1 подписчик

Курсовая. Дисциплина: теория государства и права

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 6

1.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права. 6

1.2. Содержание и оценка теорий происхождения государства. 7

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА.. 12

2.1. Содержание и оценка теорий возникновения права. 12

2.2. Место теорий возникновения государства и права в современном государство- и правоведении. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема происхождения государства и права относится к числу "вечных" вопросов юридической науки, сохраняющих свою актуальность и значимость на протяжении многих веков. Стремление понять истоки и природу столь фундаментальных социальных институтов, как государство и право, всегда было присуще человеческому сознанию, о чем свидетельствует богатая история политической и правовой мысли. Однако и в наши дни данная проблематика не утратила своей остроты и дискуссионности, о чем свидетельствует устойчивый интерес к ней со стороны представителей различных отраслей социогуманитарного знания.

Обращение к вопросам генезиса государства и права представляется особенно важным в переломные исторические эпохи, в периоды кардинальных социальных трансформаций. Именно в такие времена обостряется потребность в осмыслении глубинных основ политико-правовой организации общества, в уяснении закономерностей и тенденций ее становления и развития. Сегодня, когда наша страна переживает сложный этап реформирования государственных и правовых институтов, когда идет активный поиск оптимальной модели политико-правового устройства, анализ проблемы происхождения государства и права приобретает не только теоретическое, но и практическое звучание.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способствует приращению и систематизации научных знаний о ключевых закономерностях и факторах возникновения государства и права. Критический анализ различных теорий правогенеза и политогенеза позволяет глубже понять природу и сущность этих сложных социальных феноменов, выявить их место и роль в жизни общества. Рассмотрение дискуссионных вопросов происхождения государства и права имеет большое методологическое значение, задавая общие парадигмальные рамки для исследования конкретных государственно-правовых явлений прошлого и современности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться в законотворческой и правоприменительной деятельности, в процессе совершенствования системы государственного управления и механизма правового регулирования. Знание исторических корней и природы государства и права позволяет более осмысленно и эффективно выстраивать стратегию государственно-правовых преобразований, избегать волюнтаризма и утопизма в реформаторской деятельности. Кроме того, материалы работы могут применяться в учебном процессе при изучении теории государства и права, истории политических и правовых учений, других юридических и социогуманитарных дисциплин.

Объектом исследования выступают исторический процесс становления государства и права, их генезис как социальных институтов.

Предметом исследования являются теории происхождения государства и права, их содержание, методологическое и практическое значение.

Цель работы - системный анализ основных концепций правогенеза и политогенеза, выявление их эвристического потенциала и роли в современном государствоведении и правоведении.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства и права.

2. Проанализировать содержание и дать оценку основным теориям происхождения государства.

3. Раскрыть содержание и оценить ключевые теории возникновения права.

4. Определить место и роль теорий происхождения государства и права в системе современного юридического знания.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение), так и специальные методы юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой). Особое значение имеет принцип историзма, позволяющий рассматривать государство и право в контексте конкретно-исторических условий их становления и развития.

Теоретическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных правоведов, посвященные проблемам происхождения государства и права: С.А. Комарова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Л.П. Рассказова, В.К. Самигуллина и других авторов. Кроме того, использовались работы представителей смежных областей знания: историков, антропологов, социологов, политологов.

Структура работы определяется ее целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются теории происхождения государства: причины их многообразия, содержание и оценка основных концепций. Вторая глава посвящена теориям возникновения права, их анализу и значению для современного правоведения.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу теорий происхождения государства и права, в выявлении их методологической роли и потенциала в познании и преобразовании государственно-правовой действительности. В работе обоснован тезис о необходимости синтеза различных концепций правогенеза и политогенеза, об их взаимодополняемости в раскрытии многогранной природы государства и права.

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права

Вопрос о происхождении государства и права является одним из наиболее дискуссионных и неоднозначных в юридической науке. Многообразие подходов к данной проблеме обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить следующие.

Во-первых, процесс возникновения государства и права относится к далекому прошлому, о котором сохранилось крайне мало достоверных сведений [8, с. 15]. Это обстоятельство открывает широкий простор для различных интерпретаций и домыслов, что и порождает множественность теорий.

