- Введение
- Характеристика информационных войн 21 века
- Информационные войны 21 века
- Памятка о том, как не стать жертвой информационных войн
Введение
Политическая ситуация 21 века сложилась таким образом, что многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики. При этом в массовом сознании граждан не полностью сформировалось понимание той угрозы, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационно-психологическом воздействии.
Характеристика информационных войн 21 века
Информационная война — противоборство между двумя государствами или группами государств в информационном пространстве в целях нанесения ущерба государственным информационным системам, процессам и ресурсам, другим объектам; подрыва политической, экономической и социальной систем; массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны. Данный тип войны представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в информационном пространстве в интересах достижения информационного превосходства. Ключевым элементом информационных войн является информация, представляющая собой сообщение, сигнал, совокупность данных или сведений, которые рассматриваются относительно контекста их содержания.
Действия в рамках информационных войн происходят, в основном, в информационном пространстве, которое состоит из информационных систем — взаимосвязанных совокупностей средств и методов, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в целях ее дальнейшего использования.
Информационная война включает в себя техническую и содержательную составляющие. В основе технической лежат наличие/отсутствие/ограничение доступа к информации и манипуляции с ней. Причем на уровень доступа может влиять как противник, так и государство, против которого ведется информационная война.
Содержательная же сторона выражается в той информации (ее контексте), с помощью которой оказывается психологическое влияние на общественной сознание. Такой информацией чаще всего является пропаганда.
Преимущественно угроза в рамках информационной войны исходит от «живых» [человеческих] источников. Это может быть деятельность определённой страны или группы государств, террористической организации, иностранной разведки или информационных структур, если говорить о внешних источниках угрозы. К внутренним же источникам относится в первую очередь неблагоприятная криминогенная (преступная) обстановка, которая подразумевает деятельность криминальных структур в информационной сфере с целью нанесения ущерба государству/правительству/гражданам/др.
Примером иных факторов, которые не являются «живыми», но способны оказать воздействие на информационную безопасность государства, будет обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами (внешний) или, например, недостаточная экономическая мощь государства (внутренний).
При этом, вне зависимости от источника угрозы, информационная безопасность, как в рамках информационной войны, так и в повседневной жизни, может быть подвержена трем основным угрозам: угроза конфиденциальности (несанкционированный доступ к данным), угроза целостности (видоизменение или уничтожение данных), угроза доступности (ограничение или блокирование доступа к данным).
Также пострадать могут не только данные, но и системы их передачи. Под угрозой находятся и когнитивная и эмоциональная сферы человеческого сознания. Это объясняется тем, что целями информационной войны является не только контроль над информационным пространством и его составляющими, дестабилизация власти, экономики, получение доступа к ресурсам/разработкам другого государств и ряд других действий по получению выгоды, но и подмена идеалов, ценностей, взглядов сформировавшихся в обществе на те, что выгодны атакующей стороне.
Все это достигается с помощью фейков, дезинформации, кибератак, ограничения доступа к определенным информационным ресурсам, изменения результатов поиска в поисковых системах, привлечения агентов влияния (влиятельных людей) и ботов (программ или искусственного интеллекта).
Большой поток информации из разносторонних источников, прогрессирующее у общество клиповое мышление, формирование «экзистенциального вакуума», технологический прогресс и ряд других факторов осложняют защиту от воздействия информационных войн.
Основных методов защиты четыре: игнорирование информационной войны, устранение ее причины, разоблачение противника, активные действия в ответ. Последний метод подразумевают противодействие информационной войне пятью основными способами:
- ведение государством пропаганды собственных взглядов на происходящие события;
- отвлечение ресурсов оппонента на другую войну;
- отвлечение аудитории на другую сенсацию;
- отвлечение общества на малозначительный, относительно текущей проблемы, факт;
- доведение до абсурда.
Информационная война, в ходе которой удары наносятся не только по правительству государства и его режиму, но и по обществу, общественному сознанию, имеет ряд последствий для всех сфер жизни общества:
- Политическая сфера. Нестабильность власти, изменение политического курса страны под воздействием внешних сил, смена режима государства, раскол власти, подготовка почвы для реальных военных действий, деморализация армии, падение военного духа, др.
