Рано расслабились! Продолжаем анализ реальных заданий ЕГЭ по химии 2024. Задача 34(2)

560 прочитали

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам

Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55

Сайт репетитора Богуновой В.Г.

Репетитор Богунова В.Г. ВК

Телеграмм-канал репетитора Богуновой В.Г.

Полистала страницы сетей с решением задач ЕГЭ 2024. Не буду ничего писать - сами можете посмотреть. Теперь понятно, почему рыдали дети в аудитории и куча машин Скорой помощи стояла под окнами! "Какие сами - такие и сани", "От осинки не родятся апельсинки". Моя депрессия улетучилась сама собой. Буду работать! Программа минимум - опубликовать на полях Дзен анализ всех собранных задач ЕГЭ по Химии 2024. Конечно, лета не хватит, но впереди - учебный год! Поехали!

Сегодня будем разбирать задачу на частичное разложение и растворимость. Задача относительно новая

Задание 34(2)

При неполном разложении карбоната бария выделилось 4,48 л газа и осталось 50,3 г твёрдого остатка. Весь остаток поместили в теплый раствор азотной кислоты массой 378 г с массовой долей 10%. Вычислите массу осажденной безводной соли при охлаждении раствора до 20 градусов, если ее растворимость 10,3 г на 100 г воды. В ответе запишите уравнение реакции, которые указаны в условиях задачи, и приведите все необходимые вычисления.
Реальное задание 34 ЕГЭ по Химии 2024. Решает репетитор Богунова В.Г.
Реальное задание 34 ЕГЭ по Химии 2024. Решает репетитор Богунова В.Г.

Анализ алгоритма решения

Все задачи по химии (я имею в виду классические задачи) решаются путем "Четырех шагов-заповедей" (авт.):

1-й шаг - выписать данные в разделе "Дано"
2-й шаг - написать уравнения реакции (уравнения пишут с промежутком между ними в 2 строки, т.к. это - будущий "полигон для расчетов")
3-й шаг - сделать промежуточные расчеты
4-й шаг - составить модель алгоритма решения

Думаю, с 1-м и 2-м шагами все понятно, поэтому начнем с 3-го шага, с промежуточных расчетов.

3-й шаг (промежуточные расчеты)

При разложении карбоната бария выделился углекислый газ - 4,48 л (0,2 моль) и образовался твердый остаток, состоящий из оксида бария и неразложившегося карбоната бария.

По углекислому газу рассчитаем количество вещества оксида бария (0,2 моль), затем его массу (30,6 г). Масса карбоната бария определяется как разница между общей массой твердого остатка и массой оксида бария (50,3 - 30,6 = 19,7 г).

По количеству вещества оксида бария и карбоната бария делаем все возможные расчеты по уравнениям реакций - находим количество вещества соли (нитрата бария), количество вещества азотной кислоты и количество вещества выделившегося углекислого газа (2-е уравнение).

Также определяем количество вещества азотной кислоты по массе раствора и ее массовой доле. Как показали расчеты, количества вещества азотной кислоты и барийсодержащих веществ находятся в стехиометрических количествах - ровно столько, сколько требуется по уравнениям реакций (quantum satis - сколько требуется, как говорят фармацевты). Это значит, что все барийсодержащие вещества прореагировали полностью и образовался только нитрат бария.

4-й шаг (составление модели алгоритма решения)

Модель алгоритма решения представляет собой математическую формулу, составленную по вопросу задачи.

В представленной задаче нужно определить массу выпавшей в осадок соли с учетом растворимости.

Задачи на растворы, реакции в растворах и растворимость я решаю по алгоритму "Σω" (авт.). Модель алгоритма включает три строки:

1) общая строка - формула массовой доли (в представленной задаче - это массовая доля насыщенного раствора)
2) числитель - масса вещества в растворе и вся ее история (было, образовалась, ушла на реакцию, выкристаллизовалась и др.)
3) знаменатель - масса раствора и вся ее эволюция

Задачи на растворы - это "царство масс", здесь количество вещества находится исключительно "в услужении". Поэтому чаще всего то, что требуется рассчитать (в данном случае нужно найти массу выпавшей в осадок соли), определяем за Х. Составляем соответствующее алгебраическое уравнение и решаем его.

Видите, как все просто! Но и еще не все. Если следовать "четырем шагам-заповедям", решение задачи превращается прямо-таки в увлекательную игру, а ее оформление - поистине в произведение искусства!

Хочешь понять и полюбить химию как я? Приходи ко мне на курс! И ты научишься решать самые сложные задачи, писать самые запутанные уравнения реакций. Сдашь ОГЭ на "пять", а ЕГЭ - на 100!

Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова