1,6K подписчиков

Речную дорогу в Китай из Омска пытаются разведать власти региона

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки. И если древние русичи осваивали «путь из варяг в греки» по Днепру, то сейчас сибиряки намерены разведать «путь из омичи в китайцы» по Иртышу.

Причины интереса к Иртышу как водной магистрали Омск – Китай

Отчасти попытки исследовать новые, а точнее – зачастую забытые старые советские пути – происходят из-за неудовлетворённости работой транспортных монополистов. На железных дорогах уже который год, несмотря на вливания триллионов рублей в расширение Восточного полигона, лихорадит перевозку угля, а теперь контейнеров и других грузов, да так, что учёные уже рассчитывают, сколько денег нужно потратить на новую железную дорогу в Китай (см. материал «Сибирского Новостного» «Сибирский «железнодорожный крест» должен стоить 2 триллиона, вчетверо дешевле объявленного»). На Северном Морском пути (СМП) тоже не всё гладко – наисовременнейшие атомные ледоколы стоят огромных денег, но проводят суда по одному, а не караванами, и тоже за астрономические полмиллиона долларов в сутки (в статье «Навигацию на реках Сибири круглый год – может обеспечить ледокол со ступенчатым носом» рассказываем в том числе и об этом). Кстати, в последней статье есть информация о том, как отдельные регионы начинают осознавать острейшую необходимость самого дешёвого внутреннего транспорта – речного.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-2

Бассейн реки Иртыш в трёх странах – России, Казахстане и Китае

В Омске решили исследовать заброшенный речной путь – в советские времена перевозки на судах позволяли перебрасывать по Иртышу до 7 миллионов тонн грузов, плюс пассажирские маршруты вплоть до советско-китайской границы – находящихся в Казахстане посёлка Буран и, есть информация, что даже до погранзаставы Алкабек. Для исследования первоначально планировалось привлечь яхту «Сибирь» под управлением знаменитого омского капитана, члена совета Омского отделения Русского Географического общества (РГО), Заслуженного мастера спорта России Сергея Щербакова, совершившего на ней кругосветное путешествие.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-3

Сергей Щербаков и яхта «Сибирь». Фото: 12 канал, Омск

Замысел понятен – на севере Иртыш впадает в Обь (выход на СМП), на юге походит через промышленные и областные центры Казахстана Павлодар, Семей/Семипалатинск и Ускемен/Усть-Каменогорск (центр промрайона, включающего Риддер/Лениногорск и Зыряновск), а затем, за огромным озером-водохранилищем Зайсан (самое старое в мире, возрастом как динозавры - около 70 млн лет) Чёрный Иртыш заходит в Китай – его исток на границе с Монголией. Судя по старым топографическим картам, судоходный путь по реке начинался у города Бурчун, в 85 км от нового города Бэйтунь, конечного пункта железных дорог на северо-западе КНР. А значит здесь легко наладить перевалку грузов с речной магистрали на железную.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-4

Железная дорога между городами Бэйтунь и Алтай – движение запущено в 2017 году. Фото: Синьхуа

Лирическо-экономическое отступление – чайное

«Дорога по Иртышу в Поднебесную была разведана ещё 300 лет назад. Ради торговли с Китаем судовладельцы не пожалели денег, чтобы углубить русло в районе Усть-Каменогорска и на Чёрном Иртыше. Еще до революции перевозки баржами стали настолько значимыми, что китайские Чугучак, Урумчи и Шара-Сумэ попали в зависимость от русской фасовки чая! В 1913 году сюда по Иртышу поставили 654 тонны чайных брикетов!» (цитата с сайта nur.kz)

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-5

Чёрный Иртыш на китайско-казахской границе в сентябрьскую межень. Триста лет назад здесь бурлаки буксировали баржи с чаем. Фото: Google Maps

Вклад Китая в обмеление Иртыша

Вот только добраться до этого места теперь крайне проблематично – говорит капитан «Сибири» Сергей Щербаков. И в основном из-за обмеления Иртыша и Чёрного Иртыша. Несмотря на паводок, заливший этой весной Казахстан и Омскую область – на реке сильно упали гарантированные глубины. В том числе из-за большого забора воды как в КНР, так и в Казахстане. А осадка яхты «Сибирь» 1,9 метра, у судна достаточно большой киль.

