Спектакль бельгийского режиссера Яна Фабра «Гора Олимп» вышел в 2015 году и шел 24 часа. Его уставшим зрителям в фойе театра предлагали подкрепиться и почистить зубы, их даже снабжали масками для сна. Команда проекта «ВТБ — России» узнала, какой из российских спектаклей не уступает бельгийскому по продолжительности и какие еще режиссеры не ограничивали себя временными рамками.
«День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» в «Школе драматического искусства»: 24 часа
Абсолютный российский лидер по длительности — спектакль режиссера Игоря Яцко «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» по роману Джеймса Джойса «Улисс». Он вошел в «Книгу рекордов России» как самое продолжительное театральное представление. Спектакль шел целых 24 часа — с 8 утра 16 июня до 8 утра 17 июня 2004 года — на сцене театра «Школа драматического искусства» в Москве.
Сюжет спектакля предельно прост: это один день из жизни обывателя, дублинского еврея Леопольда Блума, его неверной жены Молли и юного Стивена Дедала. Однако эта простота обманчива: за ней скрывается невообразимое смешение стилей, техник, исторических и мифологических аллюзий. Роман, состоящий из 260 тысяч слов и 18 глав, со сцены читали почти 100 человек, среди которых были актеры, певцы и музыканты. Главную роль исполнил Александр Огарёв. Публика могла свободно перемещаться по зданию театра, а желающих даже кормили яичницей. Зрители уходили, возвращались, оставались в пустующем зале, но действие продолжалось вне зависимости от их присутствия или отсутствия. Вызов смогли принять только самые стойкие, но ни один зритель так и не смог посмотреть спектакль с самого начала и до конца.
«Один день в Макондо» в «Студии театрального искусства»: 9 часов
Спектакль режиссера Егора Перегудова по роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» изначально был студенческим спектаклем ГИТИСа. Затем его решили перенести на сцену «Студии театрального искусства». Премьера состоялась 15 декабря 2018 года. Этот девятичасовой спектакль — обладатель множества наград, среди которых театральная премия «Московского комсомольца», премия Станиславского и «Хрустальная Турандот».
В течение целого дня зрители переживают вековую историю семьи Буэндиа. Этот клан порождает святых и грешников, героев и предателей, а чудеса в роду Буэндиа — дело привычное. Следить за перипетиями жизни городка Макондо можно по сей день. Зрителя, решившегося прийти на столь долгое действие, ждут фантазии в духе магического реализма, философия колумбийских классиков, живая музыка и акробатика, танцы, цыганские фокусы и пластические интермедии. В программу спектакля входит даже полуторачасовой аутентичный латиноамериканский обед по рецептам прабабушки Урсулы. Сидя во время одного из антрактов за деревянным столом, можно еще глубже проникнуться атмосферой, созданной Маркесом.
«Берег утопии» в РАМТе: 8 часов
Спектакль по трилогии Тома Стоппарда «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» некоторые рассматривают как три самостоятельных спектакля. Но показывали их в РАМТе в один день с небольшим интервалом друг за другом, так, чтобы создавалась атмосфера единого действия. Некоторые зрители называли эту постановку театральным сериалом. Первая в России постановка трилогии английского драматурга — это 68 актеров, 70 персонажей и 35 лет их жизни. Герои произведения — русские мыслители 19 века: Бакунин и Белинский, Герцен и Огарёв, Чаадаев и Тургенев — здесь не хрестоматийные персонажи, а обычные люди. Они влюбляются, болеют, варят кофе, собирают грибы, смотрят на заход солнца, устраивают праздники, хоронят дорогих людей и просто живут.
Режиссер постановки, которая длится 8 часов, — худрук РАМТа Алексей Бородин. Премьера «Берега утопии» состоялась 6 октября 2007 года, после чего он был в репертуаре театра еще 10 лет. На предпремьерные репетиции, которые длились полтора года, несколько раз прилетал из Англии сам автор — Том Стоппард. Он даже съездил с труппой театра в Прямухино — подмосковную усадьбу Бакуниных. Драматургу настолько понравился спектакль, что свою следующую пьесу «Леопольдштадт» он передал для постановки Алексею Бородину сразу после ее выхода. На сегодняшний день РАМТ — единственный театр России, где ставятся произведения Стоппарда.
«Тихий Дон» в театре «Мастерская»: 8 часов
«Тихий Дон» начинался как дипломный спектакль в мастерской Санкт-Петербургской академии театрального искусства на курсе Григория Козлова. 18 мая 2013 года студенты Академии сыграли премьеру на сцене театра «Мастерская», и спектакль вошел в репертуар театра. Жизнь хутора Татарского — это трагедия всей страны. Восемь часов действия «Тихого Дона» по нарастающей передают все более интенсивное яростное движение времени. Мирная хуторская жизнь — Первая мировая война — революция — Гражданская война. На фоне всего этого история внезапной страсти Гришки Мелехова к Аксинье Астаховой перерастает в историю истинной любви.
Постановка «Тихого Дона» разбита на четыре части («Истоки», «Берега», «Пучина» и «Исход») и длится восемь часов. Несмотря на внушительную продолжительность, мало кто из зрителей покидает зал до конца спектакля. Четыре части — это четыре ритма, четыре отрезка эпохи, которые переворачивают жизнь человека и судьбу его родины. Спектакль — участник фестивалей «Золотая маска», «Прорыв», «Балтийский дом», а в 2024 году на гастролях в Китае он получил главную награду крупнейшей театральной премии Китая — One Drama Awards.
«Бесы» в «МДТ — Театре Европы»: 9 часов
«Бесы» — грандиозная девятичасовая постановка Льва Додина по знаменитому роману Федора Достоевского. Уникальный опыт спектакля из трех частей растянут на целый день. Это тотальное погружение в семейную историю, ставшую отражением страшной истории 20 столетия. Главный герой, аристократ Николай Ставрогин, переступивший нравственные табу, как и все герои Достоевского, пытается распутать клубок душевных противоречий и разрубить узел накопившихся проблем. К слову, это не единственный столь длительный спектакль Льва Додина: вот уже почти 40 лет на сцене МДТ с успехом идут его «Братья и сестры» по одноименному роману Федора Абрамова.
Подготовка к «Бесам» длилась три года. Одна из самых мрачных и вместе с тем ироничных интерпретаций романа впервые была показана в немецком городе Брауншвейг в 1991 году. Там спектакль был разбит на три части и сыгран за три отдельных дня — 9,10 и 11 ноября. В Санкт-Петербурге три спектакля, разделенные антрактами, были впервые сыграны в течение одного дня 21 декабря 1991 года. Сейчас показы спектакля приостановлены: в последний раз «Бесы» шли на сцене МДТ в 2016 году, продержавшись в репертуаре 25 лет. Поклонники спектакля мечтают о его возвращении и до сих пор собирают подписи под петицией.
В Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге 24 мая открывается ретроспективная выставка «Лев Додин: жизнь человека». Она приурочена к двойному юбилею: в 2024 году исполняется 80 лет Малому драматическому театру и столько же — его художественному руководителю Льву Абрамовичу Додину. Четыре зала экспозиции вместят четыре темы: «Человек и страна», «Человек и мир», «Человек-человек» и «Человек и Бог». На выставке будут представлены фрагменты декораций, реквизит, редкие фотографии и записи репетиций и спектаклей. Экспозиция разместится в Полярном флигеле Шереметевского дворца — Музея музыки и будет доступна для посещения до 20 октября 2024 года. Генеральный спонсор Музея театрального и музыкального искусства и юбилейной выставки — банк ВТБ.