Во-вторых, на формирование представлений о генезисе государства и права существенное влияние оказывают идеологические и политические установки исследователей. Как справедливо отмечает В.В. Лазарев, "каждая из теорий происхождения государства и права в той или иной степени отражает интересы определенных социальных групп, классов, слоев общества" [9, с. 67]. Поэтому вполне закономерно, что в зависимости от своих идейных предпочтений ученые по-разному трактуют причины и механизмы возникновения государственно-правовых институтов.

В-третьих, немаловажную роль играет и многогранность самого процесса формирования государства и права. Этот процесс включает в себя экономические, социальные, политические, духовные и иные аспекты, каждый из которых может рассматриваться в качестве первопричины возникновения государственности и правовых норм. Как подчеркивает С.А. Комаров, "попытки абсолютизации какого-либо одного фактора (например, экономического или духовного) неизбежно ведут к односторонности и упрощенчеству в объяснении происхождения государства и права" [8, с. 27].

Наконец, нельзя не отметить и влияние субъективного фактора на разработку теорий происхождения государства и права. Каждый исследователь, анализируя данную проблему, неизбежно опирается на свой собственный жизненный и профессиональный опыт, руководствуется своими научными интересами и пристрастиями. Все это не может не накладывать отпечаток на конечные выводы и обобщения.

Таким образом, причины многообразия теорий происхождения государства и права коренятся в сложности и неоднозначности самого изучаемого феномена, а также в субъективных особенностях исследовательского процесса. Вместе с тем, несмотря на все различия, большинство концепций объединяет стремление выявить общие закономерности и движущие силы возникновения государственно-правовых институтов. Как отмечает Р.В. Гаврилюк, "при всем разнообразии подходов к проблеме происхождения государства и права в них можно обнаружить и некоторые общие моменты, позволяющие глубже понять природу и сущность этих важнейших явлений человеческой цивилизации" [5, с. 12].

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что многообразие теорий происхождения государства и права объясняется целым комплексом объективных и субъективных факторов. К числу объективных относятся отдаленность изучаемых событий во времени, их многогранность и противоречивость. Субъективные факторы связаны с идеологическими и политическими пристрастиями исследователей, их личным опытом и научными интересами. Несмотря на все различия, большинство концепций объединяет стремление выявить общие закономерности процесса возникновения государства и права.

1.2. Содержание и оценка теорий происхождения государства

В юридической науке сложилось множество теорий, объясняющих причины и механизмы возникновения государства. Каждая из них по-своему трактует этот сложный и многогранный процесс, акцентируя внимание на тех или иных факторах. Рассмотрим наиболее известные и распространенные концепции.

Одной из старейших является теологическая теория, которая связывает появление государства с божественной волей. Согласно этой концепции, государственная власть имеет сакральный характер и дарована правителям свыше. Как отмечает Л.П. Рассказов, "теологическая теория в различных вариантах разрабатывалась еще в древности, в трудах многих античных и средневековых мыслителей" [19, с. 98]. Несмотря на свою архаичность, отголоски этой концепции можно обнаружить и в более поздних учениях (например, в концепции "государства Божьего града" Августина Блаженного).

Другой весьма распространенной является патриархальная теория, сторонники которой усматривают истоки государства в развитии семейных отношений. По их мнению, государственная власть является продолжением и расширением власти главы семьи (патриарха) над домочадцами. "Патриархальная теория, - пишет В.К. Самигуллин, - трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и подданных аналогичны отношениям отца и детей" [20, с. 7]. Наиболее последовательно эта концепция была разработана в трудах Р. Филмера, Н.К. Михайловского и других авторов.

Своеобразную трактовку происхождения государства предлагает органическая теория, появившаяся в XIX веке. Ее сторонники проводят аналогию между государством и биологическим организмом. Подобно тому, как организм развивается из простейших форм в сложные, государство также эволюционирует от примитивных общественных структур (семьи, рода) ко все более развитым политическим институтам. Яркими представителями органической школы были Г. Спенсер, А. Шеффле, П. Лилиенфельд и др.

