2,1K подписчиков

Пересадить и успокоить!

Нижнекамск - город, где можно ребёнка одного отправить в школу и не переживать за его безопасность. Его улицы должны быть настолько безопасными, чтобы родители не боялись отпустить своего ребёнка одного. Каким образом этого достичь, знают помощник главы НМР по вопросам безопасной дорожной инфраструктуры Раис ШАЕХОВ и глава НМР Рамиль МУЛЛИН. Во всяком случае на деловом понедельнике первый доложил, что уже для этого сделано, а второй уточнил, что ещё нужно сделать.

Нижнекамск - город, где можно ребёнка одного отправить в школу и не переживать за его безопасность.

В стратегии пять пунктов

Для достижения городской безопасности намечено 5 основных стратегических направлений. Во-первых, предложено «успокоение трафика» - снижение скоростей в городе до 40-50 км/ч, так как высокие скорости являются основными причинами страшных ДТП. Для успокоения трафика рядом с пешеходными переходами запланирована установка островков безопасности на средства «Татнефти». Также будут размещаться дополнительные светофоры, искусственные дорожные неровности и освещение.

Во-вторых, безопасность на дорогах должно обеспечить дальнейшее продвижение системы контроля «Безопасный город». На улицах, дорогах, перекрёстках комплекс камер видеонаблюдения на скорость, на стоп-линию и разметку, на левый поворот постепенно будет дисциплинировать нарушителей. В-третьих, должны помочь выделенные полосы для общественного транспорта и в целом культура пользования общественным и альтернативным транспортом. Чтобы у людей был выбор: сидеть в машинах в пробках или ехать без проблем на автобусах, а ещё лучше - велосипедах. Самой собой безопасности на дорогах будет способствовать приведение их в нормативное состояние. Ну и ещё один пункт стратегии - обучение и воспитание детей ответственными участниками дорожного движения.

Это мы не проходили

По наблюдениям Р. Шаехова, в настоящее время российские города проживают примерно такой же этап, который был в европейских городах 40-50 лет назад, когда был бум автомобилизации. Тогда сносили парки, скверы и строили автострады, даже в центре городов. Позже поняли, что это утопический путь и расширение дорог никогда не сможет вместить все автомобили. Тогда и начали развивать альтернативный транспорт, в том числе велосипедный.

При этом докладчик поспешил развеять страхи тех, кто опасается ездить на работу на велосипеде из-за боязни плохо пахнуть после поездки. Всё просто: необязательно ехать быстро, как спортсмен, тогда и не потребуется принимать душ после поездки. Для доказательства он привёл фотографии знакомых из Франции, где по ежедневным делам люди ездят на велосипедах в том числе в деловых костюмах. Таким образом, велосипед в городе во многих случаях мог бы полноценно заменять автомобиль или общественный транспорт, а не оставаться только развлечением для катаний в свободное время.

Сплошные велоплюсы

При этом становятся очевидными и другие плюсы. Например, регулярная езда на велосипеде благоприятно влияет на здоровье, улучшает экологию города, вносит значительный вклад в экономику и, вообще, делает человека более счастливым. Каждый рубль, вложенный в инфраструктуру для велосипедистов и пешеходов, приносит городской экономике около 13 рублей, снижая вред для экологии, уменьшая заболеваемость и расходы на медицину, развивая уличную торговлю, улучшая социальную обстановку и пр.

Для такого оптимистичного сценария необходимо не только строительство велоинфраструктуры, но и популяризация велосипеда как транспорта. Например, в Альметьевске несколько лет назад построили больше 100 км велодорожек, но на этом развитие велодвижения остановилось: ожидание не оправдалось, люди не стали массово использовать велосипед, менталитет альметьевцев остался автолюбительским. «В нашем городе развитие идёт комплексно: мы не только строим велодорожки, но и проводим мероприятия, которые направлены на популяризацию велосипеда», - считает Р. Шаехов.

На прошлой неделе, к слову, в нижнекамской акции «На работу на велосипеде» участие приняли больше 1000 человек. В городе работали энергетические точки, где волонтёры приветствовали велосипедистов, благодарили их за выбор велосипеда в качестве транспорта и дарили приятные подарочки, в том числе памятки по безопасности движения. «Так масштабно эта акция в республике проходит только в Нижнекамске. И с каждым годом людей, добирающихся на работу на велосипедах, становится всё больше», - констатирует помощник главы НМР.

Популяризации велосипеда способствует и ставшее традиционным ежегодное торжественное открытие велосезона. «В этом году он открылся 28 апреля с участием представителей исполкома и сотрудников ГИБДД. Но, вообще, велосипед - это круглогодичный вид транспорта. Поэтому я надеюсь, что сезон закрывать не будем», - рассказал Р. Шаехов.

Велосипедные занятия для инвалидов практикуются в спорткомплексе «Шинник». Для людей с ДЦП, незрячих и слабовидящих проводятся тренировки на велотандемах. Причём наши мужественные люди неоднократно становились призёрами велосоревнований разного уровня.

