Найти тему
Открытый Город

Самая масштабная фабрика-кухня Ленинграда

В период ленинградского авангарда появились особые здания, которые стали не только частью архитектурных ансамблей, но и важнейшим элементом политической программы целой эпохи. На своём языке они декларировали новый быт - нового человека, перед которым стояли грандиозные задачи на пути к всеобщему светлому будущему.

Строительство здания многим знакомого Кировского универмага на Площади Стачек началось в 1929 году. Задуман был целый комплекс размером в квартал. Осенью 1930 заработала Московско-Нарвская фабрика-кухня, а чуть позже, весной 1931 года, открылся корпус Дома кооперации, универмага. Такое функциональное сочетание было новаторским, отличало фабрику-кухню от прочих, в каком-то смысле, опередило время, став прообразом современных торговых центров. И если в современной версии Кировский универмаг не имеет прежней социокультурной нагрузки, то в своём прямом назначении (пусть и не в былых масштабах) он не менялся вот уже скоро как сто лет. Это ещё одна его особенность.

Проектная модель Фабрики-кухни  Московско-Нарвского (Кировского) района и Дома кооперации
Проектная модель Фабрики-кухни Московско-Нарвского (Кировского) района и Дома кооперации

Фабрики-кухни представляли собой масштабное механизированное производство готового питания для трудящихся. Они были оснащены мощностями, позволявшими накормить десятки тысяч человек в день. Московско-Нарвская фабрика-кухня была самой крупной из четырех ленинградских: её показатели – до 85 000 обедов день, производимых в три смены. Полуфабрикаты в больших термосах развозились по районным столовым, за небольшие деньги можно было купить и те полуфабрикаты, которые без труда разогревались дома. Появилась возможность обедать в просторных столовых залах фабрики-кухни (они могли накормить до 12 000 человек в день). Словом - индустриализация и коллективизация общественного питания, образование его стандартов. Всё это высвобождало время и силы не только на трудовые свершения, но и на культурный отдых. А также являлось шагом в сторону гендерного равноправия, «освобождения от кухонного рабства», как призывал Анастас Микоян. Действительно в то время цикл самостоятельного приготовления еды был гораздо сложнее. К тому же, собственная кухня всё ещё считалась роскошью.

-3
Фабрика-кухня в Самаре
Фабрика-кухня в Самаре
Верхнее фойе Выборгской фабрики-кухни (Ленинград)
Верхнее фойе Выборгской фабрики-кухни (Ленинград)

В 1925 году экспериментальной площадкой для такого формата общепита стало дореволюционное кирпичное здание общежития Ситцепечатной фабрики Н.П. и Я.Н. Фокиных в Иванове (тогда Иваново-Вознесенск). Заведовал проектом председатель товарищества «Народное питание» Артемий Багратович Халатов. Апробация прошла успешно. И вскоре лучшие архитектурные умы стали разрабатывать новый тип здания.

Фабрика-кухня в Иваново
Фабрика-кухня в Иваново

Прообразом для большинства конструктивистских фабрик-кухонь стала московская Фабрика-кухня Nº 1 на Ленинградском проспекте. Безусловно, в очертаниях этих зданий прослеживалось влияние Ле Корбюзье и архитектурной школы «Баухаус».

Московская Фабрика-кухня Nº 1
Московская Фабрика-кухня Nº 1

В Ленинграде вопросом занималась группа молодых архитекторов под руководством инженера Артемия Джорогова. Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон, Яков Рубанчик были членами ленинградской группы объединения архитекторов-урбанистов (АРУ ).

В 1932 году объединение, как и прочие, слилось с Союзом советских архитекторов. Видение участников АРУ отличал практический подход, в проектах не терялась связь с реальностью. Город рассматривался как единый организм. Каждое здание отвечало конкретной задаче строительства коммунизма и было частью государственной пропаганды в камне.

-8

Каким же было архитектурное решение здания фабрики-кухни Московского-Нарвского района? Зрелый конструктивизм во всей проявленности. Внутреннее содержание имело внешнее выражение. Стилистически здание соответствовало пролетарскому духу, его масштабы, формы, цвета отсылали к заводской атмосфере. Сочетались строгие геометрические линии с закругленными формами, контрастировали плотные стены с цементной штукатуркой и ленточное остекление. При строительстве использовались прогрессивные технологии.

-9

Цеха находились в глубине здания и были недоступны посетителям универмага и обедающим. Оснащённость была дотоле невиданная: большие духовые шкафы, сковороды, котлы, взбивалки, овощечистки и овощерезки, машины для изготовления пюре, для мытья и просушки посуды, холодильные камеры. Привлекались специалисты пищевой промышленности. В лабораториях контролировали качество продукции, искали пропорции, проверяли питательную ценность и содержание витаминов.

Торговыми помещениями здание ориентировано на площадь. В годы блокады это был единственный универмаг, не прекращавший работу.

-10

В полукруглой двухэтажной части разместились столовые залы. Впервые здесь был применен принцип самообслуживания. Огромные окна, выходящие на зеленый сквер, много света, комнатные растения, колонны и барельефы скульптора Синайского с сюжетами трудовых будней создавали полноценную рекреационную зону. Таковая имелась и на плоской крыше здания: там была организована специальная обеденная площадка, работавшая в теплое время года.

Фабрики-кухни упоминались в художественных произведениях (например, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова). В романе «Зависть» Юрия Олеши главный герой Андрей Бабичев – ревностный служитель и ваятель советского общепита.

-11

Массовая жилая застройка с собственной кухней сыграла свою роль в том, что фабрики-кухни уходили в прошлое – и система общественного питания менялась в соответствии с потребностями времени. Последняя в союзе фабрика-кухня появилась в 1951 году в Саратове. Ничто не выдавало в здании, выполненном в стиле сталинского ампира, гиганта общественного питания. Сейчас в нем находится Межрегиональный юридический институт Саратовской государственной юридической академии.

Здание фабрики-кухни в Саратове
Здание фабрики-кухни в Саратове

Помещения многих фабрик-кухонь начинали использоваться для нужд организаций, не связанных с общепитом. Что касается Кировского универмага, в начале нулевых и середине десятых здание обновлялось. Внутренние дворы, объединенные атриумом, стали частью торговых площадей.

-13

Не осталось следа от площадок на крыше. В полукруглой части разместился один из символов сегодняшнего дня «Вкусно и точка».

-14

Появились лифты, эскалаторы, поменялись инженерные системы. Но Кировский универмаг, как было упомянуто в начале, основную свою роль не менял. И главное, что живы воспоминания о том, какие вкусные эклеры и зефир можно было купить в здешней кулинарии когда-то и о людях ленинградской поры.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал.

Наш проект "Открытый город" - бесплатные экскурсии, лекции, квесты.

Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.