25,4K подписчиков

Усилитель для наушников: мой первый серьёзный опыт

192 прочитали

   То, что усилителей для наушников в настоящее время выпускается великое множество (как принято говорить: на любой вкус и кошелёк) ни для кого не секрет, как не секрет и то, что есть любители слушать

То, что усилителей для наушников в настоящее время выпускается великое множество (как принято говорить: на любой вкус и кошелёк) ни для кого не секрет, как не секрет и то, что есть любители слушать музыку исключительно через «головные телефоны», те, у кого это случается периодически и те, кто предпочитает слушать музыку исключительно через АС. Ещё лет пять назад я бы себя отнёс к последним как минимум на 95%, но времена меняются, а вместе с ними меняемся и мы: кто-то под воздействием жизненных обстоятельств, а кто-то приходит к чему-то другому без какого либо давления извне.

Лично мне, во всяком случае с понедельника до пятницы, никто и ничто не мешает слушать музыку через акустические системы и лишь в субботу-воскресенье я стараюсь этого не делать: дочь не любит громкую музыку, а на маленькой громкости я сам слушать не люблю. Но обычно в выходные я стараюсь смотреть фильмы (если нахожусь дома), да и то в наушниках. Поэтому никаких конфронтаций по данному поводу между мной и «ребёнком» (которому уже 23) не случается.

Долгое время у меня и приличных наушников то не было: больше 20 лет я пользовался скромными MDR CD-250 от компании SONY - пусть и неплохими, но в своё время считавшимися изделием начального уровня (цена на момент выпуска около 40 $). И конечно никакого специализированного усилителя для наушников все эти годы у меня не было. Да и встроенные в усилители и CD-проигрыватели были "ни о чём". Ровно до того момента, как у меня появился интегральный усилитель Denon PMA-970.

Обратите внимание на второй слева поворотный переключатель. Если на фото плохо видно (снимал на "тапок") то сверху над ним надпись "phone impedance"(на втором фото видно лучше), непрозрачно намекающая, что встроенный усилитель для наушников не абы какой. Правда я, поначалу, внимания на это не обратил и первый раз подключил к нему наушники (всё те же MDR CD-250) лишь спустя месяц (или даже больше) владения данным аппаратом. Подключил и охр... удивился, тому, как оказывается эти SONY могут звучать. Второй раз нечто похожее я испытал с предварительным усилителем Yamaha C70 - в нём тоже усилитель для наушников оказался достаточно продвинутым.

Фото автора для сайта hiendmusic.ru
Фото автора для сайта hiendmusic.ru

А вот авторский ЦАП/усилитель для наушников Андрея Войтовича именуемый CATAPHONIC DAC 50 MICRO в этом плане не слишком поразил хотя, если верить описанию (и собственным глазам), собран он на хорошей элементной базе и работает в классе "А". Конечно при сравнении с недорогими китайскими аналогами от компании FX-Audio (DAC-X6 и DAC-X6МК2) он лучше и заметно, но если сравнивать с двумя вышеупомянутыми встроенными, то скорее всего они интереснее.

Фото автора.
Фото автора.

Ну и наконец уже упомянутые "китайцы" DAC-X6 и DAC-X6МК2. Первый я приобрёл для себя и использую с ПК, а второй, в своё время купил для приятеля. И так получилось, что они оказались у меня почти одновременно, что позволило их сравнить между собой.

Фото автора.
Фото автора.

Разница в звуке была, что естественно: ЦАПы реализованы на чипах разных производителей. Но как усилители для наушников оба примерно равны. Собственно и как ЦАПы они тоже +/- одного уровня.

И, пожалуй, это, до недавнего момента, практически весь мой опыт в этой области (я про усилители для наушников). И к серьёзному я этот опыт не причисляю.

Я оставил "за скобками" встроенные усилители для наушников в медиаплеере DUNE HD ULTRA 4K и в усилителе AudioLab A9000 - пусть они и неплохого уровня, но не ТОП.

Другое дело Luxman P-1 - он может претендовать на категорию Hi-End. Но его я слушал только у приятеля с его же наушниками: Sennheiser HD650 & HD800S. А то, с чем я в своей системе и на своём материале не знакомился, я к личному опыту не отношу.

Фото моего приятеля Сергея.
Фото моего приятеля Сергея.

Тем не менее именно тогда я понял как могут и должны звучать хорошие наушники вкупе с хорошим усилителем. И с того момента мысль со временем обзавестись чем-то подобным, прочно засела в моей голове.

