подтягивать для понимания, почему так произошло.

Итак, сразу после рождения ребенка интерес к статьям пропал - и мне, ни жить ни быть, интуитивно захотелось максимально подготовить свое жилище к прибытию пополнения. Оказывается, у млекопитающих присутствует зона в мозге, активирующаяся при появлении потомства. И мы не так далеко ушли от своих сородичей.

Это я после прибытия пополнения)
Это я после прибытия пополнения)

Ресурсы мозга ограничены - как бы мы не качали свой тайм-менеджмент, в такой стрессовой для организма ситуации силы неизбежно будут перенаправляться на "обустройство гнезда" - а значит остальные дела, особенно сильно энергоемкие, просядут.

У новоиспеченных родителей нередко отмечают рассеянность - то же было и у меня. Я не прекращал вести онлайн занятия со своими учениками - и предупреждал их при этом, что невероятно туплю и путаюсь. А оно в самом деле было так - я путался в ответах на задачи, не мог сообразить элементарные для меня раньше вещи (например, прикинуть в уме молярную массу вещества). Благо, я понимал, что в моем мозге сейчас идет капитальная перестройка - и бережно относился к себе.

При этом чувствовал я себя бодро - и причиной тому являлся норадреналин. 5 часов сна с перерывами на покачать ребенка - переносились нормально. Все благодаря стимулирующему действию данного гормона на нервную систему - торможению центров сна, и, по-видимому, голода - кушать мне стало достаточно раз-два в день, причем порции уменьшились в полтора раза. Интересно отличие действия данного гормона от его собрата - адреналина.

Слегка разное строение молекул - разница в один метил при аминогруппе - но эффект уже изменяется.
Слегка разное строение молекул - разница в один метил при аминогруппе - но эффект уже изменяется.

Адреналин продуцирует мгновенную мобилизацию организма, в ответ на острую опасность, и действие его кратковременно. Норадреналин действует более плавно и долгосрочно - давая небольшой подъем сил, но на существенно более продолжительное время, вызывая скорее ощущение азарта и подъема, нежели чем желание открутить кому-нибудь голову.

На фоне таких кардинальных изменений в состоянии, я чувствовал себя спокойным, сильным, мудрым и умиротворенным - особенно, когда был контакт с ребенком. Причина того - окситоцин, гормон тактильного контакта и объятий. Повышение его концентрации увеличивает доверие к миру, вызывает чувство уверенности и спокойствия. Умиротворенности также способствовал сниженный тестостерон, отследил который я по уменьшению либидо - что также норма при появлении ребенка: природа устроила так, чтобы воинственный и грозный отец ненароком его не напугал.

Неподготовленного человека, впервые сталкивающегося с становлением себя в качестве родителя, все эти изменения могут совершенно сбить с толку. Понимание биохимических механизмов, заложенных в нас природой, по крайней мере, для меня, облегчило проживание этого периода. И даже способствовало этому - все идет в соответствии, а значит у ребенка выше шанс быть рядом с заботливым отцом.