Привет дневник читатель. Я просто музыкант, который после окончания музыкальной школы с радостью отстранился от музыкального мира на приличное время (примерно 6 лет). Сейчас я играю на нескольких инструментах, создаю свою музыку, учусь мастерству аранжировки и пишу статьи, помогающие новичкам самообучаться.
Моя музыкальная пауза целиком и полностью моих рук дело. Это были мои юношеские ПрИкОлЫ (когда я закончил музыкальную школу, мне было 16), которые мне стоило прорефлексировать, и тогда с большой долей вероятности я с быстрее вернулся бы к своему ремеслу. Причиной паузы послужило долгое обучение через "не хочу". Обучение через "не хочу" = ВЫГОРАНИЕ, как ни крути. Так что не мудрено, что после окончания школы, чувствуя запах свободы после 6 лет такого обучения (первые 2 года мне нравились), я ушёл громко хлопнув дверью.
Так что первым делом хочу сказать следующее – если ты родитель и твой ребёнок не хочет что-либо делать – не заставляй его.
Даже если вы с ним договаривались и он дал слово, что окончит (как было со мной). Даже если ему очень сильно надо это сделать (школьное домашнее задание). Мотивируй, но не заставляй делать через "не хочу". Если дело будет сделано через "не хочу", родитель увидит выполненную задачу, но может не разглядеть осадок, оставшийся у ребёнка.
Подробнее на эту тему я расписал в статье "Эмоциональное выгорание во время обучения (или) Как сформировать привычку?"
Понимаешь, с точки зрения психологии, такой ребёнок чувствует себя, грубо говоря рабом ущемлённым. Он чувствует своё бессилие в данной ситуации, хоть по-настоящему и не осознаёт это чувство. Если ему до 12 лет, то его префронтальная кора ещё не функционирует настолько, чтобы у него была здравая логика и рациональное мышление. Если ему до 12 лет, то он всё воспринимает по большей части на эмоциях, и основными эмоциями в таких случаях могут быть обида или гнев.
Префронтальная кора отвечает за сложные когнитивные функции, такие как принятие решений, планирование, самоконтроль и социальное поведение. Младенец появляется на свет без полностью сформированной префронтальной коры, её формирование продолжается до середины третьего десятилетия жизни, что объясняет развитие зрелости и способность к долгосрочному планированию у взрослых.
Старайся быть оптимистом
Если ребёнка будут заставлять продолжать заниматься нелюбимым делом, то у него крепко осядет в голове ассоциация – нелюбимое дело = негативная эмоция. Это и побуждает ребёнка, в то время когда ему самому позволяют выбирать, что ему делать, не делать ничего. Он не только намеренно не смотрит в сторону той секции или кружка, которые он нехотя посещал, так у него ещё и пропадает в принципе желание проявлять инициативу.
Если долгое время он делал то, что не хотел (копал грядки на даче, пока все его сверстники свободно играли во дворе), то когда настанет момент жить своей жизнью, то с большой долей вероятности он будет делать ничего. Он будет наслаждаться беззаботными годами, которых не доставало в юности. Так было у меня.
Я не говорю, что так будет у всех, просто рассказываю тебе свой опыт, чтобы ты увидел взаимосвязь и делал уже свои выводы.
Причины, из-за которых я перестал любить посещать музыкальную школу
Их всего две, и первая из них - программа обучения. Для тех, кто там не учился, расскажу о программе, которая является обязательной и перегруженной. О том, что она перегруженная, говорю с полной уверенностью, так как я долгое время проработал промоутером (я агитировал людей прийти на пробное занятие по барабанам). За три сезона работы я подошёл к огромному количеству людей, из которых часто мне попадались те, кто окончил музыкальную школу, и даже те, кто окончил с красным дипломом. Не поверишь, но практически все мне говорили одно и то же:
«ох уж это сольфеджио…», «музыкальная литература – зачем она?», «спасибо, я уже отучилась по классу фортепиано и я вдоволь наигралась».
Сольфеджио – комплексная дисциплина, которая включает в себя теорию и практику. Этот предмет учит «слышать музыку» только по нотам (не играя на инструменте), анализировать и понимать её.
