2,6K подписчиков

Будни городской училки-2. Понедельник.

Всем привет! Виктория продолжает свой рассказ.                                       Понедельник.  По счастью, у меня в этот день нет первого урока.

Всем привет!

Виктория продолжает свой рассказ.

Понедельник.

По счастью, у меня в этот день нет первого урока. Первый урок в понедельник по всей стране происходит одинаково: подъем флага нашей страны на всю рабочую неделю, далее урок «Разговоры о важном», которые я вела в прошлом году, но в этом меня от них избавили. Я была очень рада, потому как программа этих уроков…..мне была неинтересна. Для особо интересующихся могу привести некоторые темы этих уроков на уже закончившийся учебный год.

Программа каждого урока строго расписана: что говорить, когда, какие видео показать, что спросить, даны правильные ответы, чтоб не попасть впросак. Казалось бы, чего страдать и мучиться? Ан нет, для учителя всегда найдется повод для неудовольствия и раздражения! И вылетают из головы посылы о том, что смирение – одна из ценнейших добродетелей….Ну
вот, смотрите, как тут не нагрешить.

Видеоматериал есть, проектора для его демонстрации НЕТ! Или проектор есть, а ноутбук такого лохматого года, что не загружает это видео, и все тут! И выползай из этой ситуации, как хочешь. Как можешь. Как получится. Итог: стресс, раздражение, злость. Зато дети рады, поскольку в таких случаях я под свою ответственность разрешаю достать их любимые гаджеты и заняться, чем они хотят. Блеск! И, между прочим, за прошедший год в этом отношении ничего не изменилось. Потому я бесконечно счастлива, что меня освободили от такой «привилегии».

Итак, второй, третий и седьмой уроки у меня в понедельник 9-е классы……Господи, вот почему у детей совершенно пропала память, и все, что было на предыдущем уроке, прочно забыто? А уж о том, что вкладывала в них в прошлом году, вообще никакого представления нет вообще. Чистые листы.

Веду опрос по свойствам серной кислоты. Записываю на доске уравнения, которые надо закончить….а в ответ – тишина. Да, я ввела в правило для всех своих классов и по обоим предметам ставить 2 без предупреждения за открытый смартфон во время урока …потому подсмотреть там почти не удастся, рисковать никто не хочет…результат ноль. Отличники молчат…все забыли, что все это есть в рабочих тетрадях, в конспектах, ибо я никогда не спрашиваю больше, чем рассказываю, и всегда говорю, что те, у кого есть конспекты уроков – в шоколаде, а если они еще ориентируются в своих записях, то сверху карамелью или печенькой присыпаны….двоечники заняты своим делом. Им обещано, что для получения тройки в четверти достаточно иметь конспект каждого урока. Они у неглупых есть, а их тетради я собираю каждую неделю для получения ими вожделенной тройки.

Я, естественно, начинаю тихо звереть, впадаю в праведный гнев, но сдерживаюсь. Отпускаю едкие шуточки, просто для своего успокоения, то бишь пар выпускаю. Пока совсем не закипела. Правда, к седьмому уроку сдерживаться уже практически невозможно, увы.

Разбираю каждую реакцию, вновь все повторяю……даю следующую серию аналогичных заданий. Повторяю свое правило: у первых пяти проверяю на оценку, кроме двойки. У остальных просто соберу тетради….Проверю, что на уроке делали….свое обещание записываю в свой кондуит. Знают мои подопытные ученики, что записанное обязательно исполню…Поплелись…вижу – списано. Все-таки открыли инет. Отправляю. Стыжу. Вновь – списано – вновь стыжу и отправляю. Вот девочка принесла, сама делала, ибо такое наляпать только самостоятельно можно. Народ начинает шуметь, у них уже сил нет про эту кислоту что-то там выдумывать, парни безобразничают…все ясно. Перехожу к объяснению нового материала. Тут все затихают и старательно списывают материал с доски. Я вновь говорю, что надо учиться писать со слуха…иначе в высшей школе тем, кто хочет туда попасть, делать нечего. Для кого я это говорю? Им бы 9 класс закончить, а я тут о небесных кренделях сказки рассказываю….