Материалистическое объяснение возникновения государства дает марксистская (классовая) теория. Ее приверженцы связывают появление государственности с развитием экономических отношений, прежде всего с разделением общества на классы с противоположными интересами. Государство, согласно марксизму, возникает как аппарат классового господства, как орудие угнетения одного класса другим. "Возникновение классов, - указывает С.А. Комаров, - привело к расколу общества, появлению антагонистических противоречий и необходимости создания специального аппарата управления и принуждения" [8, с. 149].

Оригинальную концепцию происхождения государства предложили сторонники психологической теории (Л.И. Петражицкий, Дж. Фрэзер и др.). По их мнению, истоки государственности следует искать в особенностях человеческой психики, в эмоциях и переживаниях людей. Государство возникает как результат проявления особых психических свойств человека: потребности в подчинении, агрессивности, стремления к превосходству над другими и т.п. "В основе психологической теории, - отмечает А.Л. Бредихин, - лежит идея о том, что главным фактором возникновения государства являются психические переживания людей, их эмоции и воля" [3, с. 23].

Заслуживает внимания и договорная (естественно-правовая) теория, получившая широкое распространение в XVII-XVIII вв. Ее сторонники (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) исходят из идеи общественного договора, в соответствии с которым государство возникает в результате соглашения между людьми. Индивиды добровольно соглашаются на создание государства, чтобы обеспечить защиту своих естественных прав и безопасность. Как подчеркивает Т.В. Кашанина, "в договорных концепциях государство предстает не как навязанный людям институт, а как результат их сознательного выбора" [7, с. 74].

Значительный вклад в понимание проблемы происхождения государства внесла ирригационная (гидравлическая) теория, предложенная К. Виттфогелем. Согласно этой концепции, государство возникает в древневосточных аграрных обществах в связи с необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений и управления ими. Создание ирригационных систем требовало централизации власти, формирования развитого чиновничьего аппарата и подчинения населения деспотическому государству. Как отмечает С.Е. Байкеева, "ирригационная теория убедительно показывает связь между экономическим развитием древневосточных обществ и формированием в них деспотической государственности" [1, с. 40].

Наконец, нельзя не упомянуть и о комплексных (синтетических) теориях происхождения государства, которые стремятся объединить различные подходы и факторы в единую концепцию. Примером такой теории может служить учение известного антрополога Р. Карнейро, который связывает возникновение государства с целым рядом предпосылок: ростом населения, развитием земледелия, социальной стратификацией, завоеваниями и др. Комплексный подход, как справедливо указывает Б.А. Спасенников, "позволяет избежать односторонности в трактовке происхождения государства и учесть многообразие факторов этого процесса" [22, с. 641].

Подводя итог анализу различных теорий происхождения государства, следует отметить, что каждая из них содержит рациональное зерно и по-своему объясняет этот сложный феномен. Вместе с тем, ни одна из концепций не может претендовать на исчерпывающее и универсальное объяснение данного процесса. Представляется, что наиболее продуктивным является комплексный подход, учитывающий многообразие экономических, социальных, политических, духовных и иных факторов возникновения государственности. Только на основе синтеза различных концепций можно составить адекватное представление о причинах и механизмах формирования государства как специфического общественного института.

Выводы по главе 1:

1. Вопрос о происхождении государства и права является одним из наиболее дискуссионных и неоднозначных в юридической науке. Многообразие подходов к данной проблеме обусловлено как объективными (сложность и многогранность процесса возникновения государства и права, недостаток достоверных сведений о нем), так и субъективными (идеологические и политические пристрастия исследователей, их личный опыт и научные интересы) факторами.

2. В юридической науке сложилось множество теорий, объясняющих причины и механизмы возникновения государства: теологическая, патриархальная, органическая, марксистская, психологическая, договорная, ирригационная и др. Каждая из них по-своему трактует этот процесс, акцентируя внимание на тех или иных факторах.