– В Китае, как раз недалеко от Бэйтуня, построен водовод в район расположенных южнее нефтяных приисков и города Карамай, там развивают нефтяную промышленность. Канал шириной всего пару десятков метров, но воды по нему из Чёрного Иртыша уходит очень много.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-6

Начало канала Иртыш – Карамай шириной 22 метра и длиной 300 км. Фото пользователя centfrancs на panoramio.com

– Там же у Бэйтуня воду отводят и в озеро/водохранилище Улюнгур, и в канал Иртыш – Урумчи. Считается правилом хорошего тона, если страна, по которой проходит трансграничный водоток, забирает на свои нужды не больше трети общего стока. Однако по нашей предварительной информации из 9 кубических километров среднемноголетнего стока Чёрного Иртыша в КНР забирают уже около 5 кубокилометров, хотя в разных документах стоит не больше двух. Именно поэтому даже рыбачить в нём, например, на территории Казахстана, стало проблематично. Зато на китайском озере Улюнгур уловы всё выше и выше!

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-7

Рыбаки-казахи ловят рыбу в районе на озере Улюнгур зимой 2014 года, Бурултокай (СУАР, КНР). Фото: news.ts.cn

По данным Русгидро, по состоянию на 2012 год годовой сток Чёрного Иртыша на границе Китая и Казахстана составлял пять кубокилометров, из которых Китай с помощью канала Чёрный Иртыш – Карамай забирал 1,8 кубокилометра (т.е. 40%). Ещё 10% уходило по каналу Иртыш – Караганда, об этом говорилось в опубликованной в Вестнике Томского государственного университета № 379 за 2014 г. работе М. А. Бейсембаевой и Л. И. Дубровской «Оценка многолетней динамики водного стока Верхнего Иртыша…». Потери в створе посёлка Буран учёные оценили тогда в 19% стока.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-8

Выводы из работы Бейсембаевой и Дубровской, 2014 год

Интересно, что за последние три десятка лет так и не удалось собрать трёхстороннюю совместную встречу по урегулированию стока – КНР предпочитает работать на двусторонней основе, но и в таком режиме ни с Казахстаном, ни с Россией её представители проблему не обсуждали, а подписанное в 2001 году соглашение об использовании и охране трансграничных рек Казахстан пытался обновить и пересмотреть, даже предлагал экспорт сельхозтоваров в обмен на увеличение стока Иртыша, но встретил отказ.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-9

Фрагмент работы Зонна, Жильцова, и других – «Трансграничные реки Казахстана и Китая», Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. № 4 (27) 2018

Вклад Казахстана в обмеление Иртыша

Но этой только одна сторона проблемы, Казахстан тоже вносит свою лепту в обмеление. Воды из КНР он получает всё меньше, но нужна она республике всё больше. Во-первых, ещё в советские времена была реализована часть проекта поворота северных рек на юг – построен канал Иртыш – Караганда, по нему сейчас снабжается водой столица республики Астана.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-10

Иртыш в черте города Семей/Семипалатинск. Фото: lord_fame.yvision.kz

А на самой реке построен каскад из трёх гидроэлектростанций мощностью 1 708 МВт, необходимый для работы добывающей и металлургической промышленности Восточно-Казахстанской области (сверху вниз по течению):

Бухтарминская – 1960 год ввода первого агрегата, мощность 675 МВт, плотина высотой 91 метр, её водохранилище объединено с озером Зайсан;

Усть-Каменогорская – 1952 год ввода первого агрегата, мощность 335 МВт, плотина высотой 64 метра;

Шульбинская – 1987 год ввода первого агрегата, мощность 702 МВт, плотина высотой 39 метров

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-11

Усть-Каменогорская ГЭС. Слева видна камера самого глубокого в мире шлюза для судов с перепадом высот 42 метра

На исходе Советского Союза многие говорили, что именно этот каскад и убил судоходство по Иртышу, хотя все три плотины имеют исправные судоходные шлюзы. А сам проект Иртышского каскада предусматривал возведение на реке 13 плотин как раз в целях судоходства – чтобы увеличить гарантированные глубины для судоходства.

­– Ведь смотрите, что сейчас происходит – через Шульбинскую ГЭС, несмотря на паводок, проходит всего 700 м3/с – это очень мало! По сути, расход воды как в межень, – говорит Сергей Щербаков. – Прошлой осенью, когда мы должны были идти в озеро Зайсан, энергетики снижали сброс воды даже до 400 м3/с, у нас в Омске из-за этого было обсыхание водозаборов. Ну и третья проблема – собственно запущенность водного пути и на российской стороне. Когда с целины везли зерно в Омск – в городе были гарантированные глубины 1,5 метра выше по течению, и 2,5 ниже. Однако с тех пор в реке активно убирал песчаные перекаты, которые работали как мини-плотины и увеличивали судоходные глубины. Сейчас их нет – нет и глубин. Теперь для судоходства выше по течению от Омска нужно построить как минимум две или три небольших русловых плотины, строится Красногорский гидроузел. А то обмелевшая река уже поросла ивами в черте города, а это дальнейшее сужение русла и проблемы с подтоплением во время паводков.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-12

