Майолика – изящное керамическое искусство Италии. Эрмитажная геология

174 прочитали
Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.

В нашей рубрике мы посмотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.

Италия – страна, где зародилась удивительная и неповторимая техника изготовления керамики, получившая название итальянской майолики. В каждом регионе Италии выработан собственный стиль, характерные формы и узоры.

При изготовлении майолики используется красная или белая глина. В одном из прошлых материалов мы уже писали о красной глине (Кумская гидрия – глиняная жемчужина Двадцатиколонного зала), поэтому сегодня предлагаем познакомиться с белой, а также узнать более подробно о майоликовой керамике.

Часто в литературе словом «майолика» называют самые разные керамические изделия: облицовочные плитки, изразцы, любую поливную (глазурованную) керамику. Однако искусствоведы считают, что настоящая майолика имеет конкретное место происхождения – ренессансную Италию. Что же это за изобретение? Давайте разбираться.

Майолика – это разновидность керамических изделий, чаще всего созданных из белой или серой обожжённой глины с пористым черепком. Саму белую глину называют каолином.

Каолин — белая глина
Каолин — белая глина

Каолин – горная порода, состоящая из минерала каолинита. Образуется при разрушении (выветривании) гранитов, гнейсов и других горных пород, содержащих примеси зёрен кварца, полевого шпата, слюды. В отличие от красной глины, содержание оксида алюминия в белой значительно больше, а количество оксида железа – намного ниже. Поэтому глина имеет красный, а не белый цвет. Основные свойства каолина – высокая огнеупорность, низкая пластичность и связующая способность. Каолин – не набухающий материал с пластинчатыми зёрнами. Изделия из этой горной породы отличаются достаточной прочностью и непроницаемостью для воды и воздуха. Месторождения каолина находятся практически по всему миру, поэтому, как и красную глину, белую часто использовали древние мастера. В основном она являлась сырьём в производстве глазурованной керамики: фарфора, фаянса и майолики.

Каолин — белая глина
Каолин — белая глина

Первые глазурованные керамические изделия появились ещё в Древнем Египте, Финикии и Месопотамии. Там мастера создавали большие расписные панно и картины, которыми украшали стены во дворцах и домах богатых людей. Особенно популярна эта техника стала в мусульманских странах, где религия запрещала пользоваться серебряной и золотой посудой. Вместо неё знать заказывала глазурованные керамические изделия, которые имитировали драгоценные металлы.

В Средние века эти работы восточных мастеров появились и в Европе. Туда их привозили арабские торговцы. Чаще всего они останавливались на испанском острове Мальорка, а уже оттуда керамическую посуду и статуэтки развозили по континенту европейские купцы. Поэтому все глазурованные изделия из арабских стран стали называть мальоркой, а затем – майоликой.

Однако сегодня в искусстве майоликой принято именовать только определённый тип керамических изделий. Основным отличием классической майолики от других видов керамики является особенная техника обжига и наличие глазури.

Андреа делла Роббиа (мастерская). Мадонна, поклоняющаяся младенцу. Начало 1490-х гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания — Флоренция.
Андреа делла Роббиа (мастерская). Мадонна, поклоняющаяся младенцу. Начало 1490-х гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания — Флоренция.

Майолика покрывается не одним, а двумя слоями. Вначале – непрозрачным слоем белой оловянной глазури, что позволяло расписывать поверхность изделия яркими красками по сырому фону ещё до обжига – аналогично фреске в архитектуре. Затем поверх росписи наносили прозрачный слой блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом при температуре около 1000 °С. Во время обжига глазурь, расплавляясь, придавала краскам неповторимый блеск.

По сообщению историографа итальянского Возрождения Джорджо Вазари, первым в конце XV века такую глазурь использовал флорентиец Лука делла Роббиа. Найденные им формулы оловянной и свинцовой глазури, как и особенности технологии, были промышленным секретом, который он передал по наследству своему племяннику. Так это было или нет, историки спорят по сей день. Однако бесспорно, что наибольшую известность эта техника достигла именно в произведениях итальянских мастеров. Высший расцвет итальянской майолики пришёлся на XVI век, когда каждый регион страны выработал собственный живописный стиль.

Итальянские мастера также создали технику меццо-майолики (от итал. mezzo – средний, полу-), которая отличается тем, что основа изделия выполнялась из глины красного цвета и затем покрывалась тонким слоем белой глины для нанесения ярких красок. Для чего мог понадобиться такой приём? Вероятно, это связано с тем, что белая глина – каолин – даже сейчас стоит дороже красной. Поэтому при создании больших скульптурных изделий мастера прибегали к такой уловке, чтобы сэкономить на материале.

Квасник с крышкой. Россия. Вторая половина XVIII в. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания – Россия.
Квасник с крышкой. Россия. Вторая половина XVIII в. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания – Россия.

Интересно, что в России майолика стала популярна только в XVIII веке. Первый отечественный майоликовый завод открыл купец Афанасий Гребенщиков в 1724 году в Москве. На его предприятии создавали изразцы для печей, керамические плиты для стен, посуду и аптекарские флаконы.

В Государственном Эрмитаже экспонируется несколько произведений знаменитого итальянского скульптора Бенедетто Бульони, который учился в мастерской делла Роббиа и работал в технике майолики этого великого мастера, являясь не только его прямым последователем, но даже иногда составляя конкуренцию его наследнику – Джованни делла Роббиа. Бульони немало способствовал тому, чтобы распространить традиционную флорентийскую технику создания за пределы Флоренции.

Бенедетто Бульони. Рождество Христово. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Нач. XVI в.
Бенедетто Бульони. Рождество Христово. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Нач. XVI в.

Полихромный рельеф Бенедетто Бульони «Рождество Христово» был создан в начале XVI столетия для украшения одноимённого алтаря. Скульптурная композиция представляет библейскую сцену появления на свет Иисуса Христа. В центре картины, на фоне рождественского хлева, изображён младенец Иисус. Над ним склонили головы символические вол и осёл. Слева от новорождённого стоит Богоматерь, сложившая ладони в молитвенном жесте. Ещё левее, в задумчивой позе, подперев голову рукой, сидит Иосиф.

Все фигуры рельефа проработаны мастером с особой тонкостью и выполнены с большим изяществом. Духовная красота образов гармонично сочетается с телесной. Используя световые и пластические эффекты, Бенедетто Бульони наполняет скульптуру светлыми эмоциями.

Интересная особенность техники, которая отчётливо прослеживается и в «Рождестве Христовом»: в большинстве случаев рельефные фигуры оставляли белыми на цветном фоне. Обрамления, напротив, часто делали в виде изумляющих пышностью и красочностью гирлянд из разнообразных плодов и листьев. Поблескивающие белые рельефы, отдалённо напоминавшие мраморные скульптуры под открытым небом, могут восприниматься как отсылки к Античности.

Работы итальянского мастера – это очень успешный симбиоз живописи и скульптуры. Такие его произведения, как рафинированные Мадонны, портреты и бюсты, сюжетные композиции сравнимы по красоте и выразительной силе с произведениями крупных художников эпохи Возрождения: Донателло, Верроккьо, Филиппо Липпи.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV в.
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV в.

Полюбоваться полихромным рельефом «Рождество Христово» (зал № 210) и другими произведениями итальянской майолики можно в Эрмитаже, а познакомиться подробнее с историей глины и сферами её применения можно в Геологоразведочном музее института Карпинского.