9,7K подписчиков

Как магазину выставить претензию поставщику товара, если покупатель сделал возврат по браку

Если в товаре есть производственный брак, поставщик должен заменить его или вернуть деньги. Но перед покупателем всё равно отвечает магазин. Расскажем, как быть магазину в случае брака от поставщика.

Если в товаре есть производственный брак, поставщик должен заменить его или вернуть деньги. Но перед покупателем всё равно отвечает магазин. Расскажем, как быть магазину в случае брака от поставщика.

Когда магазин может выставить претензию по качеству товара поставщику

Магазин обязан продать покупателю качественный товар. Продукты должны быть безопасными для здоровья в течение срока годности. Мебель — удобной и надёжной, техника — рабочей в течение срока службы. Товар с браком покупатель может вернуть в магазин. Что делать с ним дальше, зависит от вида брака.

Непроизводственный брак — вина магазина. Например, если продукты лежали в отключённом холодильнике и испортились, а мебель поцарапали рабочие, когда выносили её в зал. Такой брак придётся списать на расходы магазина.

Производственный брак — вина поставщика. В этом случае магазин может сделать возврат брака поставщику. Его должны заменить в разумный срок и компенсировать магазину убытки, например, на экспертизу качества. Если товара на замену нет, поставщик возвращает магазину деньги (ст. 393 и ст. 518 ГК РФ).

За брак перед магазином всегда отвечает тот, кто поставил ему товар. Даже если не он произвёл товар. Магазин не имеет права просить замену или деньги с изготовителя (вывод суда из дела № А41-51319/14).

Ведите учёт товаров сами и без лишних затрат — с приложением «Управление ассортиментом». Сервис проведёт приёмку и списание, загрузит списки товаров в кассу прямо из Экселя, проконтролирует кассиров, напечатает ценники и проанализирует продажи. А работать с номенклатурой можно через компьютер или смарт-терминал.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymHtu4C

Что не получится компенсировать с помощью претензии поставщику по качеству товара

У покупателя есть право потребовать у магазина заменить товар или вернуть деньги. Подробно процесс возврата мы описали в статье «Как оформить возврат товара от розничного покупателя».

Розничного покупателя, как слабую сторону, защищает закон о правах потребителей. Поэтому он, помимо возврата по чеку, может потребовать:

  • 1 % цены товара за просрочку возврата денег;
  • компенсацию морального вреда;
  • компенсацию убытков.

В результате магазин может выплатить покупателю даже вдвое больше цены товара. Но поставщик всё равно обязан компенсировать только закупочную цену и убытки. Всё, что магазин дополнительно выплатит покупателю по закону о правах потребителей, поставщик возмещать не обязан (постановление Президиума ВАС от 22.06.1999 № 612/99).

К примеру, поставщик привёз в магазин диван за 10 000 ₽.
Магазин продал товар розничному покупателю за 15 000 ₽. Покупатель поставил диван дома, и оказалось, что обшивка каркаса постоянно сползает. Покупатель вернул диван, попросил обратно деньги и компенсацию морального вреда за неудачную покупку.
Магазин заказал экспертизу за 2000 ₽ — эксперты сказали, что обивка сделана не по мебельному ГОСТу. Переобшивка стоит, как новый диван. Магазин вернул покупателю 15 000 ₽ и заплатил 4000 ₽ морального вреда. То есть всего он потерял 21 000 ₽.
Поставщик должен вернуть магазину стоимость закупки 10 000 ₽ и затраты на экспертизу 2000 ₽, а разницу в цене 5000 ₽ и моральный вред 4000 ₽ — нет.

Претензия поставщику: образец

Часто в договор поставки включают условие, что при обнаружении брака нужно вызвать представителя поставщика, составить акт и провести экспертизу качества. Если в договоре нет инструкции, позовите поставщика на осмотр товара и составьте акт. Если поставщик добровольно не сделает замену, пишите претензию, где обязательно укажите срок для замены.

Претензия поставщику товаров: образец

Если поставщик молчит или не признаёт брак, придётся идти в суд. На этом этапе советуем подключить юриста. Для суда понадобится экспертиза качества.

Вот пример того, как в подобной ситуации действовал продуктовый магазин.

Магазин закупил у производителя копчёную колбасу на 174 958 ₽. На товар подписали накладную. Покупатели стали возвращать колбасу, жалуясь на хрящи в мясе и странный вкус.
Магазин нашёл в договоре с поставщиком пункт о предъявлении претензий по качеству и сделал всё, как там сказано. Магазин телеграммой вызвал поставщика для составления акта, но никто не пришёл.
Тогда магазин заказал экспертизу в ветеринарной лаборатории. Выяснилось, что колбаса не отвечает требованиям для таких продуктов. В мясе нашли хрящи, костную крошку и птичьи потроха.
Магазин отправил поставщику претензию и акт экспертизы, но и это не помогло.
Магазин пошёл в суд, и поставщика заставили вернуть стоимость всей партии (дело № А21-14077/2021).

Коротко: как работает возврат товара поставщику

  1. Чтобы оформить возврат товара поставщику, предъявите ему претензию, как это прописано в договоре поставки.
  2. После претензии магазина поставщик обязан в разумный срок заменить бракованный товар. Если товара на замену нет, поставщик должен вернуть деньги.
  3. На поставщика не получится переложить дополнительные выплаты розничному покупателю, например компенсацию морального вреда. Он обязан вернуть только стоимость поставки и убытки магазина, например расходы на экспертизу качества.
Если в товаре есть производственный брак, поставщик должен заменить его или вернуть деньги. Но перед покупателем всё равно отвечает магазин. Расскажем, как быть магазину в случае брака от поставщика.-2

Подписывайтесь на канал «Жиза» в Дзене и наш Телеграм-канал, чтобы быть в курсе всех новостей для малого и среднего бизнеса.