События, связанные с задержанием и арестом руководителя республиканского Центра спортивной подготовки Тимура Зорнякова, с каждым днём поражают всё больше. До сих пор все, кто следили за ходом следственных действий в отношении Зорнякова, полагали, что его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, он вольно распоряжался бюджетными деньгами, прямо говоря, транжирил их не на пользу спортсменов. Так оно или нет, то ещё нужно будет в суде установить. Но уже точно надо бы расширять свидетельский список сотрудников министерств, курирующих в Карелии спорт. Скажем, следователи предъявляют претензии директору Центра спортивной подготовки Зорнякову, подозревая его в том, что он часто использовал бюджетные деньги на «учебные» командировки в Сочи. Допустим, что Зорняков злоупотреблял, но ведь кто-то из руководителей профильного министерства ему подписывал служебные (финансовые) документы, тем самым разрешая черноморские вояжи Зорнякова и близких ему людей в Сочи (будем думать, что в этом «черноморском списке» сплошь фамилии спортсменов).
То есть, мы до сих пор полагали, что Зорнякова прихватили на финансовых злоупотреблениях. Оказывается, ошибались. В судебном заседании, объясняя мотивы ареста Т. Зорнякова, было сообщено, что задержан он за сбор сведений, составляющих государственную тайну (статья 283 УК РФ). И данное обстоятельство совершенно всё меняет. По названной уголовной статье наказывают тех, кто, пользуясь служебным положением, и владея государственными тайнами, передаёт их каким-то третьим лицам. За таким деянием всегда следует наказание, хотя степень его суровости зависит от состава содеянного. При определённых признаках обвиняемый в разглашении гостайны может отделаться лишь арестом на срок от четырёх до шести месяцев, а в каких-то случаях огребёт по полной - до семи лет может присесть (если тяжкие последствия вскроются).
Что такого тайного мог разгласить Зорняков и кому именно сболтнул лишнего – загадка. Он, в прошлом офицер ФСБ РФ, давно не при делах и гостайнами по месту нынешней работы вряд ли какими обладает (чего тайного происходит в региональном Центре спортивной подготовки, которым руководит Зорняков? разве что с финансами тут мутили, но это другая уголовная статья).
Бывшие сослуживцы Зорнякова по прошлой его жизни вряд ли делились с ним служебными тайнами (болтливость для данной группы военнослужащих не свойственна). Будучи депутатом Петрозаводского горсовета, он точно никаких муниципальных секретов выведать не мог. Остаётся предположить, что Т. Зорняков, являясь внештатным советником главы Карелии Артура Парфенчикова по вопросам взаимодействия с вновь образованными субъектами Российской Федерации, что-то в этой сфере мог знать, что относится к категории гостайны, и с кем-то этой служебной информацией мог поделиться. Однако, повторюсь, это чисто теоретическое моё допущение.
Тимур Зорняков не единожды выезжал в зону специальной военной операции и разные служебные обязанности исполнял (возможно, не только от лица главы Карелии). Хотя такая версия не выглядит логичной, поскольку уголовное преследование Зорнякова началась раньше его активных служебных командировок в качестве губернаторского полпреда в Запорожье. Да и первые уголовные молнии предвестники связаны были с выявленными финансовыми нарушениями в Центре спортивной подготовки Карелии. В ходе обысков изымались финансовые документы, по крайней мере так об этом общественности сообщалось. И вдруг– бах: покушение на гостайну.
Будем дожидаться, когда ситуация разъяснится. Лучше бы, конечно, для многих в близком окружении Т. Зорнякова, чтобы обнаружились финансовые злоупотребления. За это его сильно не накажут и нехорошая тень не упадёт на руководство республики. Ну, злоупотребил руководитель должностью, с кем такого не бывает. Не он первый в Карелии и не он последний. А вот государственные тайны не беречь от посторонних – такое может не только Зорнякову навредить. Слишком узнаваемые у него товарищи по жизни в Карелии. Так что самый неожиданный коленец может быть выкинут.
Анатолий Цыганков