Найти тему
Микулай Павловски

ТРАДИЦИОННАЯ ВЕРА, РЕЛИГИЯ ЧУВАШСКОГО НАРОДА.

Традиционная религия чувашского народа - Вера в бога Турӑ (Тора). Турӑ (Тора) - имя нашего бога. 

Что такое "традиционный"?

Традицио́нная рели́гия - ранняя форма религии, традиционные верования. 

Традиционный ая, ое; 

1. Сохранившийся от старины, основанный на традиции (в 1 знач.). Т. обряд. Т. обычай.

(Толковый словарь Ожегова)

 Сейчас никто не может точно сказать, сколько лет чувашской Вере, но с полной уверенностью мы можем утверждать, что наша Вера древнейшая, как и христианство и мусульманство и др. религии. Если христианство и мусульманство, распространяясь разными способами, стали мировыми религиями, то Вера чувашского народа - это миролюбивая религия одного народа, этноса. В ее учении, философии главное - мир, согласие, уважение (килӗшӳ, тату, хисеплени) в отношениях Человек (этем, ҫын) и Природа, Мир (Ҫутҫанталӑк, Ҫуттӗнче), в человеческом обществе, семье (тӗнче, ял, килйыш).

Картина чувашского художника А. Миттова 'Ужин в саду".
Картина чувашского художника А. Миттова 'Ужин в саду".

Эта Вера - суть, основа, опора, основной знак (тӗп паллӑ), признак чуваш, чувашского народа, она связана с вехами нашей древней, многовековой истории, историей проживания, переъездов нашего народа на землях Евразии, только с ней чуваш - истинный чуваш (чӑн - чӑваш) - продолжатель традиций, культуры предков, рода чувашского.

Родившись в глубокой древности, чувашская Вера не стояла на месте, она развивалась, шагала в ногу со временем, широко вдыхала в себя воздух, дух местности, природы, окружавших наших предков - степей, гор, лесов, великих рек. Исследователи верования чуваш находят в в ней древние истоки, связи с тенгрианством (Азия), зароостризмом (Закавказье), с тем же исламом (Кавказ, Ср. Волга - Волжская Булгария).

Чувашская Вера - это сложившийся в течении многих веков живой организм, структура со своей философией, проповедниками, местами проведения обрядов, календарем праздников, паломничества к святым местам, с четкой организацией верхних и низших звеньев. О силе этой Веры свидетельствует факт о том, что чувашская Вера продолжала жизнь, несмотря на исламизацию в Волжской Булгарии (с 10 века), в Казанском ханстве; православизацию в Московии, (с 16 века), в Российской империи, используя при этом всю мощь церковной, государственной власти, самые изощренные способы принуждения, агитации, пропаганды. Как показывает история чувашского народа, архивные документы, даже четыре века активной, агрессивной, тотальной православизации, а также исламизация не сделали всех чуваш поклонниками чуждой веры, чуваши вошли в 20 век со своей народной Верой. 

Фотография из интернета.
Фотография из интернета.

Особым местом на карте расселения, где чуваши смогли сохранить свои древние, народные корни, является Закамье. В этот край переселялись, убегало чувашское население с территории Чувашии, Заказанья от непосильных поборов, безземелья, чиновничьего беспредела, насильственного крещения в течении 16 - 18 веков. 

Чувашская религия в некоторых населенных пунктах Закамья, в бывшем Чистопольском уезде Казанской губернии.

Сведения из "Справочная книга для Казанской епархии - Чистопольский и Мамадышский уезды (1899 г.).

-3

Чистопольский уезд.

Нижняя Кондрата (102 дв., 342 м, 313 ж) - чув. яз. 3 м, 3 ж.

Верхняя Кондрата (126 дв., 376 м, 433 ж) - татары и чув. яз. 70 м, 70 ж.

Ишалькино (116 дв., 353 м, 357 ж) - татары и чув. яз. 55 м, 58 ж.

Атлашкино (Савгачево; 83 дв., 256 м, 261 ж), Вурмандеево (Урмандеево; 107дв., 353 м, 347 ж) - в 2-х деревнях чув. яз. 266 м, 276 ж.

Красное Болото (Нижн. Савруши; 50 дв., 155 м, 156 ж), Чувашская Чебоксарка (86 дв., 329 м, 289 ж) - в 2 - х деревнях чув. яз. 332 м, 308 ж.

Ст. Чувашский Адам (81 дв., 165 м, 220 ж), Нов. Чувашский Адам (110 дв., 369 м, 322 ж) - в 2 - х деревнях чув. яз. 18 м, 15 ж.

Нов.Тимошкино (213 дв., 759 м, 878 ж), Ст. Тимошкино (50дв., 188 м, 178 ж) - в 2-х деревнях чув. яз. 37 м, 39 ж.

Карась (Карасу) (170 дв., 523 м, 546 ж) - чув. яз. 37 м, 41 ж.

Чувашская Менча (71 дв., 259 м, 274 ж) - чув. яз. 166 м, 178 ж.

Салдакаево (99 дв., 293 м, 307 ж), Абрыськино (85 дв., 221 м, 224 ж) - в 2-х деревнях чув. яз. 119 м, 132 ж.

Эти данные показывают:

а) о лживости утверждений о том, что все чуваши были крещены в 16 - 19 веках и они стали поголовно православными; 

б) в чувашских населенных пунктах Закамья были официально признанные последователи чувашской Веры, про них знала церковная власть и включала в свои данные;

в) и в самом конце 19 века в Закамье имелись деревни, чье население в большинстве исповедывало чувашскую религию.

-4

ВЫВОД.

Чуваши, несмотря ни на какие преследования, религиозную дискриминацию, сохранили свою народную Веру, пронесли ее через века и сквозь грозный, страшный 20 век, передали 21 веку, будущим поколениям. Наша Вера до сих пор жива - в делах, душе, обрядах, праздниках чуваш, культуре и искусстве народа - без прошлого, без фундамента, исторической памяти нет будущего у нашего народа. И даже всякие очерняющие ярлыки, вешаемые на нашу Веру, религию недоброжелателями ("язычество", "неоязычество") - нам не помеха! 

Я всегда помню слова анне - матери, которые она говорила нам перед дальней дорогой: "Ялан Турӑпа, сывлӑхпа ҫӳрӗр, Турӑ сире усал - тӗселтен сыхлатӑр" (Всегда будьте с Турӑ, со здоровьем, и чтобы Турӑ оберегал вас от злых, нечистых сил). 

Фотография из интернета.
Фотография из интернета.

Спасибо за внимание, если есть что-то добавить или возразить прошу в комментарии и подписывайтесь на мой канал!

Также можете познакомится с моими предыдущими публикациями на Дзен у автора "Юргисен Кули" https://dzen.ru/id/5f02cb4b7fac6e57829a8627

Ссылки.

1. Венгерский исследователь Дюла (Дьюла) Мессарош "ПАМЯТНИКИ СТАРОЙ ЧУВАШСКОЙ ВЕРЫ".

https://chgign.ru/a/other_news/27.html

2. Крещение чувашей.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B9

3. Справочная книга для Казанской епархии - Чистопольский и Мамадышский уезды (1899 год).

https://disk.yandex.ru/i/ddfD6Z4w3KCCFB