- Социальная сфера. Раскол общества, усиление социальной напряженности, враждебности и недоверия между различными группами населения, увеличение количества распрей на основе религиозной или национальной принадлежности, др.
- Экономическая сфера. Снижение инвестиционной привлекательности страны, ухудшение экономической ситуации из-за недоверия к финансовым институтам, падение национальной валюты, др.
- Духовная сфера. Искажение исторической памяти народа, навязывание инородных духовных ценностей и разрушение исконных, рост религиозного экстремизма, др.
Информационные войны 21 века
Информационная составляющая современного мирового пространства в начале XXI века играет весьма существенную роль в управлении процессами глобализации. Принципы американских менеджеров «Кто владеет информацией, тот владеет миром» и «Мыслить глобально, действовать локально» стали весьма популярными. Неоспоримыми мировыми лидерами, а значит и конкурентами на мировом информационном пространстве, являются США и Великобритания.
В XXI веке практически каждый военный конфликт при участии Вашингтона сопровождается пропагандой, распространением фейков и предоставлением, в том числе и в СМИ, сомнительных разведывательных данных.
От вмешательства США, будь то опосредованного (с применением только лишь информационного оружия) или же прямого (с привлечением американской армии), уже пострадали порядка десятка стран (военные конфликты: Американское присутствие в Афганистане, «Пробирка Пауэлла» или операция США в Ираке, Арабская весна, Грузинские фейки, информационная пропаганда про Росиии и Китай на фоне СВО на Украине). В ходе американских действий в этих странах погибло более трех миллионов человек (в одном лишь Ираке жертвами стали до 1,5 млн человек), а более 30 миллиона стали беженцами.
Англия не уступает Америке в масштабе информационного влияния на международной арене. Ставшие в 2018 году достоянием гласности данные хакерской группировки Anonymous о деятельности британского проекта Integrity Initiative («Инициатива честности») открыли миру глаза на фактическое вмешательство Лондона во внутренние дела многих стран Европы, а против России с запуском этого проекта была объявлена настоящая гибридная война.
Как сообщается на сайте Anonymous, проект был основан в 2015 году и финансируется британским правительством. Бывший (на сегодняшний день) министр Министерства иностранных дел Великобритании Алан Дункан официально подтвердил, что финансирует Integrity Network. Расходы проекта на финансовый год, заканчивающийся 31 марта 2019 года, оцениваются в £1,96 млн ($2,51 млн). Причем из обнародованных Anonymous документов следует, что данный секретный проект распространяется практически по всей Европе, от Испании до Литвы.
Помимо вышеупомянутых информационных войн, Англия и США в составе НАТО ведут информационную войну против России. В информационной борьбе с Россией эти страны в последние десятилетия активно используют не только собственные СМИ и прочие специальные организации, но и спонсируемые ими силы внутри России (несистемную оппозицию, русофобские СМИ), так и антироссийски настроенные элиты и СМИ некоторых соседних с Россией стран (Польши, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии).
Главной целью информационной войны, которая ведётся против России, является ослабление России и порча её репутации за рубежом. В частности, Запад пытается выставить Россию «тиранической», «отсталой» и «агрессивной»: при этом агитация направлена как на население России, так и на жителей других стран. Армия русофобов не является единой группой, но состоит преимущественно из политиков стран, входящих в НАТО или их союзников.
Памятка о том, как не стать жертвой информационных войн
В первую очередь, чтобы не попасть под информационное влияние в рамках информационной войны, следует помнить:
- Чувства и эмоции блокируют критическое мышление.
Критическое мышление — это способность человека ставить информацию под сомнение, смотреть на проблему с разных сторон и в результате делать обоснованные выводы. Оно требует умения абстрагироваться от эмоций и принимать решение на основе логических выводов.
В рамках информационной войны чувства и эмоции могут стать средством манипуляции общественным сознанием. Чаще всего используют страх (введение санкций, информационные вбросы о нехватке медикаментов/продовольствия/др. или о «планирующейся» мобилизации всех и каждого), стыд (пропаганда по типу «Быть русским — стыдно», «Стыдитесь действий вашего правительства»), злоба (разжигание ненависти одного народа к другому, попытка создать религиозный конфликт).