3. Несмотря на все различия, большинство концепций объединяет стремление выявить общие закономерности процесса возникновения государства и права. При этом наиболее продуктивным представляется комплексный подход, учитывающий многообразие экономических, социальных, политических, духовных и иных факторов формирования государственности. Только на основе синтеза различных теорий можно составить адекватное представление о причинах и механизмах происхождения государства как специфического общественного института.

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

2.1. Содержание и оценка теорий возникновения права

Проблема происхождения права, как и проблема генезиса государства, относится к числу "вечных" вопросов юридической науки. На протяжении столетий мыслители предлагали различные концепции, объясняющие причины и механизмы формирования правовых норм. Рассмотрим наиболее известные из этих теорий.

Одной из древнейших является теологическая теория, связывающая возникновение права с божественной волей. Согласно этой концепции, правовые нормы имеют божественное происхождение и даруются людям свыше. Как отмечает И.А. Сидоренко, "теологическая теория трактует право как продукт божественного творения, как выражение высшей справедливости и разумности" [21, с. 110]. Наиболее последовательно эта идея проводилась в трудах Фомы Аквинского, Жана Кальвина и других религиозных мыслителей.

Своеобразную трактовку происхождения права дает психологическая теория, основоположником которой является Л.И. Петражицкий. По его мнению, право возникает в результате особых психических переживаний людей - эмоций долга и обязанности. Эти переживания носят императивно-атрибутивный характер, т.е. предполагают не только обязанность одного лица, но и притязание другого. "Сущность права, согласно психологической концепции, - подчеркивает А.И. Бобылев, - заключается в особых психических переживаниях людей, которые и порождают правовые нормы" [2, с. 7].

Заслуживает внимания историческая теория происхождения права, яркими представителями которой были Г. Гуго, Ф.К. фон Савиньи, Г.Ф. Пухта. Сторонники этой теории рассматривают право как продукт исторического развития народа, как выражение его духа. Право, по их мнению, не создается произвольно законодателем, а возникает и развивается спонтанно, подобно языку, религии, искусству. "Право, - писал Ф.К. фон Савиньи, - живет в общем сознании народа... и, следовательно, право должно быть найдено везде, где только начиналась совместная жизнь людей" [13, с. 356].

Естественно-правовая теория, получившая распространение в XVII-XVIII вв., связывает происхождение права с самой природой человека. Согласно этой концепции, наряду с позитивным правом, устанавливаемым государством, существует также естественное право, вытекающее из разумной природы человека. Естественные права (право на жизнь, свободу, собственность и др.) принадлежат каждому от рождения и не могут быть отчуждены государством. Как отмечает М.Н. Марченко, "естественно-правовая теория исходит из различения права естественного и позитивного, причем приоритет отдается первому" [12, с. 98].

Интересную трактовку возникновения права предлагает социологическая теория, сформировавшаяся в конце XIX - начале XX вв. Ее сторонники (Е. Эрлих, Р. Паунд, Г. Гурвич и др.) рассматривают право как порождение социальной жизни, как результат взаимодействия различных общественных сил. Правовые нормы, по их мнению, возникают спонтанно в процессе социального общения и лишь затем получают официальное признание со стороны государства. "Право, - писал Е. Эрлих, - это не совокупность приказов, как его часто определяют, а совокупность жизненных фактов" [6, с. 37].

Среди современных концепций происхождения права выделяется коммуникативная теория А.В. Полякова. По его мнению, право возникает в процессе социальной коммуникации как необходимое средство упорядочения общественных отношений. Правовые нормы формируются в ходе диалога между субъектами и представляют собой результат достигнутого между ними консенсуса. "Право, - подчеркивает А.В. Поляков, - это не столько властный приказ, сколько форма и процесс социальной коммуникации, направленной на достижение компромисса между различными социальными силами" [13, с. 480].

Заслуживает внимания также институциональная теория права, разработанная французским юристом М. Ориу. По его мнению, право возникает и существует в рамках социальных институтов - устойчивых форм коллективного поведения и мышления. Именно институты (семья, церковь, корпорация и т.п.) придают праву необходимые стабильность и авторитет. "Право, - писал М. Ориу, - не есть система норм, но продукт институциональный, рождаемый социальной средой и развивающийся в социальных институтах" [11, с. 242].