Строящийся Красногорский гидроузел под Омском должен восстановить гарантированные глубины на 65 километров вверх по течению. Фото: Минприроды России

Какие суда смогут ходить по Чёрному Иртышу

– А что касается исследовательской экспедиции, мы по-прежнему к ней готовимся. Новый губернатор уже осмотрелся, начинает проявлять внимание и к транспортной проблеме Иртыша, – продолжает капитан Сергей Щербаков. – Сейчас постараемся заявиться и выиграть грант, нам нужно мелкосидящее судно типа теплохода «Заря», бывшая в употреблении стоит два-три миллиона рублей, у неё осадка в ходу всего 40 сантиметров, должно хватить и до китайского Бэйтуня дойти. Если не хватит топливного бака (у «Зари» он на 3000 литров – прим. ред.) – поставим второй. Главная задача – не просто визуальный осмотр берегов, хотя это тоже очень важно, но и измерение глубин. Поскольку на «Сибири» у нас есть автоматический лот, то мы сможем переставить его и как минимум построить карту маршрута с пройденными глубинами.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-13

Глиссирующий теплоход «Заря-353» с осадкой в ходу всего лишь 0,4 м и водомётным движителем пройдёт практически всюду. На фото – на реке Омь, Омск. Фото: maksimus/fleetphoto.ru

Почему это важно. Сейчас в России принята система ЕГС – Единая Глубоководная система, её гарантированные глубины 4,5 метра. Но для эксплуатации в верховьях Иртыша / в Чёрном Иртыше нужны суда класса Л с осадкой до 1,6 метра. Но и их проходимость под большим вопросом. В частности, по данным казахстанской государственной организации «ҚАЗАҚСТАН СУ ЖОЛДАРЫ»:

«Гарантированные габариты судового хода при проектном уровне 170 см в створе Бурановского водомерного поста составляют: 60 см глубина, 30 м ширина, 150 м радиус закругления.»

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-14

Навигационная лоция реки Чёрный Иртыш у посёлка Буран, Казахстан. К сожалению, не отмечены глубины, но на других листах лоции для Иртыша голубым отмечались участки акватории с глубинами менее 2,1 м. Север – снизу карты, Китай – слева. Источник: Учебный центр ТОО «Восточный фарватер»

Очевидно, что при таких условиях и первоначальный план омичей – дойти на яхте «Сибирь» в 2023 году до озера Зайсан, а летом 2024 как минимум до Бурана (казахско-китайской границы) пришлось отложить – в ожидании приобретения и подготовки судна с небольшой осадкой типа «Заря».

– Кроме того, выяснилось, что в этом вопросе нашему РГО требуется более плотная поддержка федерального министерства иностранных дел, – сообщил корреспонденту «Сибирского.Новостного» секретарь Омской областной организации РГО Денис Кадочников.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-15

А вот такие сухогрузы, как «Инженер Шуткова» грузоподъёмностью 3000 тонн имеют осадку 3,6 м и из Омска могут не дойти даже до казахского Павлодара, не то, что до Китая. Там необходимы баржи с осадкой до 2 метров и меньше, но они бывают грузоподъёмностью 10 тысяч тонн. Фото Порт Коломна

Казахстан ждёт российские грузы – а Россия об этом не знает?

Вклад России в обмеление Иртыша

Тем не менее, по данным казахской стороны, на Чёрном Иртыше вполне могут эксплуатироваться небольшие грузовые суда и баржи с осадкой до 0,6 м. В том числе и для транзита в Китай. Интересно, что Казахстан во всю готовится к резкому росту судоходства – готовит не только кадры, технику и фарватеры:

«Как запланировано в Национальной концепции развития транспортно-логистического потенциала, к 2030 году Иртыш должен стать транзитным маршрутом для перевозок от Поднебесной до России, – пишет «Казахстанская правда» в марте этого года. – Несмотря на многолетнюю паузу, в регионе смогли сохранить практически всю береговую инфраструктуру – пристани, причалы.» Если в 2023 объём грузоперевозок речным транспортом составил 1,1 млн тонн, то к 2030 году планируется довести его до 2,5 млн тонн.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-16

Чёрный Иртыш у посёлка Буран, Казахстан, в сентябре здесь уже и о глубине 1,6 м речь не идёт. Фото Андрей Романенко / Google Maps

И дальше наши коллеги приводят мнение депутата Мажилиса Парламента Казахстана Лукбека Тумашинова, «передающего пас» российской стороне:

– Остаётся провести дноуглубительные работы на Иртыше со стороны Российской Федерации, очистить фарватер земснарядами и обозначить участки прохождения судов с водоизмещением до трёх тысяч тонн. Учитывая, что водный транспорт один из самых дешёвых, необходимо осуществить проект в короткие сроки. Его мультипликативный эффект очевиден.

