И физики, и лирики: художник San Base

За 70 лет существования ИМИ-ИжГТУ десятки тысяч его выпускников «разлетелись» из родного гнезда. Действительно - во все края Земли, и, действительно, во всех областях человеческой деятельности нашли себя «механики»: промышленность и производство, структуры власти и бизнес, армия, наука, образование.

А еще - мастер холодного оружия, известный на всю Россию, лучший колокольный мастер, шахматный писатель, один из выдающихся радиолюбителей мира и путешественник (200 стран!)… Искусство и культура? Да, пожалуйста! Известные и успешные режиссеры и артисты, поэты, барды, журналисты, музыканты и певцы … Художники – тоже есть!

Александр Ляшенко
Александр Ляшенко

Знакомьтесь: Александр Ляшенко, творческий псевдоним - San Base (Сан Бэйс), выпускник ижевской художественной школы и – Ижевского механического (в Википедии пишут: «в 1979 году получил степень доктора наук по кибернетике в Техническом университете»). Живет в Канаде. Основоположник динамической живописи, которому удалось соединить профессию программиста и талант художника.

Динамическая живопись (англ. Dynamic Painting) — разновидность современной живописи, которая относится к процедуральному искусству, генерируемому компьютерной средой. Произведения данного вида современного искусства являются эволюцией статичного изображения, его трансформацией во времени. Основная идея — «заставить картину жить во времени, то есть, превратить статическую картину в динамическую». В отличие от 3D-изображений, созданных компьютерными художниками, «динамические картины» Басе состоят из абстрактных изображений в состоянии постоянной трансформации - художник достигает эффекта бесконечности, т.к. видеоряд никогда не повторяется. Аналогов этому новому виду искусства пока нет.

Концепция динамической живописи была открыта почти случайно. Экономический коллапс в 90-е годы оказал разрушительное воздействие на все стороны жизни. Художественные принадлежности, такие как кисти, краски и холст, стало трудно найти. Однажды Александру удалось запастись красками, но он не смог найти ни холстов, ни даже кусков одноразового картона, на которых можно было бы рисовать. Ему пришло в голову, что, поскольку он рисовал для собственного удовольствия, то мог бы просто закрасить свои старые работы. Как говорится, необходимость – мать изобретений. Когда начал закрашивать свои старые работы, он заметил, что всегда подсознательно старался подобрать цвета таким образом, чтобы последняя работа всегда гармонировала с закрашиваемым старым изображением. Этот феномен показался ему интригующим, поэтому он целенаправленно начал преобразовывать одну и ту же картинку снова и снова, добиваясь при этом интересных результатов. Картины обрели другое измерение – измерение времени.

Но сам процесс был слишком трудоемким; краски и холст оказались далеко не идеальной платформой для реализации вновь открытой концепции. Художнику пришло в голову, что компьютер или экран телевизора будут гораздо лучшим устройством для оживления изображений, чем настоящий холст. Вот тут-то и пригодился его опыт работы в области компьютерной инженерии: он отложил кисти в сторону и начал разрабатывать программу, которая могла бы помочь ему автоматизировать генерацию и преобразование изображений. Родилась новая среда.

За 70 лет существования ИМИ-ИжГТУ десятки тысяч его выпускников «разлетелись» из родного гнезда.-2

Из интервью Александра Басе: «Сама идея была проста - заставить картину жить во времени. Т.е. превратить статическую картину в динамическую. Динамические скульптуры появились довольно давно, но к картинам этот принцип пока никто не применял. Да и это казалось невозможным - как заставить краски на холсте меняться? На помощь пришла современная технология. Вместо традиционного холста я использую LCD-экран»

Сам Сан Бэйс поясняет, что такому явлению как компьютерная графика, к которой иногда причисляют вид его художественной деятельности, соответствуют два понятия: цифровое искусство и цифровая анимация. Цифровое искусство может быть компьютерно сгенерированным (например, фракталы, сканированная фотография, или нарисованное изображение в векторной графике). Примером цифровой анимации может быть компьютерная мультипликация и видео игры. При этом созданные модели не являются гибкими и непредсказуемыми, а все передвижения по экрану строго предопределенны сценарием. Искусство Басе, наоборот, основано на фундаментально различных принципах, в которых нет сценария, а само изображение постоянно находится в движении и развитии. Это принципиальное отличие от обычных примеров компьютерной графики, так же, как и от традиционного искусства. Так что «динамическая живопись» представляет новую форму искусства - надстройку над фундаментом из компьютерной графики и традиционной живописи.

За 70 лет существования ИМИ-ИжГТУ десятки тысяч его выпускников «разлетелись» из родного гнезда.-3

В 2007 - 2014 гг. прошли выставки San Base в Торонто Китченере, Монреале (Канада), Лас-Вегасе и Сан-Франциско (США), Милане и Валенсии (Италия). В 2014 году вышел фильм Сана Басе «География вселенной 3Д» (San Base: Geography of the Universe 3D) на Blu-Ray.

Выставка «Динамическая живопись – искусство XXI века»:

За 70 лет существования ИМИ-ИжГТУ десятки тысяч его выпускников «разлетелись» из родного гнезда.-4

В марте 2008 года пятидневная выставка San Base под названием «Динамическая живопись – искусство XXI века» состоялась и в альма матер. Тогда автор прислал из-за океана привет родному «Механу» и несколько строк для вузовской газеты «Механик»: «… эта выставка для меня особо значимая, поскольку проходит в моем родном городе, родном вузе. Я волнуюсь, потому что мое творчество впервые увидят и оценят и одноклассники, и однокурсники, и друзья, чье мнение для меня очень важно. И эти картины – это частичка меня. Надеюсь, что они вам понравятся, …. я сейчас от вас далеко, но мысленно - я с вами».

Смотреть картины San Base: http://www.sanbase.com/

https://www.youtube.com/user/lashenko?app=desktop