Найти тему
Sputnik Латвия

Слишком много двоечников: в Латвии меняют условия для второгодников

Всех, кто не сдал экзамены после 9 класса, ждет особая программа обучения

Дети в Латвии разучились считать © Pxfuel
Дети в Латвии разучились считать © Pxfuel

Министерство образования и науки разработало специальную концепцию обучения для тех школьников, кто провалил централизованные экзамены в девятом классе и останется на второй год, пишет газета Diena.

В прошлом году по итогам централизованных экзаменов в девятых классах основную школу не закончил 881 учащийся (из них 273 были старше 18 лет). Раньше этот показатель был меньше - от 500 до 600 человек.

Все три экзамена в прошлом году не сдали 10 учеников девятых классов, два экзамена - 88 учеников. В прошлом учебном году экзамен по латышскому языку провалили 95 учеников, по английскому - 142, по математике - 754 ученика.

Чтобы восполнить пробелы в знаниях этих молодых людей, министерство планирует ввести так называемый выравнивающий учебный год, когда второгодники будут изучать не только те предметы, с которыми не справились раньше, но и осваивать профессиональное обучение.

Программу опробуют в пилотном режиме с 1 сентября текущего года и намерены внедрить со следующего учебного года.

При этом ведомство пока не будет повышать порог успеваемости на централизованных экзаменах в основной школе - чтобы не увеличивать количество учеников, которые не могут закончить 9-й класс. Нижнюю планку результатов оставили на уровне 10% - то есть чтобы сдать экзамен, школьник должен дать верный ответ на один из десяти вопросов (в грубом приближении). Поднять порог до 15% предполагают только в следующем году.

Опрос латвийских школ показал, что 27% неуспевающих испытывают трудности с обучением - в том числе из-за языкового барьера, у 62% нет мотивации, но есть масса пропусков. Проблемы со здоровьем помешали учебе только 11% школьников.

Отсталость в математике = провал в экономике

Глава Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука считает, что причина отставания Латвии в экономическом развитии кроется в недофинансировании образования.

Штейнбука уверена,что без математики нет успеха © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Штейнбука уверена,что без математики нет успеха © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
"Для экономического прорыва и конкурентоспособности особенно важны инвестиции в образование и разработки. В 2022 году в Эстонии в разработки вложились больше 50% компаний, а в Латвии - только 33,5%. Эстонская система образования по рейтингу 2022 года занимает первое место в ЕС и одно из первых мест в мире, опережая многолетнего лидера - Финляндию, а латвийское образование оценивается гораздо ниже при существенной отсталости учащихся в области математики", - констатировала Штейнбука.

По ее словам, Тартуский университет получает сейчас такое же финансирование, как три крупнейших университета Латвии вместе взятые.

"Все это свидетельствует о том, что мы годами не финансировали образование на таком уровне, чтобы добиться прорыва в улучшении качества человеческого капитала", - подчеркнула Штейнбука.

Как будут учиться в Латвии украинские дети >>

Русского языка в школах больше не будет >>