Найти в Дзене
СОТРУДНИЦА

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА. СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ

В 1588 году во Флоренции Фердинандо I Медичи основал в здании Уффици Мастерские великого герцога Тосканского, или Galleria dei Lavori. Основным видом деятельности мастерских стала работа с различными цветными минералами. Крупнейший заказ мастерских в 1600-х годах – оформление интерьера капеллы церкви Сан-Лоренцо, где находится фамильная гробница Медичи. С этого времени искусство каменной мозаики, или commesso di pietre dure, активно развивалось во Флоренции и в XVII веке стало одной из визитных карточек города и правящей династии. В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится несколько столешниц, созданных в технике pietre dure, одна из которых после реставрации показана на выставке «Цветы, плоды, музыкальные инструменты». Мозаичное изображение на этой столешнице – натюрморт из срезанных растений и плодов на черном фоне, на запах которых слетелись птицы. Одним из ведущих направлений мастерских стала разработка собственной манеры и техники работы с камнем. Резчики создавали как объемные работы, так

В 1588 году во Флоренции Фердинандо I Медичи основал в здании Уффици Мастерские великого герцога Тосканского, или Galleria dei Lavori. Основным видом деятельности мастерских стала работа с различными цветными минералами. Крупнейший заказ мастерских в 1600-х годах – оформление интерьера капеллы церкви Сан-Лоренцо, где находится фамильная гробница Медичи. С этого времени искусство каменной мозаики, или commesso di pietre dure, активно развивалось во Флоренции и в XVII веке стало одной из визитных карточек города и правящей династии. В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится несколько столешниц, созданных в технике pietre dure, одна из которых после реставрации показана на выставке «Цветы, плоды, музыкальные инструменты». Мозаичное изображение на этой столешнице – натюрморт из срезанных растений и плодов на черном фоне, на запах которых слетелись птицы.

СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.
СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.

Одним из ведущих направлений мастерских стала разработка собственной манеры и техники работы с камнем. Резчики создавали как объемные работы, так и плоские мозаичные произведения. Все это объединялось общим термином pietre dure – итал. «твердые камни». Для обозначения наборных панно из цветного мрамора и полудрагоценных камней использовалось уточнение - commesso di pietre dure – «совмещение твердых камней».

Первым художественным руководителем мастерских был Якопо Лигоцци, уже успевший заявить о себе как художник, создававший великолепные натурные зарисовки растений и животных.

СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.
СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.

Созданная во второй половине XVII века столешница с мозаикой из собрания ГМИИ относится к произведениям, в которых использованы графические композиции Якопо Лигоцци. Второй такой же столешницы не существует. Известны лишь три схожих предмета, которые хранятся в собрании Лувра, в Музее истории искусств в Вене и в музее Норвичского замка в Англии.

СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.
СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.

Изначально флорентийские мастера подражали геометрическим рисункам римских мозаик. Со временем художники Galleria dei Lavori ввели в свои работы изображения растений, животных, птиц, сделали композиции более динамичными и разнообразными, самое главное, изменили технику.

СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.
СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.

Римский вариант столешницы с цветными камнями представлял собой цельную плиту мрамора, в которой вырезались фигурные углубления для минералов, отличных от фона. Мозаика по флорентийскому образцу собирается иначе. В ее основе – плита из светлого камня, часто из известняка, на которую наклеена мозаика с подложной из сланца. Каждый элемент фона или изображения вырезан отдельно из плоских, предварительно подготовленных спилов минералов.

СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.
СТОЛЕШНИЦА С МОЗАИКОЙ PIETRE DURE из ГМИИ. Фото автора статьи.

Нередко работа мастеров ограничивалась мозаичной столешницей – заказчик получал лишь каменную доску с набором, а подходящее подстолье заказывал отдельно.