571 подписчик

Программно-определяемые автомобили грядут

После периода бурных ожиданий и амбициозных прогнозов в отношении программно-определяемых автомобилей (software-defined vehicles или SDV) отрасль сейчас пересматривает свои ожидания. Этот сдвиг обусловлен осознанием огромной сложности этой трансформации, особенно для традиционных автопроизводителей.

После периода бурных ожиданий и амбициозных прогнозов в отношении программно-определяемых автомобилей (software-defined vehicles или SDV) отрасль сейчас пересматривает свои ожидания.

Неудивительно, что опрос руководителей мировых автомобильных компаний, проведенный чипмейкером NXP Semiconductors и компанией Wards Intelligence, показал, что почти 60% представителей отрасли считают, что до 2030 года более половины новых автомобилей, ежегодно продаваемых на развитых рынках, будут программно-определяемыми.

Оптимизм выше среди респондентов из Европы и поставщиков первого и второго уровней: 79% и 68% соответственно прогнозируют этот переход к 2031 году. В отличие от этого, 47% североамериканских коллег прогнозируют переход к 2032 году. Интересно, что значительные 27% OEM-респондентов не уверены в сроках серийного производства SDV.

Если говорить более конкретно об изолированном завершении различных элементов SDV, то респонденты скептически относятся к тому, что все ключевые этапы будут завершены до 2024 года. По мнению опрошенных, возможности обновления по воздуху (59%), стек автомобильного программного обеспечения (60%) и интегрированная инфраструктура данных об автомобиле (58 %) должны быть достигнуты в период с 2025 по 2030 год.

И наоборот, масштабирование оптимальной архитектуры E/E и магистрали Ethernet на весь автопарк (59%), цифровые двойники (57%), облачный поток DevOps (непрерывная интеграция/непрерывное развертывание) (50%) и автоматизированная сертификация программного обеспечения (56%) будут завершены, по оценкам, начиная с 2028 года.

Такое разделение ожиданий совпадает с этапами развития OEM-производителей.

Возможности обновлений по воздуху и интегрированная инфраструктура данных автомобиля относятся к возможностям управления и анализа данных, которые OEM-производители начали реализовывать с тех пор, как в автомобилях стали широко использоваться встроенные средства подключения. Соответственно, они уже находятся на более продвинутой стадии развития: 62% респондентов ожидают, что эти шаги будут завершены в период с 2025 по 2027 год.

OEM-производители сталкиваются с проблемами при внедрении обновлений в основном из-за устаревшей электрической/электронной архитектуры, монолитного программного обеспечения и ограниченного контроля над цепочкой поставок (поскольку электронные блоки управления часто разрабатываются поставщиками первого уровня), и это заставляет их перейти к разработке собственных стеков автомобильного программного обеспечения.

Хотя OEM-производители применяют различные подходы к разработке платформ и находятся на разных стадиях прогресса, для многих из них эта технология уже находится в процессе разработки: 60% респондентов ожидают ее завершения в период между 2025-2027 (27%) и 2028-2030 (32%) годами.

Последующие элементы SDV, которые планируется внедрить в ближайшее десятилетие, включают в себя передовые и сложные технологии, которые являются новыми для большинства OEM-производителей и требуют дополнительного времени, опыта и знаний, прежде чем они смогут поступить в серийное производство. Речь идет о сложных облачных технологиях разработки программного обеспечения, таких как цифровые двойники и виртуальные среды разработки ПО, а также о комплексной перестройке организационных процессов (например, DevOps).

Автоматизированная сертификация программного обеспечения является одной из самых сложных задач в рамках разработки SDV и представляет собой вызов для всех OEM-производителей, а не только для действующих игроков. Исследование показывает, что 38 % OEM-респондентов и 29 % всех респондентов прогнозируют ее внедрение после 2031 года. Примечательно, что значительные 33% OEM-респондентов и 24% экспертов из Северной Америки выражают неуверенность в достижении этого этапа, а 8% всех респондентов сомневаются, что OEM-производители вообще достигнут этого этапа. Среди OEM-респондентов также наблюдается значительная неуверенность в отношении внедрения цифровых двойников (33%) и, что особенно важно, внедрения DevOps и CI/CD (43%).

Хотя это и не связано напрямую с передовыми возможностями разработки программного обеспечения, масштабирование оптимальной архитектуры E/E и магистрали Ethernet на весь парк автомобилей ожидается после 2031 года 29% респондентов. Такой несколько пессимистичный прогноз, вероятно, обусловлен проблемой оптимизации затрат, особенно для OEM-производителей, управляющих обширным портфелем автомобилей — от премиальных до автомобилей начального уровня. 48 % респондентов назвали эту проблему одним из трех главных препятствий на пути внедрения SDV.

В целом респонденты в Европе демонстрируют больший оптимизм в отношении завершения создания виртуальных сред разработки и облачных потоков DevOps (CI/CD) к 2030 году, которые выбрали 79% и 64% респондентов соответственно. Это согласуется с более высоким акцентом на программное обеспечение на европейском рынке, как показал опрос.

Однако этот прогноз не совпадает с мнением респондентов из Азиатско-Тихоокеанского региона, где инсайдеры отрасли ожидают завершения всех элементов SDV в течение этого десятилетия. Это может быть связано с продвинутыми этапами, достигнутыми BEV-разработчиками из Китая.

По материалам WardsAuto.