38,8K подписчиков

Чьи Канны: итоги, награды и самые ожидаемые в России фильмы с главного киносмотра

Результаты Каннского кинофестиваля под председательством Греты Гервиг стали сюрпризом для всех. При участии в конкурсе Копполы, Кроненберга, Шредера и Соррентино «Золотая пальмовая ветвь» досталась американскому ромкому о стриптизерше, в котором половина каста — российские и армянские актеры. Побывав на Круазетт, наш автор рассказывает*, как так вышло и какими еще фильмами запомнится 77-й выпуск самого престижного киносмотра.

Результаты Каннского кинофестиваля под председательством Греты Гервиг стали сюрпризом для всех.

Феномен «Аноры»

Этот легкий, жанровый и даже новогодний фильм (история начинается в канун праздника) интерпретирует сказку о Золушке — рассказывает о романе американской стриптизерши из Бруклина и сына русского олигарха. Режиссер Шон Бейкер, исторически исследующий в своих работах секс-индустрию и дестигматизирующий ее, в этот раз столкнул маргинальную среду с миром роскоши. Однако на фоне победы в Каннах в 2022 году «Треугольника печали» Рубена Эстлунда социальный конфликт «Аноры» не выглядит чем-то новым.

Эни, уменьшительное имя от Аноры, которую играет Майки Мэдисон («Однажды в… Голливуде», «Крик»), танцует в стрип-клубе на Манхэттене, где одним из ее клиентов становится богатый русский парень Ваня в исполнении Марка ЭйдельштейнаСтрана Саша», «Смычок»), приехавший в США учить английский. Недолго думая, он предлагает ей сначала приватную встречу, а затем эскорт, и они шумной компанией летят в Лас-Вегас.

В восторге друг от друга, молодые люди решают зарегистрировать брак, но новость об этом долетает до родителей парня в России. Их роли исполняют Алексей СеребряковИваново счастье», «Смерть шпионам», «МакМафия») и Дарья Екамасова («Легенда №17», «Влюбленные женщины», «Невидимый мой»).

Пока мать с отцом летят на бизнесджете в Нью-Йорк, чтобы восстановить честь сына, на месте ситуацию пытаются замять «няньки» — армянские телохранители молодого человека. Для подстраховки они приглашают вышибалу Игоря, воплощенного Юрой Борисовым (уже участвовавшим в смотре с «Петровыми в гриппе» и «Купе номер 6»).

Если по итогам Канн на фоне многих других значимых фильмов победа «Аноры» стала скорее сюрпризом, то во время самого фестиваля популярность ленты росла с каждым днем. Все только и говорили о картине, на рыночный показ выстроилась огромная очередь, билетов было не достать и даже в рейтингах обычно строгих кинокритиков эта безбашенная комедия оказалась в лидерах.

Как родился фильм

По словам Шона Бейкера, проект начался с актера Карена Карагуляна, исполняющего роль Тороса, телохранителя Ивана и авторитетного лидера армянской общины в Нью-Йорке. Он работал с режиссером со времен его дебютного полнометражного фильма Four Letter Words (2000). Зная, что Карагулян имеет связи со славянской диаспорой, Бейкер придумал сюжет, разворачивающийся в русских районах Брайтон-Бич и Кони-Айленда.

Затем режиссер заметил Майки Мэдисон — в фильме Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» (2019). А увидев «Крик» (2022) с ее участием, Бейкер за чашкой кофе пригласил актрису в свой новый проект. Для роли Аноры она ставила акцент, типичный для Бруклина, изучала русский язык и просматривала книги, автобиографии и видеоблоги стриптизерш. Два месяца Мэдисон работала с хореографом, занималась пол-дэнс, пилатесом и растяжкой.

Майки Мэдисон (Эни), фильм «Анора»
Майки Мэдисон (Эни), фильм «Анора»

Юра Борисов был следующим актером, которого Шон Бейкер пригласил в картину, увидев его в «Купе номер 6» Юхо Куосманена, получившего Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 2021 году. Через Юру Борисова режиссер познакомился с Марком Эйдельштейном: опытный коллега посоветовал молодому актеру записать видео для прослушивания.

«Траектория персонажа Юры в "Купе номер 6" близка к траектории Игоря. Зритель в конечном итоге понимает, что этот парень — нечто большее, чем его угрожающая внешность. Это очень сложная роль, потому что аудитории нужно изменить свое мнение о герое по ходу фильма. Точно так же, как Торос был написан для Карена, а Эни — для Майки, персонаж Игоря был создан для Юры».
Шон Бейкер
Режиссер фильма «Анора»

Выйдет ли «Анора» в отечественный прокат, пока неизвестно, но американский режиссер во время пресс-конференции после вручения наград выразил надежду, что российские зрители все-таки смогут увидеть картину.