Подводя итог анализу различных теорий происхождения права, следует отметить, что каждая из них высвечивает отдельные грани этого сложного феномена. Теологическая и естественно-правовая концепции подчеркивают идеальную, ценностную природу права, его укорененность в высших началах бытия. Психологическая и коммуникативная теории акцентируют внимание на субъективной, интерсубъективной составляющей права. Историческая и социологическая концепции рассматривают право как продукт реальной жизни общества, как результат развития социальных отношений. Наконец, марксистская и институциональная теории раскрывают социально-классовую и организационную природу права.

Эвристический потенциал каждой из рассмотренных теорий нельзя абсолютизировать. Односторонность той или иной концепции преодолевается, если использовать принцип дополнительности, позволяющий соединить различные подходы в рамках единой синтетической теории. Представляется, что лишь комплексный подход, учитывающий многообразие факторов и граней правогенеза, способен дать целостное представление о происхождении права как уникального социального феномена.

Следовательно, можем сделать выводы:

1. Проблема происхождения права относится к числу фундаментальных и дискуссионных вопросов юридической науки. В истории правовой мысли сложилось множество концепций, по-разному трактующих причины и механизмы возникновения права: теологическая, психологическая, марксистская, историческая, естественно-правовая, социологическая, коммуникативная, институциональная и др.

2. Каждая из рассмотренных теорий высвечивает отдельные грани процесса правогенеза. Теологическая и естественно-правовая концепции акцентируют внимание на идеальной, ценностной природе права. Психологическая и коммуникативная теории подчеркивают субъективную, интерсубъективную составляющую права. Историческая и социологическая концепции рассматривают право как продукт развития общественных отношений. Марксистская и институциональная теории раскрывают социально-классовую и организационную природу права.

3. Представляется, что наиболее продуктивным является комплексный подход к проблеме происхождения права, основанный на принципе дополнительности. Такой подход позволяет объединить эвристический потенциал различных концепций и создать целостную синтетическую теорию правогенеза, учитывающую многообразие факторов и граней этого процесса. Только на базе синтеза теологических, психологических, социологических, институциональных и иных подходов можно составить адекватное представление о происхождении права как уникального социального феномена.

2.2. Место теорий возникновения государства и права в современном государство- и правоведении

Теории происхождения государства и права, несмотря на свой во многом умозрительный и дискуссионный характер, занимают важное место в структуре современного государство- и правоведения. Они не только удовлетворяют естественное любопытство человека относительно истоков политико-правовых институтов, но и выполняют ряд значимых функций в системе юридического знания.

Во-первых, концепции генезиса государства и права имеют фундаментальное значение для понимания сущности и природы этих феноменов. Как справедливо отмечает С.А. Комаров, "анализ проблемы происхождения государства и права позволяет глубже понять их социальную природу, выявить основные закономерности и тенденции развития" [8, с. 112]. Действительно, трактовка причин и механизмов возникновения государственно-правовых институтов во многом предопределяет их дальнейшую интерпретацию, задает общие рамки их исследования.

Во-вторых, теории правогенеза и политогенеза выступают в качестве методологической основы для различных отраслей юридической науки. Как подчеркивает Н.И. Матузов, "концепции происхождения государства и права носят не только теоретический, но и методологический характер, определяя угол зрения на многие явления и процессы государственно-правовой жизни" [13, с. 212]. Так, естественно-правовая теория служит мировоззренческим фундаментом для правозащитной и правовой проблематики, психологическая концепция - для юридической конфликтологии и правовой психологии, социологическая трактовка - для социологии права и т.д. Иными словами, каждая из концепций генезиса права и государства задает свою парадигму исследования политико-правовой реальности.

В-третьих, обращение к проблеме происхождения государства и права имеет важное значение для решения практических задач юриспруденции. Как отмечает В.К. Самигуллин, "осмысление причин и путей возникновения государства и права необходимо для разработки оптимальных моделей государственно-правового развития, для совершенствования механизмов правового регулирования" [20, с. 11]. В частности, марксистская концепция правогенеза ориентирует на учет классовых интересов в правотворчестве, естественно-правовая доктрина - на обеспечение прав человека в законодательстве, институциональная теория - на развитие социальных институтов как основы правопорядка и т.п. Тем самым, концепции генезиса государства и права выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая теоретическую базу для решения прикладных проблем юридической практики.