Кстати и более скромный (в том числе и по стоимости) "дуэт" состоящий из усилителя для наушников Luxman P-200 и наушников Sennheiser HD800 (без буковки "S" на конце), отслушанный у другого приятеля, вызвал бурю положительных эмоций. И когда этот приятель приобрёл на замену Luxman-у OPPO HA-1 (об этом будет отдельный рассказ), а Luxman решил выставить на продажу, то я попросил его на тест в своей системе, по результатам которого хотел либо купить его для себя-любимого, либо успокоиться и жить дальше с тем, что имею. А имел я на текущий момент две пары наушников вряд ли подходящих в компанию к Р-200: Audiotechnica ATH - M50X и Sennheiser HD515. Но в любом случае они должны были себя как-то проявить с "новым" партнёром. И если я бы услышал разницу к лучшему, в сравнении со встроенными усилителями своих медиаплеера и усилителя, то тогда имел бы смысл текущей покупки и, в перспективе, в приобретении наушников более высокого уровня. А если таковой (заметной) разницы не окажется, то и говорить не о чем.

Именно этот эксперимент я и окрестил "Усилитель для наушников: мой первый серьёзный опыт", отобразив это в заголовке.

Вообще 200-я серия компонентов Luxman появилась в начале второго десятилетия нового века и состояла как минимум из 4-х компонентов (а может и больше). Во всяком случае лично я видел следующие: УМ Luxman M-200, ЦАП Luxman DA-200(он же способен работать как предусилитель и усилитель для наушников), фонокорректор Luxman E-200 и герой сегодняшнего рассказа: усилитель для наушников Luxman P-200.

В Европе цена на новый Р-200 была 1690 евро, а российские цены, как вы понимаете, зависели от курса, который за 5 лет (именно столько прожила модель на конвейере) менялся бесчисленное количество раз. Да и сейчас на "вторичке" ценовая вилка на Р-200 простирается от 65 до 85 т. р. И не факт, что 85 просят за самый свежий экземпляр - тут всё упирается в аппетит продавца.

Но тут и покупатель тоже решает: сколько он готов отдать. Потому что просить продавец может сколько угодно, как и продавать по времени.

Но я, пожалуй, немного отвлекусь от меркантильной тематики. Чем же хороши наушники и тракт заточенный под них. В первую очередь тем, что такой подход исключает влияние помещения на звук, а значит для получения желаемого результата достаточно идеально согласованной связки наушники+усь и... всё. Не считая естественно источника (или источников) сигнала.

А основной минус проистекает из плюса: при такой схеме музыка доступна только тебе одному. Хотя, если у усилителя есть возможность подключения двух или трёх пар наушников, то можно "сообразить на двоих или на троих". Правда тогда и наушников требуется аналогичное количество. А у кого-то такого количества может не быть. Но с другой стороны чаще всего владелец системы один и ему вовсе необязательно с кем-то делиться.

Другой момент - время комфортного прослушивания. В наушниках, как правило, оно не превышает двух-трёх часов. И если человек любит слушать музыку целый день и, при этом, не имеет возможности быть "привязанным" к усилителю проводом, то для прослушивания музыки на постоянной основе одних лишь наушников будет недостаточно. Впрочем, АС есть практически у всех (порой даже не одна пара). Другой вопрос - какого она (они) уровня.

Чаще всего чтобы получить тот же уровень качества звука что и в наушниках, стоимость этих самых наушников следует умножить на 3 (4,5 и т.д.). Тогда (в теории) можно получить звучащие ничуть не хуже акустические системы. Но на практике так случается не всегда, хотя обычно подобное правило всё же работает. Поэтому для желающих достичь вершин хай-энда при минимальных вложениях и быстро - выбор очевиден.

Но от общих рассуждений на тему, перейду к конкретной ситуации и попробую рассказать что же я услышал, включив Luxman P-200 в свою стереосистему. А я действительно услышал разницу и скорее был бы удивлён если бы этой разницы не оказалось. Причём эта разница проявилась на имеющихся у меня наушниках, а не на каких-то свежеприобретенных и "крутых". Что означает одно: какими бы приличными не были усилители для наушников встроенные в медиаплеер Dune и усилитель AudioLab, но полностью раскрыть потенциал даже таких "середнячков" как Sennheiser HD515 и АТН - М50Х они не смогли. Соответственно и возможности наушников более высокого класса они бы до конца не показали. А значит весомая причина рассмотреть Luxman P-200 в качестве кандидатуры на приобретение у меня есть. Тем более что цена конкретного экземпляра (для меня) ниже даже самой минимальной на Авито. Аргумент? Для меня -да.

Теперь пожалуй скажу пару слов о возможностях и особенностях Р-200. Его интеграция в систему очень простая. На задней панели аппарата два входа на разьемах RCA и один ("сквозной") выход. То есть на вход(входы) подключаем источник (и) сигнала, а с выхода кабель идёт уже на вход обычного усилителя с АС. Да, с одной стороны это не совсем по аудиофильскому фен-шую (потребуется два межблочных кабеля, что удлиняет путь сигнала), но есть и альтернативные решения. К примеру я не стал задействовать выход в Р-200, потому что на моих основных источниках по две пары выходных разьемов (RCA и XLR). Соответственно с первых у беру сигнал для Р-200, а со вторых - на основной усилитель. Есть и ещё один возможный сценарий. Можно все источники подключить к основному усилителю, а сигнал на Р-200 подавать уже с него (выход с предварительного усилителя у "Аудиолаба" имеется). Правда в таком случае для прослушивания придётся включать оба усилителя, но тут уж ничего не поделаешь. А ещё можно подключить все цифровые источники к общему ЦАП и уже с него взять сигнал, но не все любят подводить звук к "общему знаменателю". Кто-то любит слушать рок на одном аппарате, а, скажем, джаз или блюз на другом...