Благодаря гранту «СИБУРа» проекта «Формула хороших дел» в Нижнекамске проводятся велосипедные экскурсии. Первый сезон показал их востребованность. Люди получают инструктаж по правилам безопасности дорожного движения, лучше узнают свой город, становятся его амбассадорами, знакомятся между собой. Так формируются положительные сообщества как основа городской жизни.

Деньги нашлись

«ВГ» недавно писала, но напомним: велоинфраструктура в Нижнекамске создаётся на средства национального проекта «Безопасные качественные дороги», кроме того, глава НМР Рамиль МУЛЛИН смог привлечь на это дополнительные деньги. А в других городах России пока не додумались, что по этому нацпроекту можно строить и автомобильные, и пешеходные, и велосипедные дороги, об этом говорилось в Москве на недавней международной отраслевой конференции по микромобильности.

Сегодня в Нижнекамске построено 37 км велодорожек, отдельных от автомобильных дорог и отличающихся покрытием от тротуаров. Тогда как, к примеру, в Казани или Москве велополосы рисуют краской на проезжей части. В этом году в городских планах - обустройство ещё 14 км велодорожек. А для комфортного велопередвижения в Нижнекамске должно быть не менее 70 км спецдорожек, что вполне достижимо, считают власти.

Увы, темпам развития велоинфраструктуры пока не соответствует культура водителей и пешеходов: автохамы продолжают парковать свои автомобили на велодорожках, а пешеходы часто не понимают, что передвигаться безопаснее по тротуарам, а не по велодорожкам.

Не бросай как попало!

Рассказал Р. Шаехов и про другой альтернативный вид транспорта. В Нижнекамске работают две кикшеринговые компании - «МТС Юрент» (самокаты фиолетовой расцветки) и «Гринби» (зелёные), которые предоставляют услуги по краткосрочной аренде электросамокатов. Общий флот составляет около 400 единиц этого электротранспорта. Каждый самокат снабжён миникомпьютером с системой GPS. Это позволяет оперативно управлять всеми самокатами сразу.

В городе определены так называемые тихие зоны, где самокаты автоматически снижают скорость до 10 км/ч, - это парки и общественные пространства. Пока проблемой остаются самокаты, бросаемые в беспорядке чуть ли не повсеместно. Но у власти есть план, как этому противостоять. «В отличие от соседних городов, Нижнекамск пошёл не по пути запретов и ограничений, мы выстраиваем диалог с компаниями и пользователями. Безопасность дорожной инфраструктуры останется нашим приоритетом, ведь с каждым годом самокаты и велосипеды будут входить в транспортный сценарий всё больше и больше», - пообещал Р. Шаехов.

Глава НМР Р. Муллин поддержал своего помощника и подчеркнул, что в целом безопасность дорожного движения остаётся городской головной болью: «В прошлом году мы потеряли на дорогах 23 человека, в том числе детей, в этом году погиб студент. Если за городом основная причина ДТП - выезд на встречку, то в городе - превышение скорости движения. Поэтому будем системно уменьшать скорость автодвижения, устанавливать островки безопасности, искусственные неровности, освещение пешеходных переходов».

Кроме того, Р. Муллин вновь призвал производственников «пересесть» с личного транспорта на вахтовые автобусы, а сами вахтовые перевозки сделать более эффективными, чтобы разгрузить маршруты до промзоны. «В этом году мы пилотно на некоторых улицах начинаем делать разметку для автобусов, а также установим видеокамеры контроля движения общественного транспорта. Нужно, чтобы в эту цепочку вошли и вахтовые автобусы. Другого варианта развития общественного транспорта как альтернативы личному, к сожалению, нет», - рассказал глава НМР.

Тут же он в очередной раз ответил на критику горожан о сужении дорог на магистралях во время капитального ремонта. «За всё время ни одна улица не была сужена. Мы выпрямляем дороги, убираем парковочные карманы, которые останавливают трафик. Скорость движения на городских дорогах должна быть не более 40 км/ч. Мы следуем общемировой практике строительства дорог. Это обеспечивает проходимость основных магистралей и делает городские дороги безопасными», - пояснил он.

Не раз властями заявлялись намерения развивать и трамвайное движение. «Но пока это слишком дорого для нас. Сегодня по всей России всего в 12 городах такой проект реализуется. Мы стучимся в федеральные двери, но деньги идут в основном в города-миллионники. Надеемся, с учётом развития промышленности и увеличения промперевозок нас услышат в части планов запустить трамваи по Соболековской дороге и реконструкции трамвайной инфрастуктуры, которой уже много лет», - заявил Р. Муллин.

А заключил обсуждение проблемы безопасности дорожной инфраструктуры глава НМР изречением русского мыслителя Михаила Бакунина: «В целом проблем с безопасностью авто-, вело-, мото-, самокатного и трамвайного движения не будет, если соблюдать правила дорожного движения и помнить известный принцип: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».