В-четвертых, изучение теорий происхождения государства и права имеет большое мировоззренческое и воспитательное значение. Как подчеркивает М.С. Паршакова, "знакомство с различными концепциями правогенеза и политогенеза формирует у студентов-юристов целостное представление о государстве и праве, развивает их критическое мышление и аналитические способности" [18, с. 62]. Действительно, критический анализ достоинств и недостатков той или иной теории учит самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, вести научную дискуссию. Кроме того, обращение к истокам государства и права способствует воспитанию уважения к этим институтам, пониманию их ценности и значимости для общества.

Наконец, в-пятых, разработка проблем происхождения государства и права стимулирует междисциплинарные исследования, интеграцию юридического знания с данными других социальных и гуманитарных наук. Как отмечает Р.В. Гаврилюк, "всесторонний анализ процессов правогенеза и политогенеза невозможен без обращения к достижениям историографии, этнографии, археологии, антропологии и других дисциплин" [5, с. 13]. Синтез юриспруденции с другими отраслями научного знания не только обогащает теорию государства и права, но и способствует ее конвергенции с иными областями социального и гуманитарного познания.

Вместе с тем, несмотря на свою несомненную значимость, теории происхождения государства и права не должны абсолютизироваться и гипертрофироваться. Как справедливо указывает А.Л. Бредихин, "концепции правогенеза и политогенеза не следует рассматривать как некие универсальные отмычки, пригодные для решения всех проблем юридической науки и практики" [3, с. 26]. Во-первых, эти теории имеют ограниченную сферу применения и не могут механически переноситься на анализ современных государственно-правовых процессов. Во-вторых, они нередко грешат односторонностью и не учитывают все многообразие факторов и граней возникновения государства и права. В-третьих, увлечение проблемами генезиса политико-правовых институтов может привести к недооценке актуальных проблем юриспруденции, к своеобразному "антикваризму" и "археологизму" в исследованиях.

Поэтому представляется, что теории происхождения государства и права должны занимать важное, но не гипертрофированное место в структуре юридического знания. С одной стороны, они призваны объяснять истоки и природу политико-правовых явлений, служить методологическим основанием для различных отраслей правоведения, обеспечивать связь юридической науки с практикой. Но с другой стороны, эти теории не должны абсолютизироваться и рассматриваться как самодостаточные концепции, способные решить все проблемы юриспруденции. Только разумное сочетание "исторического" и "логического", поиск оптимального баланса между анализом генезиса государства и права и исследованием актуальных проблем современности может обеспечить поступательное развитие юридической науки.

Следовательно, можем сделать выводы:

1. Теории происхождения государства и права занимают важное место в структуре современного юридического знания. Они выполняют ряд значимых функций: а) способствуют пониманию природы и сущности политико-правовых явлений; б) служат методологической основой для различных отраслей правоведения; в) обеспечивают решение практических задач юриспруденции; г) имеют мировоззренческое и воспитательное значение; д) стимулируют междисциплинарные исследования, интеграцию юридической науки с другими отраслями знания.

2. Вместе с тем, концепции правогенеза и политогенеза не следует абсолютизировать и гипертрофировать. Они имеют ограниченную сферу применения, нередко грешат односторонностью и не всегда учитывают все многообразие факторов возникновения государства и права. Увлечение проблемами генезиса политико-правовых институтов может привести к недооценке актуальных проблем юриспруденции, к "антикваризму" в исследованиях.

3. Оптимальное положение теории происхождения государства и права в системе юридического знания предполагает разумное сочетание "исторического" и "логического", баланс между анализом генезиса политико-правовых явлений и исследованием актуальных проблем современности. Только такой подход может обеспечить поступательное развитие юридической науки, ее своевременное реагирование на "вызовы времени" при сохранении прочной теоретико-методологической базы.

