1,6K подписчиков

Герои не умирают

«Парнелл умер. Не было ни мессы в церкви, ни похоронной процессии. Парнелл не умер, а растаял, как туман на солнце. Он исчез или ушел из жизни, потому что его больше не существует. Как странно представить себе, что он вот так ушел из жизни, не умер, а растаял на солнце или блуждает, затерявшись где-то во вселенной!»

Джеймс Джойс, «Портрет художника в юности»

У комика Виталия Косарева есть такой формат юмористического видеоблога-подкаста «Мне не нравится». Позаимствую у него на время этот формат, только в серьезном варианте, и попробую сформулировать вещи, с которыми мы имеем дело сегодня, 4 июня, и которые мне категорически не нравятся.

Во-первых, мне довольно странно наблюдать демонстративное не упоминание о концерте, который планируется сегодня вечером в Берлине, со стороны ведущих независимых СМИ и медиа-платформ. Все понятно – время идет, появляются куда более актуальные темы, и наряд Бузовой, видимо, намного важнее. Но вот Марфа Смирнова нашла возможность сказать о концерте в эфире откровенно недружелюбного к «команде Н.» медиа-ресурса, а ее бывшие коллеги с предельно дружелюбного когда-то телеканала – нет. Не буду вдумываться в причины этого, просто отмечу, что мне это не нравится. (Апдейт: Денис Катаев все-таки сказал в дневных новостях).

Не нравятся журналисты, которые подгадали выпуск своих крупных проектов прямо к этой дате – не раньше и не позже, видимо, чтобы у коллег были поводы обсуждать именно эти проекты, а не сам этот день и памятные мероприятия. Совершенно точно не нравится вся предшествующая этой дате катавасия с 90-ыми, а точнее, весь этот демонстративно разрушительный нарратив, напоминающий о внуках, оживленно делящих бабушкино наследство. И я не про «команду» сейчас, а про тех, кто к этой команде имеет довольно опосредованное отношение или вообще его не имеет.

Мне не нравится лицемерие, которым, как выяснилось довольно быстро, являлась вся эта февральско-мартовская скорбь, и мне очень не нравится быстрота этого выяснения. Хотя бы ради приличия, но уж можно было сдержать себя и отложить саморазоблачение хотя бы до после 4 июня. Ладно бы речь еще шла о текущих политических кампаниях, когда каждый день на счету и плохого пиара не бывает. Но сейчас-то никаких таких кампаний нет, и в обозримом будущем их точно не предвидится. А делить шкуру пока еще вполне здравствующего и неплохо себя по всем параметрам чувствующего медведя еще очень рано.

rbc.ru
rbc.ru

Мне, конечно же, очень не нравится, что нормальных, искренне скорбящих и горюющих людей походя записывают в сектанты и априори лишают права даже на то, чтобы хранить память о своем лидере. И делают это люди, подчеркну, находящиеся, вроде бы, с нашей стороны баррикад. История эта, конечно, не нова – вот и Джойс нам напоминает, как сто лет назад в Ирландии люди ругались по поводу личности и смерти Парнелла прямо за семейным рождественским столом. История повторяется, мы словно движемся по какой-то заколдованной спирали, не делая и попыток хоть немного сдвинуться в сторону.

Все это и многое другое мне страшно не нравится. Время прокатывается по нам асфальтовым катком, сплющивая и разминая все, что когда-то нам было дорого. Только что живой человек у нас на глазах не только превращается в легенду, но и сама эта легенда покрывается патиной забвения – на что раньше уходили столетия, совершается всего за несколько месяцев. Это очень печальная и очень плохая новость.

Единственное, что нам остается – это довериться времени и дать ему все расставить по своим местам. Именно время, такое безжалостное к нам сегодня, покажет нам истинную ценность и людей, и идей. Герои не умирают – это значит, что настоящими героями являются те, чьи идеи оказываются сильнее времени, и чье дело, в конечном итоге, победит.