Сольфеджио полезная дисциплина, очень даже, но какая же огромная программа… Да, она воспитывает предслышание (это когда у тебя мозг уже заранее предполагает, какая будет прогрессия у мелодии). Сольфеджио – сплошная математика в мире музыки обучающая полезным навыкам, но на мой взгляд, к сольфеджио человек должен прийти сам. Сольфеджио для ребёнка – это то же самое, что если бы программу 11 класса по математике преподавали 5-классникам. Это сложная дисциплина, хоть и полезная.
Лично я был гиперактивным ребёнком. Мне сфокусироваться на одном деле было неимоверно сложно. Играть на пианинке мне очень нравилось, но сидеть и слушать монотонную теорию было очень скучно, в последствии чего я плохо писал музыкальные диктанты.
Я был такой не один. Нас было много детей, не любящих сольфеджио. И когда я заглядываю на просторы Youtube и вижу людей, горящих музыкой, таких как Александр Зилков с канала «Нескучный Саунд», которые сами захотели выучить сольфеджио без преподавателя, я понимаю, что дело в интересе. Какой прок обучать сольфеджио ребёнка, который шёл в музыкальную школу играть на инструменте?
Музыкальная литература – дисциплина про биографию композиторов и историю мира музыки. Ох... Эти эссе или контрольные о том, какой композитор что писал и какое наследие оставил…
Да ёлки-палки, я пошёл в музыкальную школу играть на инструменте, а не заниматься писаниной!
Как ты думаешь, если всё то время, которое было потрачено на ту же музыкальную литературу, было бы потрачено на игру на инструменте, это было бы лучше для ученика?
Я считаю, что определённо да. Я считаю, что школы с определённым уклоном в какой-нибудь предмет, например, математический, выпускают лучших математиков не потому, что там хорошие учителя (хотя и не без этого), а по большей части потому, что большее количество времени уходит именно на одну дисциплину.
Хотя я признаю, что были ученики, которым она нравилась. Лично мне - нет. Всю эту информацию можно без труда прочитать в Википедии. Не вижу смысла во включении её в обязательную программу.
Была ещё дисциплина «Слушание музыки», она была предшественником «Музыкальной литературы» первые три класса, если память не подводит. На ней дети просто слушали музыку. Данная дисциплина предназначена для воспитания вкуса к классической музыке. Ничего против не имею, это впрямь полезная дисциплина, ведь ты слушаешь музыку вместе с преподавателем, который объясняет глубину красок произведений. Он будто гид, сопровождающий тебя по музею.
Хороший опыт, на который можно смотреть как на кружок любителей послушать музыку.
Ещё был "Хор", на котором я научился петь во многоголосии. Тоже ничего плохого не скажу, петь я любил. А учитывая, что я окончил музыкалку на тройки с единственной пятёркой по хору, то получилось всё прямо как в том анекдоте, где отец смотрит в дневник сына и говорит:
"Дорогая, этот придурок ещё и поёт!"
Но в целом я считаю, что если бы всё это время я потратил именно на игру на инструменте, я бы намного быстрее достиг хорошего навыка, а вместе с ним я бы и воспитал в себе музыкальный вкус и гармоническое предслышание.
Музыкальная литература нужна для искусствоведов – ладно, но зачем всех ей учить? Сольфеджио же, по моему мнению, хорошая дисциплина, когда ты уже хорошо умеешь играть. Тогда, когда ты хорошо извлекаешь ноты и умело читаешь с листа, но ни дня не прозанимался с сольфеджио, твоё знакомство с предметом будет для тебя, во-первых, намного проще, а во-вторых, ты будто расширяешь для себя горизонты музыкального мири, который уже до этого думал, что хорошо знал.
Многие иконы музыки, песни которых ты слушаешь, прошли именно такой путь. Вначале овладели инструментом, а потом уже постигали азы сольфеджио. Намного интереснее, полезнее, удобнее.