Как распределили остальные награды

«Все, что мы представляем как свет»

Реж. Паял Кападиа

Лирической картине о маленькой жизни подруг-медсестер в большом мегаполисе жюри присудило Гран-при, второй по значимости приз. Индийское кино не появлялось в программе Канн 30 лет, поэтому игровой полнометражный дебют режиссера вызвал дополнительный резонанс.

«Все, что мы представляем как свет» (2024)
«Все, что мы представляем как свет» (2024)

Муж Прабхи уехал на заработки в Германию — типичная для Индии ситуация. Женщина уже давно не получает от него вестей, но надежда на возвращение все еще живет в ней. Ее соседка по комнате Ану влюбляется, но паре негде уединиться, к тому же он из мусульманской, а она из индуистской семьи — их союз не одобрят родители. Все вместе герои отправляются к морю, чтобы впустить в свою больничную рутину свободу.

«Семя священного инжира»

Реж. Мохаммад Расулоф

В Каннах иранского режиссера зал встречал стоя и провожал 15-минутными овациями. Показанный предпоследним в конкурсе фильм моментально стал фаворитом публики и кинокритиков. Ему прочили «Золотую пальмовую ветвь», но жюри отметило работу специальным призом.

«Семя священного инжира» (2024)
«Семя священного инжира» (2024)

Из документальной хроники протестов в Иране после смерти девушки, задержанной за неправильное ношение хиджаба, зритель переносится в вымышленную квартиру главного героя — следователя Имана. Хрупкий мир его дома, трепетно оберегаемый женой Нажме, постепенно впитывает в себя политическое напряжение. Отец семейства, изнуренный вынесением жестоких приговоров и страхом перед режимом, начинает подозревать в краже личного оружия свою жену и двух дочерей. Простыми и изящными художественными и драматургическими решениями картина возносится над политической темой и обретает форму философской притчи.

«Большое путешествие»

Реж. Мигел Гомиш

Португалец Мигел Гомиш, известный в интеллектуальных кругах, получил приз за лучшую режиссуру, сняв экспериментальную и синефильскую картину о гранд-туре английской пары по Азии. Фильм разделен на две части: в первой показано путешествие служащего Британской империи Эдварда, сбежавшего со свадьбы с Молли. Во второй начинается путь полной решимости выйти замуж невесты, отправляющейся на поиски непокорного жениха.

«Большое путешествие» (2024)
«Большое путешествие» (2024)

«Субстанция»

Реж. Корали Фаржа

«Приготовьте защитные средства, потому что будет немало крови и кажется, что она брызжет с экрана», — предупреждал директор фестиваля Тьерри Фремо, объявляя участие картины в конкурсе. «Субстанция» действительно всколыхнула Канны, к счастью (или к ужасу), ей предстоит всколыхнуть и российские экраны (дата премьеры в РФ пока не объявлена). После победы в 2021 году боди-хоррора «Титан» Жюлии Дюкурно этот жанр продолжает собирать конкурсные лавры: за свою работу французская постановщица Корали Фаржа получила приз за лучший сценарий и, вероятно, создала хит.

«Субстанция» (2024)
«Субстанция» (2024)

Списанная со счетов ведущая танцевального шоу и знаменитость Элизабет Спаркл (Деми Мур) решается воспользоваться загадочным препаратом, обещающим вернуть молодость. О деталях сделки не сообщается, и, разумеется, она оказывается дьявольской. Лиз предстоит буквальная встреча с лучшей версией себя (Маргарет Куолли), которая окажется настолько лучше, что начнет вытеснять оригинал.

«Виды доброты»

Реж. Йоргос Лантимос

Не успев получить «Золотого льва» в Венеции и с триумфом пройти по миру с манифестом «Бедные-несчастные», греческий режиссер уже одаривает новым шедевром. На этот раз постановщик возвращается к своему традиционному стилю в духе «Убийства священного оленя» и «Лобстера». Три абсурдистские истории для одного актерского ансамбля, в котором блистают Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли и Джесси Племонс — самый контрастный из всех.

«Виды доброты» (2024)
«Виды доброты» (2024)

Пересказывать сюжет — кощунство, на протяжении почти трех часов экранного времени придется не без наслаждения разгадывать матрешечные сюжеты-головоломки, раскладывающиеся один из другого и закольцовывающиеся в финале. Главные темы — обратные от доброты: тирания, эгоизм и фанатизм.

Вопреки прогнозам, приз за лучшую мужскую роль получил Джесси Племонс, а не Бен Уишоу, блистательно сыгравший, возможно, главную роль в своей карьере в фильме «Лимонов, баллада об Эдичке». Первая англоязычная картина Кирилла Серебренникова, снятая по роману французского писателя Эммануэля Каррера, получилась изобретательной и вызывающей, но не цельной — как и сама персона Эдуарда Лимонова.

