15,9K подписчиков

Что читать: "Чужая сторона" Ольги Харитоновой

Продолжаю читать финалистов премии "Лицей" и знакомить вас с текстами из короткого списка.

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация от Rideró — четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов.

Сборник рассказов "Чужая сторона" написан в жанрах гуманитарной фантастики и социального (не социалистического!) реализма. И я даже не знаю, в каком жанре автор работает лучше. Мне понравились и тонкие психологические зарисовки нашей с вами реальности ("Чужая сторона", "Мочёная рябина", "Перезвоню"), и совершенно крышесносные фантазии автора о перемене тел ("Хэппи Бади") или жизни автонизмов ("Автонизм") и детоботов ("Первый А"). Но и рассказ на историческую тему – о жизни женщин в лагере для жён врагов народа ("Лёша") тоже хорош.

Лиде подумалось, что ребёнок, пусть сложенный только из слов, только из нежных и еле заметных движений, поглаживаний живота, тяжёлого подъёма с нар, внезапных, словно болезненных зажмуриваний, этот ребёнок спасёт её от голода и всего другого недоброго. А если не спасёт, то облегчит участь. (рассказ "Лёша")

Продолжаю читать финалистов премии "Лицей" и знакомить вас с текстами из короткого списка.

О чём?

Тут у рецензента возникают обычные трудности с малой прозой: рассказы не поддаются краткому пересказу. Определив, о чём рассказ, ты сразу же раскрываешь смысл и интригу, а ведь всё удовольствие чтения рассказов, как по мне, так это постепенное узнавание из абсолютного незнания. Лично я предпочитаю читать рассказы без подготовки)

Первый А
Мочёная рябина
Автонизм
Кефирные волны
Хэппи бади
Чужая сторона
Взрослая работа
Липовая щепка
Перезвоню
Лёша
Тёплое мыло
Слоны

В целом скажу: все 12 рассказов сборника "Чужая сторона", даже фантастические, они всё равно про нас - про сегодняшних людей, переживших ковид и переживающих войну, со всеми нашими сиюминутными проблемами и вселенскими болями.

Многие рассказы перекликаются, как бы рассматривают проблему с разных сторон, например, похороны друга ("Чужая сторона"), и необычное самоубийство ("Липовая щепка"). Или производственная тема: скучные больничные будни ("Перезвоню") и полицейские ("Автонизм"). И во всех рассказах – реальная жизнь, реальные страхи, боль, непонимание.

"До ужина наступило затишье. Пришло смирение, привело с собой привыкание. Хорошо, что у Арины был ноутбук, была книга, была тетрадь. Она меняла предметы в руках, переворачивалась с боку на бок и время шло." (Рассказ "Перезвоню")
Продолжаю читать финалистов премии "Лицей" и знакомить вас с текстами из короткого списка.-2

Что хорошо?

Безусловно, радует мастерство автора: язык, построение сюжета, отлично сделанные диалоги. На это всё просто не обращаешь внимания, не отвлекаешься, потому что рассказы – каждый из них – увлекают. О каждом герое хочется узнать: а что там дальше.

В этом смысле я бы с удовольствием и радостью прочитала целый роман почти о каждом герое. Мне кажется, автор вполне может справиться и с большой формой.

Отмечу два рассказа, которые я упоминала в самом начале своего отзыва. Оба ведут с нами разговор о телесности, но весьма необычным способом.

Продолжаю читать финалистов премии "Лицей" и знакомить вас с текстами из короткого списка.-3

В рассказе "Хэппи Бади" мы сталкиваемся со странной эпидемией, поразившей человечество: каждую неделю человеку к его исконной голове даётся чужое тело. И тут возникает ряд бытовых трудностей: тело может быть больное, старое, беременное или с какими-то особенностями. И ровно неделю ты должен с этими особенностями жить. Самое трудное оказалось не привыкнуть к чужому телу, а относиться к нему с заботой и вниманием.

Удивительным образом рассказ затрагивает не только вопросы красоты тела и его здоровья, но и душевные вещи: как люди взаимодействуют друг с другом в семьях, когда к голове ребёнка может быть приставлена тушка взрослого человека или старика. К голове твоей матери – тело чужого мужчины, а к твоей голове тело человека с избыточным весом. Остаются ли у родных людей те же чувства друг к другу или тело всё меняет?

А любовь? Можно ли полюбить человека, у которого каждую неделю другое тело, не всегда красивое и здоровое?

Все эти вопросы встают перед нами по ходу чтения, а в финале разрешаются удивительным образом.

Продолжаю читать финалистов премии "Лицей" и знакомить вас с текстами из короткого списка.-4

Те же метаморфозы с телом происходят и у автонизмов – людей, чьи организмы могут превращаться в машины. Здесь взаимодействие автонизма и его владельца рассматривается ещё пристальнее, со многими удивительными деталями и неожиданными сюжетными ходами. А финал снова оставляет ощущение неожиданности.

Ещё одной общей особенностью всех рассказов я бы назвала не обычный хэппи-энд, нет, это скорее то радостное чувство, которое возникает не потому, что герой остался жив и всё у него получилось. Нет, здесь всё тоньше. Само состояние наше приходит в тонус: мы радуемся, потому что срослись с героем, переживаем за него, как за самого себя.

Это отлично сделано.

А ещё радует то, что некоторые рассказы вы можете прочитать вот прямо сейчас на странице автора на Литресе

Что не так?

Нашла ошибку. Тогда, в годы сталинских репрессий, не существовали айтишники.

"Женщин в АЛЖИРе сидело много. Матери, жёны, сёстры, родственницы арестованных маршалов, генералов, наркомов, учёных, айтишников, писателей, врачей, инженеров, агрономов, раскулаченных хуторян и иностранцев; общественницы, художницы, балерины — тысячи женщин десятков национальностей, вся вина которых состояла только в том, что они не предали своих мужей."

А вы уже читали финалистов-лицеистов? Будете?

Поддержать канал / подписаться в ЖЖОКВК и ТГ ❤️