Я не учился в консерватории, но довелось пообщаться с несколькими людьми, которые на тот момент времени были студентами консерваторий. Знаешь, всё то же самое. Казалось бы, тут уже учатся взрослые люди, и это их осознанный выбор, но они не знали, что нагрузка увеличится вдвое. Большинство людей воют, учась там, и я не понимаю, зачем делать такие невыносимые условия для обучения. Такое чувство, будто студентов специально испытывают на прочность, словно спартанцев.
Программу обговорили, осталась заключительная и не менее важная причина неприязни к детским музыкальным школам
В начале стоит огласить:
По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата учителя музыки в России за 2024 год ‒ 27 649 рублей, а средняя зарплата учителя музыки в Москве за 2024 год ‒ 63 125 рублей.
После 2 или 3 лет обучения я перехотел учиться в музыкальной школе, но вышло так, что я продолжал. С того момента мои отношения с учителем специальности (предмет, на котором учат играть на инструменте) ухудшились. Я не выполнял домашнее задание и прогуливал уроки, приходя на уроки без толики прогресса. Мой первый учитель орал на меня, от чего мне было грустно.
Потом первый учитель пошёл на повышение, что означало, что ему нужно будет передать некоторых учеников другим учителям. Я думаю, и он, и я были рады таким переменам. Я думал, что вот он шанс начать с начала. Я начал ходить к другому преподавателю, которая оказалась молодой женщиной лет 35. Мне было приятно у неё обучаться, но это не исправило мои ошибки, и я не переставал не выполнять домашнее задание (да-да, я знаю...).
Да, сейчас, когда я сам уже пробыл преподавателем, я понимаю, что сильно бесит, когда ученик не выполняет домашнее задание, и твои старания как преподавателя уходят в утиль. Но разве это причина, чтобы орать?
Она на меня тоже сильно накричала, от чего я на месте заплакал, после чего она выставила меня за дверь. Хоть я и раздолбай, но и она некомпетентная женщина. Такое поведение непрофессионально. Я был ребёнком...
Я говорю к тому, что в детских музыкальных школах в силу зарплаты, я так понимаю, никто не церемонится. Я слышал, что детей били указкой по рукам. Я слышал, как некоторых людей морально унижали, говоря, что они ничего не добьются и что они тратят своё и преподавательское время. Я слышал это из первых уст. Это ужасно. Я уверен, что дело как минимум в маленьких зарплатах, хотя конечно могу ошибаться.
В частных школах от твоего настроения зависит, сколько ты ещё будешь в неё ходить. Никогда преподаватель не скажет тебе, что ты ничтожество, так как он заинтересован тебя увидеть ещё раз, ведь от частоты твоих посещений зависит его зарплата.
В музыкальных же школах учителя сидят на ставке. Учеником больше или учеником меньше - да плевать! Они держатся только за сильных учеников, с которыми есть шанс поучаствовать на конкурсах. На слабых же им по барабану (в моём случаи по пианино).
27 000 рублей – это очень наглядный показатель того, что никто не будет твоего ребёнка холить и лелеять, относясь к нему как к сокровищу. Велика вероятность, что преподаватель в глубине души твоего ребёнка причислит к числу необучаемых или ему будет тупо неинтересно заниматься с ним, в связи с чем его обучение будет проходить спустя рукава.
Я считаю, что век муниципальных музыкальных школ окончен. Я считаю, что лучше всего просто купить музыкальный инструмент ребёнку и пусть он занимается по Youtube или бесплатным онлайн учебникам и курсам, когда хочет и как хочет. И ни в коем случае не упрекать его...
"Я купил тебе инструмент, а ты не занимаешься"
Позволь ему самому распоряжаться данной вещью. Если захочет, пусть сам продаёт его и деньги возвращает родителям, но это будет его решением и его ответственностью. А учиться социализации можно и в другом месте.
Спасибо, что дочитал(а) данную статью. Данный проект существует за счёт энтузиастов, материально поддерживающих меня. Также у меня есть услуга музыкального консалтинга и аудита за 555 рублей в месяц. На протяжении всего оплаченного месяца ты можешь каждый день задавать мне два интересующих тебя вопроса о музыке и присылать одно видео для оценки твоей игры на инструменте и обратной связи.
Связь:
Телеграм: t.me/music_consult_audit