Москва, ВДНХ: царский автопарк - нераскрытая история исчезновения

Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).

Сразу оговорюсь, что не выясняла является ли В.Н. Орлов потомком тех самых Орловых, возведших на престол Екатерину II, но происхождение его определенно знатное.

Князь родился в семье чрезвычайного посланника и полномочного министра в Брюсселе, Париже и Берлине князя Николая Орлова (1827—1885) и урожденной княжны Екатерины Трубецкой.

Гараж Особого Назначения.  ВДНХ. Москва. Фото автора.
Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва. Фото автора.

Император был впечатлен, в своём дневнике он делал пометки о совместных поездках и в конце концов в нём появилась запись о том, что пора бы и перестать пользоваться любезностью князя Владимира Николаевича и начать ездить на собственном автотранспорте.

В 1905 году был отдан приказ о приобретении сразу пяти автомобилей. Автомобилями императорской семьи стали «Делоне-Бельвиль» с аббревиатурой SMT и два «Мерседеса».

SMT на борту царского Delaunay-Belleville следовало расшифровывать как Sa Majeste La Tsar - «Его Величество Царь».

Ещё два «Мерседеса» обслуживали свиту.

Так появился Собственный Его Императорского Величества гараж (СЕИВГ), заведовать которым был назначен, естественно, князь В.Н. Орлов.

На фото Delaunay-Belleville и Bebe Peugeot. Гараж Особого Назначения. Москва.
На фото Delaunay-Belleville и Bebe Peugeot. Гараж Особого Назначения. Москва.

Зеленый крошка «Пежо» (Bebe Peugeot) был изготовлен по специальному заказу для цесаревича Алексея. В сети можно найти ч/б снимки, на которых в Bebe Peugeot запечатлены отец и сын. Кстати, автомобиль способен был разогнаться до 60 км/час.

Специально даю крупные планы - это машины невероятной красоты.

Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.

Есть одна загадка: и французский, и немецкий автомобили праворульные. Почему?...

Оба царских автомобиля - искусные копии, оригиналы утрачены.
Оба царских автомобиля - искусные копии, оригиналы утрачены.

Семью государя обслуживали лишь лучшие мировые автопроизводители и каретные мастерские (в то время кузова ещё изготовляли каретники).

Царский Mercedes. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
Царский Mercedes. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).-5

Парк автомобилей неуклонно рос, нашему Государю негоже было отставать от родственников, европейских монархов.

Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).-6

К началу Первой мировой войны Императорский гараж мог похвастаться одним из лучших автопарков в Европе с самыми современными, дорогими и технически совершенными автомобилями разных марок: от Delaunay-Belleville до Daimler-Motoren-Gesellschaft.

Императорское автомобильное турне в Европу.
Императорское автомобильное турне в Европу.

После отречения Николая II от престола все 56 автомобилей перешли в распоряжение Временного правительства.

Власть поменялась ещё раз, и судьба царских машин приняла и вовсе детективный оборот.

После Октябрьской революции на одном из автомобилей катались Ленин и Троцкий, другой был тайно вывезен в Финляндию и переделан в... автобус. Куда подевались ещё 54 дорогущих авто, неизвестно, а ведь не иголка в стоге сена.

Накатавшись на мастодонтах автомобилестроения, с царских авто Ленин пересел в Роллс-Ройсы - о вкусах, как говорится, не спорят. Мне очень нравятся ретроавтомобили, но в данном случае вы не находите, что он несколько угловат?

Персональный Роллс-Ройс Ульянова-Ленина. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
Персональный Роллс-Ройс Ульянова-Ленина. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.

Не могу не упомянуть, что последний наш самодержец заботился не только о своём эффектном выезде. Уже в 1903 году фельдъегерская служба тоже пересела на автомобили.

Были среди них и российские, в частности, на службе состоял лимузин завода «Г.А. Лесснер», владелец которого еще в 1901 году подписал договор об эксклюзивном праве на торговлю в России продукцией Daimler и Loutzk-Daimler, а также производить двигатели внутреннего сгорания и сами автомобили по лицензии.

Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).-9
Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).-10

В тридцатые годы фельдсвязисты использовала вполне симпатичные ГАЗ-А, это была лицензионная модель Ford с кузовом фаэтон, а потом в истории спецсвязи случился Москвич...

МЗМА-400-422. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
МЗМА-400-422. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).-12

Деревянные двери, ручка - просто слов нет, раритет, что и говорить. С 1948 по 1956 было выпущено 11129 машин.

Выдохните, у Службы спецсвязи уже всё вновь хорошо, её современные автомобили тоже представлены в Гараже на ВДНХ.

"Москвич" - автомобиль Спецсвязи. Гараж Особого Назначения. Москва.
"Москвич" - автомобиль Спецсвязи. Гараж Особого Назначения. Москва.

А теперь из прошлого возвращаемся в настоящее. На входе у касс вас встретит и предложит чашечку кофе самый настоящий робот-бариста, правда в наше посещение он взял выходной ))

Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).-14

Повествование, которое я сегодня предложу вам к прочтению имеет непосредственное отношение к шикарным царским лимузинам, а уж если в вашем гараже стоит седан...

Всем счастливых дорог!