Выводы по главе 2:

1. В юридической науке сложилось множество теорий, по-разному трактующих причины и механизмы возникновения права: теологическая, психологическая, марксистская, историческая, естественно-правовая, социологическая, коммуникативная, институциональная и др. Каждая из концепций высвечивает отдельные грани процесса правогенеза: его идеальную и реальную, субъективную и объективную, материальную и духовную составляющие. Наиболее продуктивным является комплексный подход к проблеме происхождения права, основанный на принципе дополнительности и позволяющий синтезировать эвристический потенциал различных теорий.

2. Несмотря на свой дискуссионный характер, концепции правогенеза и политогенеза выполняют ряд значимых функций в структуре юридического знания: способствуют пониманию природы государства и права, служат методологической базой для различных отраслей правоведения, обеспечивают решение практических задач, имеют мировоззренческое и дидактическое значение, стимулируют междисциплинарные исследования. Вместе с тем, теории происхождения государства и права не следует абсолютизировать и рассматривать как универсальное средство решения всех проблем юридической науки и практики.

3. Оптимальное положение концепций правогенеза и политогенеза в системе юридического знания предполагает разумный баланс между "историческим" и "логическим", между анализом генезиса государственно-правовых явлений и исследованием актуальных проблем современности. Только гармоничное сочетание ретроспективного и перспективного подходов, обращение к истокам государства и права при постоянной "сверке часов" с потребностями настоящего может обеспечить эффективное развитие правовой науки и практики. Теории происхождения государства и права должны быть не музейным экспонатом, а живым инструментом юридического познания и преобразования действительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд обобщающих выводов о природе, эвристическом потенциале и методологическом значении теорий происхождения государства и права.

Анализ проблемы генезиса государства и права показал, что в юридической науке сложилось большое количество концепций, по-разному трактующих причины и механизмы возникновения этих социальных институтов. Каждая из теорий (теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, органическая, классовая, ирригационная и др.) высвечивает отдельные грани и аспекты процесса формирования политико-правовой организации общества. При этом многообразие подходов к данной проблеме объясняется как объективными (сложность и многофакторность процесса политогенеза и правогенеза, недостаток эмпирических данных о нем), так и субъективными (мировоззренческая позиция исследователя, его идеологические и ценностные установки) причинами.

Представляется, что ни одна из существующих теорий происхождения государства и права не может претендовать на исчерпывающий и универсальный характер. Каждая концепция в отдельности страдает известной долей односторонности, абсолютизируя те или иные грани рассматриваемого феномена. Истина лежит на пути синтеза различных подходов, на пути выработки комплексной теории, учитывающей всю полифонию факторов и граней возникновения государственности и правовой системы. Только такой подход позволяет составить адекватное и многомерное представление о природе государства и права, об источниках и движущих силах их становления и развития.

Обращение к теориям происхождения государства и права имеет не только познавательное, но и важное методологическое значение. Концепции правогенеза и политогенеза служат парадигмальной основой для различных направлений юридических исследований, определяя общий ракурс и стратегию анализа государственно-правовых явлений. Так, естественно-правовая теория задает ценностно-нормативную перспективу осмысления проблем взаимоотношений личности и государства; историческая школа ориентирует на изучение национальной специфики правовых систем; психологическая концепция открывает пути для анализа правосознания как источника правообразования и т.д. Иными словами, теории происхождения государства и права не только объясняют прошлое, но и проливают свет на настоящее, создают концептуальные предпосылки для постановки и решения актуальных проблем юридической науки и практики.

Вместе с тем, методологический потенциал концепций правогенеза и политогенеза не следует переоценивать. Эти теории не являются некими "универсальными отмычками", способными открыть любые двери в лабиринтах государственно-правовой материи. Они представляют собой лишь общие мировоззренческие и познавательные ориентиры, которые нуждаются в конкретизации и развитии применительно к отдельным сферам и уровням юридических исследований. Абсолютизация той или иной концепции происхождения государства и права, ее механическое перенесение на неадекватную "предметную почву" чревато догматизацией и упрощением научного поиска, может привести к утрате связи с реальными проблемами юридической теории и практики.