- Любая информация должна быть подтверждена фильтрации, ибо даже одна фраза может изменить восприятие ситуации.
Цензура и редакция преимущественно позволяют передать информацию без лишней словесной и эмоциональной нагрузки. Но стоит помнить, что в первую очередь следует воспринимать саму новость (ситуацию), а не слова диктора или текст в новостной ленте. Это необходимо для того, чтобы исключить все ту же эмоциональную нагрузку при анализе.
- Больший процент СМИ все равно за одну из сторон.
Наличие независимых СМИ (тех, что принадлежат частным лицам, а не государству) не гарантирует того, что они обязательно на стороне государства или против него. Но при этом характеристика той или иной ситуации в рамках информационной войны будет даваться скорее относительно позиции СМИ в данной войне, нежели 100% нейтрально.
- Сравнение уровня жизни в разных странах (идеализирование одной и принижение другой) в рамках информационной войны — пропаганда.
Красивые картинки и слова не гарантируют красивой жизни в другой стране. Идеальных государств не бывает, и у каждого все равно есть определенные проблемы, которые могут присутствовать на всей территории государства или в определенных его районах. При сравнении же рассматривается большое количество аспектов (уровень развития, экономика, социальные институты, др.), поэтому уровни жизни в разных странах — это скорее тема для исследования, нежели удачная новость в СМИ или политическая тема.
- Нет плохой нации или религии.
В рамках любой войны, в том числе и информационной, войну ведут политики, а не нация. Группы граждан, отличные в мнении, есть в каждом государстве. Слова о том, что война — это вина и замысел нации; данное государство озлоблено и агрессивно; страна беспринципна и жестока — всё это пропаганда и разжигание межнациональных конфликтов. Подобными утверждениями могут пытаться создать и религиозный конфликт, основываясь на преобладающей в государстве религии или «угнетении» распространенной в меньшей мере.
В большей мере общественное сознание страдает от дезинформации и пропаганды. Способы защиты:
- Отделение мнений от фактов.
Опираться следует не на чужое восприятие ситуации, а на факты, по которым следует формировать собственное мнение.
- Сравнение источников информации и их подбор.
Информацию следует брать из официальных источников. Но даже в них могут быть различия, поэтому стоит выбирать информацию из более надежного источника.
- Использование критического мышления и контроль эмоций.
Любую информацию следует анализировать, ставить под сомнение и фильтровать, при этом не опираясь на эмоции, которые могло вызвать событие или ситуация.
- Не понимаешь — разберись.
Под влияние информационных войн человек может попасть из-за отсутствия понимания того, о чем говорят или пишут. Если термин не знаком, с ним нужно разбираться до того, как вы начнете анализировать информацию, чтобы не ошибиться из-за незнания.
- Следует помнить о мошенничестве.
В условиях информационной войны мошенники используют новые схемы обмана, связанные с военнослужащими в зоне СВО. С такими мошенническими схемами можете ознакомиться по следующим ссылкам:
1) Памятка, разработанная МИД России
2) Статья Дзена
Критика статьи/комментарии о возможной пользе приветствуются.
Источники информации, используемые при формировании характеристики и написании статьи:
- Расторгуев С.П. Информационная война. — М: Радио и связь, 1999. — 416 с
- Современные информационные войны: типология и технологии : монография / О.Е. Воронова ; Ряз. гос. ун-т. имени С.А. Есенина. — Рязань, 2018. — 188 с.
- Сулейманова Ш.С., Назарова Е.А., Информационные войны: история и современность: Учебное пособие. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. 124 с.
- Гриняев С.Н. Поле битвы – киберпространство — Москва, 2004. — 426 с
- Современные информационные войны, Воронова О.Е., Трушин А.С., 2021
- Дневник Алтайской школы политехнических исследований № 28 — Современная Россия и мир: альтернативы развития (Информационные войны в международных отношениях) Сборник научных статей
- «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(28) 2019 — Alley-science.ru — Пономарев П.А., д.ф.н., профессор, ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты — Влияние информационных войн на общество
- Карпович О.Г. Особенности ведения современных информационных войн в СМИ и сети Интернет // Мировая политика. 2017. №4. С. 64-74. DOI: 10.25136/2409-8671.2017.4.21896 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21896