2,3K подписчиков

Senua’s Saga: Hellblade II: Интерактивный ужас про воительницу с шизофренией

325 прочитали
Обложка: Ninja Theory
Обложка: Ninja Theory

Продолжение психологического экшен-хоррора, основанного на кельтской и скандинавской мифологии, вышло 21 мая, спустя семь лет после первой части. Чем запомнилась первая Hellblade и какой вышла Senua’s Saga: Hellblade II, выясним в этом материале.

Инди, но ААА

Оригинальная Senua’s Saga: Hellblade сумела в своё время привнести в игровую индустрию целый ряд новшеств. Сама бизнес-модель была из числа только набирающих популярность — «независимая ААА-игра, разработанная за собственный счёт компании-разработчика».

Таких инди-представителей ещё стали называть игры Triple-I или III-игры (от I-indie). Всего над этим проектом тогда трудилось около двадцати сотрудников во главе со сценаристом и режиссёром Тамимом Антониадесом.

Кадр: Ninja Theory
Кадр: Ninja Theory

Они не смолкают

В центре повествования — Сенуа, воительница кельтского племени (или союза племён) пиктов. Она страдает от психоза, который воспринимает как проклятие. Голоса в голове — ещё одна особенность, которая в первой части впечатлила игроков. Они не замолкают, вечно комментируют, путают или наставляют.

Во время разработки команда тесно сотрудничала с нейробиологами, специалистами по психическому здоровью и людьми, живущими с этим заболеванием. Возможно, именно поэтому им удалось так реалистично передать поведение мозга при слуховых галлюцинациях.

Кадр: Ninja Theory
Кадр: Ninja Theory

Реальный страх смерти

Еще больше в Hellblade заинтриговала некая уловка от авторов. В начале игры всплывает сообщение: «Тёмная гниль будет расти каждый раз, когда вы терпите неудачу». Если гниль достигнет головы Сенуа, её поиски будут окончены, и весь прогресс будет потерян».

Игроки восприняли это так: если погибнуть слишком много раз, то «гниль» доползёт до головы Сенуа и убьёт её навсегда, а все сохранения будут уничтожены. Независимо от прогресса придётся начинать с начала. Но это оказалось не так.

Кадр: Ninja Theory
Кадр: Ninja Theory

«Тёмная гниль» действительно постепенно поползёт по руке девушки, но до её головы она никогда не добирается, сколько бы раз игрок не терпел неудачу в бою. И это не говоря о том, что все файлы тоже остаются на месте.

Однако сам главный креативный директор Ninja Theory Тамим Антониадес позже говорил: «Формулировка сообщения о постоянной смерти была выбрана очень тщательно, потому что мы не хотели лгать игроку». Как выяснилось, многие больные психозом жаловались авторам на постоянный страх смерти, на её реальное ощущение. Поэтому режиссёр решил припугнуть пользователей, чтобы они верили в эту опасность, как и сама главная героиня.

Успех дал продолжение

Senua’s Saga: Hellblade привлекла внимание прессы как инди-игра, по уровню графики и общему качеству значительно превосходящая другие проекты из этой категории. Среди критиков её называли настоящим произведением искусства, хотя и с некоторыми недочётами.

В июне 2018 года было официально объявлено, что Ninja Theory и стала частью Microsoft Studios (теперь известной как Xbox Game Studios). «Это возможность для нас прыгнуть на годы вперёд, поставить перед собой цель выше, чем мы когда-либо осмелились, по-настоящему летать, без угрозы падения, которая так сильно сдерживала нас в прошлом», — прокомментировал ситуацию Антониадес.

Кадр: Ninja Theory
Кадр: Ninja Theory

В конце 2019 года во время The Game Awards 2019 было анонсированное прямое продолжение — Senua’s Saga: Hellblade II. Несмотря на то, что реклама игры началась уже чуть ли не накануне выхода, фанаты всё же помнили, что история Сенуа ещё не закончена.

