За год до подписания исторического документа – рескрипта о признании Вод курортами, между Пятигорском и Железноводском основали немецкое поселение Каррас, ныне поселок Иноземцево
Здесь поселились колонисты и стали налаживать свой быт, хозяйство и даже вести предпринимательскую деятельность. Иноземцы занимались, кузнечным, плотницким, гончарным, столярным, портновским и ткацким ремёслами, открыли булочные и хлебопекарни, а на местных рынках торговали продуктами со своего подворья.
Самым ярким бизнесменом 19 века из Карраса стал Иоганн Готлиб Рошке. Предприимчивый многодетный отец – с ним в слободу приехала жена и семеро детей. Рошке решил открыть для приезжих постоялый двор. Гостиница неподалеку от курортов стала востребована среди курсирующей по Водам публики, уже к следующему сезону хозяин приглашал гостей отобедать в своем ресторанчике и выпить в саду чаю из самовара.
Дела шли в гору- к Рошке стала захаживать элита водяного общества. Так в день своего 25-летия Лев Толстой отдыхал на террасе немца, любуясь фруктовым садом. Приезжали на ужин знаменитые архитекторы братья Бернардацци и проводили здесь переговоры с заказчиками. Останавливался и Александр Сергеевич Пушкин, путешествующий с семьей Раевских по Кавказу, а Михаил Лермонтов именно из ресторана Рошке уехал на свою последнюю роковую дуэль июльским рассветом 1815-го.
Кофейня Рошке, как называли ее местные, по праву считалась одной из лучших курортных рестораций. Здесь вечерами музицировали отдыхающие композиторы, читали стихи знаменитые кавказские поэты. А сам хозяин получил даже императорскую серебряную медаль «За усердие» в организации курортного питания и гостеприимства.
Уютный белый домик встречал в Каррасе гостей полвека, а после смерти Иоганна Готлиба на входную дверь повесили амбарный замок и больше не принимали на обед приезжих. Гостиничному бизнесу, который поставил на рельсы предприимчивый немец-отец, сыновья предпочли земледелие и торговлю.
Саманный отель на распутье курортов зарастал травой и деревьями, которые спрятали его от посторонних глаз до 1940 года. Его обнаружила одна из хранительниц лермонтовской истории на Кавказе Вера Симанская. Несколько лет она искала ту самую кофейню, которую вспоминали в своих записках и допросных листах современники Лермонтова.
Усадьбу Рошке недавно отреставрировали, ее выкупила одна из знаменитых телеведущих. Вдохновившись дореволюционными вечерами на террасе в окружении плодовых деревьев, здесь, уже к следующему сезону, намереваются открыть кофейню, где будут готовить для водяного общества любимые десерты великого русского поэта.
Фото: «Пятигорская правда»
Валерия Поддаева