И тут же поясняют, что в понятие мультипликативного эффекта вкладывается не только перевозка грузов, но и возрождение судоремонтных предприятий: «Если есть флот, он обязан проходить ремонты и обслуживание: «На востоке страны раньше крупный завод действовал в поселке Прибрежном бывшего Большенарымского района – ныне района Улкен Нарын. Плюс работали мастерские в поселке Глубоком Глубоковского района. Для сельской местности такие производства на вес золота».

Китай: Чёрный Иртыш напоит новое промышленное сердце Средней Азии

В это время Китай строит планы на увеличение населения Синцзяна с 20 до ста миллионов человек. И всем им понадобится вода. По данным китайской стороны, их бетонированные каналы и арыки для ирригации сохраняют не менее половины воды по сравнению с казахскими и российскими, но это не уменьшает забор воды, её просто требуется больше с развитием сельского хозяйства и промышленности.

По сути, Китай превращает Синцзян из задворок Средней Азии в её промышленный и аграрный центр. Спутниковые снимки показывают не только большое количество новых мостов через Чёрный Иртыш на участке от казахской границы до города Бурчун/Бурцинь, но и небольшую плотину в этом городе – сравните топографическую карту и спутниковые снимки.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-17

Топографическая карта окрестностей города Бурчун/Бурцинь. Стрелкой на реке отмечено начало судоходного участка. Источник: nakarte.me

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-18

Спутниковый снимок Google Maps окрестностей города Бурчун/Бурцинь. Красным кругами обведены строящийся мост на автостраде (вверху) и, видимо, небольшая русловая плотина (внизу)

А выше по течению – плотин, мостов и оросительных гидроузлов ещё больше! На реке строится ГЭС «Цяобатэ» мощностью 524 МВт, это лишь на 15% меньше, чем у расположенной ниже по течению на гораздо более полноводном Иртыше Бухтарминской ГЭС.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-19

Высотная плотина водохранилища Карасук(?), Чёрный Иртыш, Китай. Вид с Яндекс.Спутник

То есть при необходимости КНР может реализовать на своей территории практически любой проект – включая транспортный. Но пока не хочет сама, и не спешит на переговоры с Россией и Казахстаном. Правда, в 2015 году в Омск приезжала делегация небольшой частной китайской фирмы, с предложением обсудить вопрос организации речного транспорта из Китая по Иртышу. Общего языка стороны не нашли – да и как обсуждать дноуглубительные работы и строительство гидротехнических сооружений на русле длиной несколько тысяч километров с небольшим частным предприятием? С тех пор этот вопрос так и не поднимался.

Власти сибирских регионов ищут новые пути и нестандартные маршруты выхода на внешние рынки.-20

Чёрный Иртыш и цветные глины на берегу в городе Бэйтунь - фото gutx.com.de

«Открытый» финал?

Между тем яхта «Сибирь» под управлением капитана Сергея Щербакова в этом году пойдёт из Омска не на юг, а на север, в легендарную Мангазею. В начале 1600-х годов этот городок с его двумя тысячами жителей считался огромным (на всей территории современной Мурманской области тогда жило по разным оценкам, от 600 до 900 человек – прим. ред.), и генерировал 10% тогдашнего российского ВВП.

– Понимаете, действительно в Иртыше, где-то уже возле Тобольска, а тем более у Ханты-Мансийска, воды более чем достаточно, – говорит капитан Сергей Щербаков. – Её хватило бы и на экспорт в Казахстан, и в Китай. Но для этого нужно строить канал, электростанции для перекачивающих воду вверх насосов (потребуется подъём воды на 430-480 метров – прим. ред.), обсуждать – кто будет финансировать эти проекты, и кто потом нести расходы и получать доходы.

А пока что заглох и вопрос о переброске пробных 70 млн кубометров воды из Алтайского края в Китай, поднимавшийся 8 лет назад. В 2018 году опять ставили вопрос уже об экспорте 600 млн кубометров и до 2,4 млрд в перспективе.

О речном транспорте тогда не говорили. Трёхстороннюю комиссию для обсуждения проблем трансграничных рек, и Иртыша как новой транспортной артерии, так и не удаётся собрать.

Но ведь если прятаться от проблем – то со временем они только усугубляются.

Текст: Сергей Митрухин

Заглавное фото: albercul.livejournal.com