И ещё один нюанс. При включении Р-200 надо дождаться пока перестанет мигать светодиод индикатора и щёлкнет реле. Это будет означать что аппарат вошёл в рабочий режим. Специально с секундомером не засекал, но по ощущениям на это уходит примерно пол-минуты или чуть больше (специальный таймер подключает нагрузку к усилителю лишь после его прогрева и полной стабилизации, защищая ваши наушники - написано в официальном пресс-релизе) Аппарат работает в классе "А", но вентиляционных отверстий не имеет. Видимо корпус достаточно эффективно рассеивает тепло. Из органов управления на фронтальной панели лишь кнопка включения, кнопка переключения входов (input 1/input2) и ручка громкости. Минимализм? Скорее классика: у большинства усилителей для наушников аналогичный набор. Усилитель позволяет подключить две пары наушников, для чего у него на фасаде два гнезда под штекеры Jack 6,3 и Jack 3,5. Балансного подключения не предусмотрено. Пожалуй это всё, что есть снаружи. Главное видимо внутри. Но я внутрь не полез, а просто воспользовался изображением из интернета:

Luxman P-200 изнутри. Фото из свободного доступа.
Luxman P-200 изнутри. Фото из свободного доступа.

На первый взгляд всё простенько и у многих наверняка возникает вопрос: "за что тут просят 1700 евро? - тут деталей на 20 тысяч!" Однако не стоит так прямолинейно высчитывать себестоимость изделия. На эту тему уже не раз были и статьи и обсуждения. Да и потом никто не запрещает пойти и купить китайский "аналог" за 170 евро или даже ещё дешевле. Вот только и качество звука тогда будет прямо пропорционально цене, в чём я уже убедился, поскольку уже сравнил Р-200 с DAC-X6 от FX-Audio. Последний хотя и честно отыгрывает каждый потраченный на него рубль, но удивить не способен. Да и не со всеми наушниками справляется. Пару лет назад приятель приносил свои Beyerdynamic (уже не помню, 770-е или 990-е, но не суть). И DAC-X6 их банально не потянул. А заявленные 2 ватта выходной мощности у Luxman P-200 в теории могут даже раскачать колонки. Пусть высокочувствительные, но тем не менее (Параллельное включение выходных транзисторов позволяет Р-200 не только развивать приличную для наушников выходную мощность, но и уменьшает уровень шума, а также улучшает демпфирование сложных нагрузок).

Но давайте вернёмся к звучанию. За несколько дней я переслушал все свои тестовые сборники (коих около полутора десятка) и несколько полноценных альбомов выборочно и везде результат был одинаков: звук наушников подключённых к Р-200 стал каким-то... более благородным что ли, ушла излишняя резкость (в первую очередь присущая ATH-M50X), а сцена стала более эшелонированной в глубину и вообще появился объём, который раньше скорее угадывался, чем проявлялся в полной мере. Впрочем и сама трактовка у "Лаксмана" совершенно иная - не лучше или хуже, а именно по другому всё выстраивается. Но мне так нравится больше. А это означает лишь одно: если в первый день какие-то сомнения ещё были, то на четвёртый они исчезли и я решил аппарат всё таки оставить у себя. Но если на него я средства пусть с трудом (ремонт в квартире бюджет подкосил изрядно), но изыскал, то на новые наушники придётся копить не один месяц. Да и сами наушники найти потребуется время. Потому что искать придётся скорее всего на вторичке. Новыми я наушники уровня Sennheiser HD800/HD800S - не осилю, а брать что-то классом ниже как-то не хочется. И в связи с этим хочу задать вопрос вам, друзья: что ещё можете посоветовать +/- такого же уровня как упомянутые "Зенхи"? Только чтобы ещё и на голове удобно сидели, дабы 2-3 часа можно было слушать музыку не испытывая дискомфорта. Заранее благодарю за все советы!

   То, что усилителей для наушников в настоящее время выпускается великое множество (как принято говорить: на любой вкус и кошелёк) ни для кого не секрет, как не секрет и то, что есть любители слушать-8

P.S. Для тех, кто имеет желание и возможность оказать финансовую поддержку каналу вот номер карты Сбера:  2202 2068 5063 5611. А у кого такой возможности нет - поддержите канал дочитыванием, подписками и лайками. Я, как автор, буду благодарен за любой из вариантов.

Напоминаю, что ссылки на публикации канала дублируются в Telegram и в ВК. По ним вы всегда сможете меня найти, даже если я покину платформу Дзен.