«Лимонов, баллада об Эдичке» (2024)
«Лимонов, баллада об Эдичке» (2024)

Хотя проект и игра актеров (Уишоу в роли Лимонова, Виктория Мирошниченко в амплуа его второй жены Елены Щаповой, Андрей Бурковский, исполнивший Евгения Евтушенко) заслуживают зрительского внимания, но на фоне жесткой конкуренции они померкли в каннском конкурсе. Приз лучшей актрисе достался женскому трио из криминального мексиканского мюзикла Жака Одиара «Эмилия Перес».

Какими получились самые ожидаемые фильмы в Каннах

«Мегалополис»

Реж. Фрэнсис Форд Коппола

Самый интригующий проект фестиваля, в который 85-летний режиссер вложил 120 миллионов долларов личных средств, полученных с продажи виноградников. Лента, над которой постановщик работал последние 40 лет, вышла как минимум ни на что не похожей. То ли утопия, то ли завещание, то ли Древний Рим, то ли барокко, то ли пеплум, то ли буффонада — картина, участвующая в основном конкурсе, оставила всех в замешательстве.

«Мегалополис» (2024)
«Мегалополис» (2024)

Коппола построил свой прекрасный город будущего из самых сумасшедших и сокровенных фантазий в назидание потомкам. Вопрос, захотят ли они разбираться в этом запутанном наследстве. В ролях — Адам Драйвер, Джанкарло Эспозито, Шайа ЛаБаф, Дастин Хоффман, звезда «Игры престолов» Натали Эммануэль и Обри Плаза из сериала «Белый лотос».

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»

Реж. Джордж Миллер

Как и Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Миллер вхож в «каннский клуб» — оба в прошлом выступали в качестве председателей жюри. Картину 79-летнего режиссера ждали почти 10 лет, так что очереди на премьеру, показанную вне конкурса, стояли с самого утра.

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (2024)
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (2024)

Реакции на спин-офф «Безумного Макса» получились противоположными. Кто-то иронизировал по поводу неуклюжих реплик главной героини (Аня Тейлор-Джой), которые уложились в тридцать строк, и истории без интриги, но с красивыми деталями, которые занимали больше времени, чем сюжетные линии. Другие остались в восторге от эпичных погонь, выверенного монтажа и эстетики песчаных пустошей.

«О, Канада»

Реж. Пол Шредер

Конкурсная картина еще одного классика при жизни и первый, спустя 44 года после «Американского жиголо», совместный проект Ричарда Гира и Пола Шредера. Мрачное и интимное путешествие по памяти умирающего от рака документалиста Леонарда Файфа, который уехал в Канаду, чтобы избежать призыва на вьетнамскую войну.

«О, Канада» (2024)
«О, Канада» (2024)

Снятый по роману «Предрешенный» Рассела Бэнкса, фильм качает, как маятник, из настоящего, где режиссер под присмотром жены дает интервью своему ученику, в прошлое. Из закромов памяти всплывают секреты, раскрывая которые творец раскаивается перед своей супругой.

Умирающего режиссера исполняет Ричард Гир, его молодую версию — Джейкоб Элорди, звезда «Присциллы» и «Солтберна». В роли жены — Ума Турман, в амплуа ученика — Майкл Империоли, известный российским зрителям по «Белому лотосу».

Фильм выйдет в российском прокате.

«Партенопа»

Реж. Паоло Соррентино

Второе посвящение родному Неаполю (после автобиографической «Руки бога»), а также красоте, молодости и стереотипам об Италии. Главная героиня носит имя сирены Партенопы, разбившейся о скалы Тирренского моря и подарившей городу его древнее название. Девушка изучает антропологию и заводит знакомства с яркими персонами — от писателей до священников. Через отношения с ними она познаёт смысл жизни.

«Партенопа» (2024)
«Партенопа» (2024)

Фильм не расскажет ничего нового, за исключением удивительного, сакрально-профанного отношения неаполитанцев к своей святыне — мощам Святого Януария, городского покровителя. Но лента гарантированно подарит новую дозу эстетического удовольствия, которого и ждут от Соррентино. Кстати, отвечавшая за визуальное наслаждение кинооператор картины, неаполитанка Дариа Д'Антонио получила за эту работу приз от технической комиссии фестиваля.

«Саван»

Реж. Дэвид Кроненберг

Еще один боди-хоррор фестивального конкурса от основоположника самого жанра. Основатель приложения для наблюдения за разложением трупов усопших (Венсан Кассель) пытается пережить травму: он потерял жену (Дайан Крюгер).

«Саван» (2024)
«Саван» (2024)

Эта леденящая кровь и при этом сатиричная работа — самый личный и интимный проект режиссера: его жена погибла в автокатастрофе в 2017 году. А французский актер, исполнивший роль предпринимателя, — будто бы портрет самого Кроненберга.

Фильм выйдет в российском прокате.

* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.