Изучение теорий происхождения государства и права имеет и немалое практическое значение. Знание закономерностей и особенностей становления политико-правовых институтов создает фундамент для выработки обоснованной и долгосрочной стратегии государственно-правового строительства. Понимание природы и исторических корней государства и права помогает избежать волюнтаризма и утопизма в процессе модернизации политической и правовой системы общества, учитывать национальную специфику и традиции при проведении реформ. Критический анализ различных моделей правогенеза и политогенеза позволяет осмысленно выбирать тот или иной путь развития, просчитывать возможные риски и последствия принимаемых решений.

В завершение следует подчеркнуть, что разработка теорий происхождения государства и права должна не ограничиваться академическими штудиями, а активно использоваться в процессе преподавания юридических дисциплин. Знакомство с различными концепциями правогенеза и политогенеза, их сопоставительный анализ способствуют формированию у студентов навыков критического мышления, развивают умение аргументировать свою позицию, помогают выработке самостоятельного и творческого подхода к профессии. Включение данной проблематики в образовательные программы юридических вузов представляется необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов, способных не только применять, но и совершенствовать действующее законодательство, активно участвовать в процессе модернизации государства и права.

Таким образом, проблема происхождения государства и права является одной из фундаментальных и "вечных" проблем юриспруденции. Ее разработка имеет большое мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на синтез различных концепций правогенеза и политогенеза, на создание комплексной теории, учитывающей многообразие факторов и граней возникновения государства и права. Только на этом пути можно добиться приращения научного знания о природе столь сложных социальных феноменов, повысить эффективность юридической практики, содействовать совершенствованию политико-правовой организации общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байкеева С.Е. Место теорий возникновения государства и права в государствоведении / С.Е. Байкеева, А.Л. Бредихин, Е.Д.Проценко // Право и государство: теория и практика.-2023.- № 3(219).- С. 39-40.

2. Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства / А.И. Бобылев // Право и политика.- 2001.- № 11. С. 4-14.

3. Бредихин А.Л. К вопросу о теориях возникновения государства и права / А.Л. Бредихин // Вестник института права Башкирского государственного университета.-2023.- № 1 (17).- С. 21-26.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

5. Гаврилюк Р.В. Теории происхождения государства: общая характеристика / Р.В. Гаврилюк, Г.Ю. Носаненко, Л.Э. Арсланов // Актуальные проблемы современности: наука и общество.-2021.- № 2 (31).- С. 10-13.

6. Грошев С.Н. К вопросу о теориях происхождения права и государства / С.Н. Грошев, О.С. Морева // Академический вестник. 2008. № 2. С. 35-38.

7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учебное пособие / Т.В. Кашанина. – М., 2009.- 325 с.

8. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С.А. Комаров.- 10-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024.- 528 с.- (Высшее образование).-Текст: непосредственный.

9. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень.- 5-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2024.- 521 с.- (Высшее образование).-Текст: непосредственный.

10. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

11. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие / А.В. Малько, К.А. Струсь. – М.: Проспект, 2010. – 144 с.

12. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 768 с.

13. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 512 с.

14. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.

15. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 543 с.

16. Недбайло П.Е. Введение в общую теорию государства и права. (Предмет, система, функции науки). - Киев: Вища школа, 1971. - 160 c.

17. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. – 552 с.

18. Паршакова М.С. Основные теории происхождения права / М.С. Паршакова, Н.К. Успенский // Актуальные вопросы юриспруденции: сборник статей III Международной научно-практической конференции.–Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение».-2020. С. 20-24.

19. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с.

20. Самигуллин В.К. Патриархальная теория происхождения государства и права / В.К. Самигуллин // Право и государственность.-2023.- № 1 (1).- С. 6-12.

21. Сидоренко И.А. Основные теории происхождения государства и права / И.А. Сидоренко // Современные тенденции развития науки и технологий.- 2016.- № 2-5.- С. 109-111.

22. Спасенников Б.А. Актуальные теории происхождения права / Б.А. Спасенников // Аллея науки.-2018.-Том 1.- № 9 (25).- С. 639-642.

23. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 704 с.

24. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. – 616 с.

25. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2000. – 432 с.

#статьи_на_заказ #помощь_студенту