Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).
Сразу оговорюсь, что не выясняла является ли В.Н. Орлов потомком тех самых Орловых, возведших на престол Екатерину II, но происхождение его определенно знатное.
Князь родился в семье чрезвычайного посланника и полномочного министра в Брюсселе, Париже и Берлине князя Николая Орлова (1827—1885) и урожденной княжны Екатерины Трубецкой.
Император был впечатлен, в своём дневнике он делал пометки о совместных поездках и в конце концов в нём появилась запись о том, что пора бы и перестать пользоваться любезностью князя Владимира Николаевича и начать ездить на собственном автотранспорте.
В 1905 году был отдан приказ о приобретении сразу пяти автомобилей. Автомобилями императорской семьи стали «Делоне-Бельвиль» с аббревиатурой SMT и два «Мерседеса».
SMT на борту царского Delaunay-Belleville следовало расшифровывать как Sa Majeste La Tsar - «Его Величество Царь».
Ещё два «Мерседеса» обслуживали свиту.
Так появился Собственный Его Императорского Величества гараж (СЕИВГ), заведовать которым был назначен, естественно, князь В.Н. Орлов.
Зеленый крошка «Пежо» (Bebe Peugeot) был изготовлен по специальному заказу для цесаревича Алексея. В сети можно найти ч/б снимки, на которых в Bebe Peugeot запечатлены отец и сын. Кстати, автомобиль способен был разогнаться до 60 км/час.
Специально даю крупные планы - это машины невероятной красоты.
Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.
Есть одна загадка: и французский, и немецкий автомобили праворульные. Почему?...
Семью государя обслуживали лишь лучшие мировые автопроизводители и каретные мастерские (в то время кузова ещё изготовляли каретники).
Парк автомобилей неуклонно рос, нашему Государю негоже было отставать от родственников, европейских монархов.
К началу Первой мировой войны Императорский гараж мог похвастаться одним из лучших автопарков в Европе с самыми современными, дорогими и технически совершенными автомобилями разных марок: от Delaunay-Belleville до Daimler-Motoren-Gesellschaft.
После отречения Николая II от престола все 56 автомобилей перешли в распоряжение Временного правительства.
Власть поменялась ещё раз, и судьба царских машин приняла и вовсе детективный оборот.
После Октябрьской революции на одном из автомобилей катались Ленин и Троцкий, другой был тайно вывезен в Финляндию и переделан в... автобус. Куда подевались ещё 54 дорогущих авто, неизвестно, а ведь не иголка в стоге сена.
Накатавшись на мастодонтах автомобилестроения, с царских авто Ленин пересел в Роллс-Ройсы - о вкусах, как говорится, не спорят. Мне очень нравятся ретроавтомобили, но в данном случае вы не находите, что он несколько угловат?
Не могу не упомянуть, что последний наш самодержец заботился не только о своём эффектном выезде. Уже в 1903 году фельдъегерская служба тоже пересела на автомобили.
Были среди них и российские, в частности, на службе состоял лимузин завода «Г.А. Лесснер», владелец которого еще в 1901 году подписал договор об эксклюзивном праве на торговлю в России продукцией Daimler и Loutzk-Daimler, а также производить двигатели внутреннего сгорания и сами автомобили по лицензии.
В тридцатые годы фельдсвязисты использовала вполне симпатичные ГАЗ-А, это была лицензионная модель Ford с кузовом фаэтон, а потом в истории спецсвязи случился Москвич...
Деревянные двери, ручка - просто слов нет, раритет, что и говорить. С 1948 по 1956 было выпущено 11129 машин.
Выдохните, у Службы спецсвязи уже всё вновь хорошо, её современные автомобили тоже представлены в Гараже на ВДНХ.
А теперь из прошлого возвращаемся в настоящее. На входе у касс вас встретит и предложит чашечку кофе самый настоящий робот-бариста, правда в наше посещение он взял выходной ))
Повествование, которое я сегодня предложу вам к прочтению имеет непосредственное отношение к шикарным царским лимузинам, а уж если в вашем гараже стоит седан...
Всем счастливых дорог!