319,6K подписчиков

За неделю до капитуляции немецкая подлодка получает странный приказ, и спустя 108 дней всплыла в Аргентине: кто был на борту?

14K прочитали

17 августа 1945 года капитулировала последняя подводная лодка гитлеровской Германии - U-977. Это произошло в аргентинском порту Мар-дель-Плата. Месяцем раньше, 10-го июля, то же самое, там же сделала другая подлодка кригсмарине - U-530. Обе они были переданы Соединённым Штатам, и потом использовались военно-морским флотом США в качестве мишеней на учениях.

История с длинным морским переходом U-530 и U-977 на другой конец света – очень необычная, мягко говоря. Вопросов в ней больше, чем ответов.

17 августа 1945 года капитулировала последняя подводная лодка гитлеровской Германии - U-977. Это произошло в аргентинском порту Мар-дель-Плата.
  1. Почему немецкие подводники выбрали для сдачи не только одну и ту же страну (очень далёкую от мест их плавания), но и один и тот же порт?
  2. Как они (если верить их рассказам) плыли без карт Южной Америки, как ориентировались по координатам?
  3. Почему в этом невероятно долгом переходе они не столкнулись с дефицитом продовольствия и дизельного топлива? Ведь отправлены они были (если верить их капитанам) в боевые походы у берегов Европы, а в итоге совершили рекордно дальние походы для того времени!
  4. Зачем подлодки U-530 и U-977 вообще была посланы на боевые задания, когда уже было известно, что Третий Рейх неизбежно капитулирует в ближайшие дни?

Ничего нет удивительного в том, что репортёры ещё долго судачили о том, что на этих таинственных подводных лодках эвакуировались из терпящей бедствие Германии, буквально накануне её окончательного краха, Адольф Гитлер, Ева Браун, Мартин Борман и прочие – те, кто официально погиб или пропал без вести. Аргентинские власти симпатизировали Третьему Рейху и охотно принимали беглых германских нацистов различного ранга.

Никаких доказательств того, что U-530 и U-977 выполняли подобную секретную миссию, нет и не будет. Поэтому, нам остаётся довольствоваться только официальной версией их дальних путешествий. Тем более, что капитан U-977 Хайнц Шаффер даже книгу выпустил - в 1952 году (на русском языке она была опубликована в 2003-м). Книга эта была призвана развеять легенду про эвакуацию фюрера в Аргентину.

Командиром подлодки U-977 обер-лейтенант Хайнц Шаффер был назначен уже в марте 1945 года. 13-20 апреля она совершила свой первый боевой поход под его командованием. Абсолютно безрезультатный, без атак на кого-либо.

Хайнц Шаффер. Фото в свободном доступе.
Хайнц Шаффер. Фото в свободном доступе.

А во второй поход вышла 2 мая. Действительно, это было как-то подозрительно: Гитлер мёртв, Третий Рейх рушится, уже вот-вот капитулирует перед США и Англией, и сам уже давно ищет этой капитуляции… А тут вдруг – подводную лодку снаряжают в поход в Ла-Манш, с целью проникнуть в английский порт Саутгемптон, и уничтожить там всё, что только удастся. Странный приказ.

Всё происходящее окончательно потеряло смысл, когда в пути Шаффера застиг такой приказ: Германия капитулировала, сдавайтесь ближайшему английскому кораблю. Капитан собрал команду для серьёзного разговора и принятия решения.

Он предложил экипажу эмигрировать, а не возвращаться домой. Дома – ничего хорошего не ждёт. Большевики будут жестоко мстить за 1941-й год, и, в лучшем случае, депортируют всех немцев служивших в гитлеровской армии, в Сибирь - на лесоповал и шахты.

Хайнц Шаффер предложил команде бежать в Аргентину. Тут возникли разногласия: некоторые моряки полагали, что скрыться лучше в более близкой Испании, а 16 человек из 48-ми – твёрдо решили, несмотря на россказни про зверства большевиков, вернуться домой, к своим семьям. Их просто высадили на каком-то скалистом берегу, и взяли курс на Южную Америку.

Лодка целых шестьдесят шесть дней прошла по намеченному курсу в подводном положении. Это был почти рекорд (рекордным тогда был переход U-978: 68 дней без всплытий). В целом же, путешествие заняло 108 суток.

U-977 была средней дизельной подлодкой, в отличие от большой океанской U-530.

Незадолго до официальной сдачи аргентинским властям, у берегов Южной Америки затонул бразильский крейсер «Байя». Это дало южноамериканской прессе щедрую пищу для фантазий на тему, что он был торпедирован немецкой подлодкой - U-530 или U-977.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

U-530 и U-977 в гавани Рио-де-Жанейро, во время перегона в США (в Аргентине U-530 покрасили в белый цвет, а U-977 – в чёрный). Фото в свободном доступе.
U-530 и U-977 в гавани Рио-де-Жанейро, во время перегона в США (в Аргентине U-530 покрасили в белый цвет, а U-977 – в чёрный). Фото в свободном доступе.

Бразильские ВМС даже выпустили официальное опровержение, в котором объяснялось, что «Байя» стал жертвой несчастного случая. Во время учебных стрельб орудие нечаянно опустилось, и снаряд из него попал в глубинные бомбы, сложенные на корме крейсера. Их мощная детонация буквально оторвала корму, и корабль затонул за несколько минут. Немецкие подводники были ни при чём. Да и зачем им было это делать, в июле 1945 года?

Я, кстати, склоняюсь к официальной версии дальних переходов U-530 и U-977, а не к репортёрской. Ведь если бы Гитлер или Борман действительно хотели бежать на подлодке, то они, скорее всего, выбрали бы более многоопытных капитанов, чем юные 24-летние обер-лейтенанты Шаффер и Вермут. Они, кстати, через несколько лет вернулись в Германию (в ФРГ) - убедившись, что сгинуть на сибирских шахтах и лесоповалах им не грозит.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, что перевозили эти подлодки?