Путь в логово врага

На этот раз воительница добровольно попадает в плен к северянам-работорговцам. На корабле она переправляется через море от Оркнейских островов до Исландии в надежде проникнуть в тыл захватчиков. Однако судно попадает в шторм, и почти все рабы и пленители гибнут.

Волны выбрасывают Сенуа на скалы. Раненая она бродит в поисках выживших и вместо своих соплеменников находит на берегу предводителя рабовладельцев — Торгестра. Победив его в бою, девушка заставляет врага вести её в поселение Боргарвики, чтобы покончить с северянами и освободить свой народ. Во время путешествия ей предстоит разгадать секреты, которые таит остров, и найти новых союзников.

Кадр: Ninja Theory
Кадр: Ninja Theory

Настоящее безумие

В нелёгком пути Сенуа по-прежнему сопровождают слуховые галлюцинации. А иногда героиня «проваливается» из реальности в видения и воспоминания. Голоса хорошо заменяют игровой интерфейс, ведь по задумке на экране не высвечиваются никакие подсказки, задания или полоски здоровья. Они выступают проводником и направляют героиню, если та заплутала.

По сравнению с первой частью, ощущение безумия ещё сильнее охватывает не только сами воительницу, но и игрока, ведь авторы снова хорошо поработали над саунд-дизайном. При прохождении в наушниках звуки подкрадываются буквально со всех сторон — голоса шепчут то в одно, то в другое ухо, а где-то в небе, над головой беснуется непогода.

Кадр: Ninja Theory
Кадр: Ninja Theory

Магия шаманизма, на которую на этот раз сделан огромный акцент, достигается с помощью музыки фолк-группы Heilung. Их репертуар основан на текстах и рунических надписях германских народов «железного века» и эпохи викингов и идеально вписывается в сеттинг игры.

Вальс с противниками

Ещё одной сильной стороной Senua’s Saga: Hellblade II стала новая боевая система. Хотя в большинстве своём игра является скорее интерактивным кино, где игрок ходит и наблюдает, схватки с противниками сразу завоевали любовь игроков.

Сенуа не просто машет мечом. Сражение втягивает её в ритмичный танец смерти, где враги, как в вальсе, кружат и сменяют друг друга. Девушка может столкнуться с кем-то спиной, обернуться, отвлечься на помощь союзнику или увернуться от летящего копья.

Парирования, блокирования и удары, «прожатые» игроком, оказываются умело вписаны в кинематографичную сцену. Создаётся ощущение, будто бы бой изначально записан. Настолько реалистичного эффекта разработчикам удалось достичь, благодаря таким референсам, как «Битва ублюдков» из «Игры престолов». Одна только запись самых различных хореографий боя с помощью технологии захвата движения заняла у команды около трёх месяцев.

Кадр: Ninja Theory
Кадр: Ninja Theory

Мучительные ребусы

Помимо боя и «просмотра» сюжета игра предлагает решение довольно однотипных головоломок. Вот они, по мнению пользователей, стали самой слабой частью новой Hellblade и заметно «утяжеляют» и растягивают прохождение.

Сенуа должна искать призрачные знаки или шары-артефакты, чтобы снять преграждения на своём пути. Затем в пещерах она сталкивается с подземными водами и опасными тенями. И чтобы преодолеть их, героине нужен факел. Обойти поток воды, поставить факел, потом за ним вернуться и снова взять в руки. Всё довольно интуитивно.

Но претензии у игроков, в основном, к скорости героини и расположению головоломок. Порой путь от одной части ребуса к другой занимает немало времени. И в эти моменты бурю эмоций заменяет затяжная скука.

Хотя и новая Senua’s Saga: Hellblade II не обошлась без изьянов, на выходе фанаты получили впечатляющий интерактивный психологический хоррор. Оно хорошо держит тревожную атмосферу и с головой погружает игрока как в безумие, так и в загадочную скандинавскую мифологию. Всего игра рассчитана на восемь часов прохождения.

Таисия Сариева