4-й урок химия в 8а классе. О, эти веселушки-развлекушки дадут жару любому. Слава о них гремит по всей школе. Зашли вальяжно, кто поздоровался, кто нет. Заняты своими делами, вроде, как и не на урок пришли. А звонок-то уже был. Пытаюсь призвать их к порядку. Почти бестолку. Некоторые даже встать не пытаются. Прямо им заявляю, что пора отклеить свои пятые точки и приподняться, таков порядок. Как-то с трудом все происходит….но отклеиваются. На счастье, примчалась классная руководительница, начала их строить. Но я-то знаю, что стоит ей выйти за дверь, и начнется вакханалия. И она началась. Но держусь. У меня есть свое безотказное оружие. Которое я сразу же пускаю в ход без всяких разговоров. Это – устный опрос. В жесткой форме. И двойки за смартфоны на уроке. Безжалостно. Потому какой-то намек на порядок стал наблюдаться. Правда, крику стало в разы больше. Почти ничего не слышно. Но меня это не пугает, ибо я-то список опрашиваемых прочла, а если они не услышали….меня это уже не касается. Слушать надо, когда учитель говорит.

Итак, оглашаю список тех, кого планирую спросить, оглашаю вопросы, которые буду задавать. Лафа ведь, правда? Те, кого не спрашиваю, получают письменное задание. С условием проверки их выполнения. Даю 5 мин
на повторение. Вот прямо радуюсь за них! Знать, что тебя спросят, какой вопрос зададут, да еще и дают время повторить – учись только на 5!Ага….мечтательница, уже ведь и не юная, а туда же!

За это время реанимирую электронный журнал, который далеко не всегда хочет работать, отмечаю присутствующих-отсутствующих. И началось представление.

В это время одна красавица, весьма вульгарно одетая (она как-то пришла в откровенном топике, я на автомате спросила, а что не в трусах-то? И мне высокомерно было заявлено, что это – топик….а что она при этом в полуголом виде….так это так надо), начала драться с соперницей, буквально выдирая ее волосья….когда девицы дерутся – это страшно. И не важно, что идет урок, все неважно, кроме того, чтобы унизить соперницу любым способом. Кстати, год она закончила с двойкой. Еле разняла их, при этом указания директора – до учеников не дотрагиваться – пришлось проигнорировать, ибо попросту поубивали бы друг друга. Ну, травмировать могли прилично. Итак, представление под названием «урок химии в 8а классе» продолжается.

Внимание: на арене цирка (кабинета химии № 3) немолодая, но сверхопытная укротительница с хлыстом (электронным журналом)….из клеток выпускают диких зверей…нет, не львов и тигров, скорее, гиен и обезьян (согласно оглашенному ранее списку опрашиваемых)….вой, стон и рев стоят на арене. Я щелкаю хлыстом….в журнал залетает пара-тройка двоек за открытые смартфоны….еще парочка за отказ отвечать у доски….кое-кто смирился и пытается ответить….вижу миниконспект на ладони, отправляю тоже с двойкой, один вообще не утруждает себя написанием чего-то, просто прячет смартфон под мой стол, якобы мне за экраном ноутбука ничего не видно (смешной…поживи столько, сколько я…..я и о не таких фокусах могу рассказать)…тоже отправляю с двойкой. Вопли и стенания обиженных мною достигают апогея. Стеная, спрашивают, могут ли они пересдать после седьмого урока. Милостливо соглашаюсь, ибо знаю, что если придет один человек из пяти, то неплохо...в общем, волнующее нервы и психику представление. Кстати, кабинет директора за стенкой. Но это никого не останавливает. Если уж совсем обнаглеют и будут мешать администрации работать – директор зайдет лично. Но стоит ей выйти за дверь…..все тут же срываются с цепи.

Ну, а дальше объясняю новый материал под вопли, стенания, кукареканье и прочие звуки, которые могут издавать невоспитанные зверушки. Кто хочет учиться, изначально садятся на первые парты, старательно записывают, переспрашивают, обдумывают услышанное. В конце урока именно для них, именуемых у меня «группа 1», даю задание на доске для закрепления нового материла и умения связать его с ранее, надеюсь, усвоенным….Звонок. Химии в 8а на сегодня финиш. А что будет завтра с ними….я подумаю сегодня вечером и попробую осуществить завтра.

Слава Богу, большая перемена. Можно выдохнуть и спокойно в моей любимой лаборантской с моими коллегами, их двое, попить чаю с вкусняшками и просто отдохнуть. Коллеги прибегают такие же взмыленные, взъерошенные, взбудораженные, ибо у них уроки прошли не менее активно и бодро, чем у меня. У одной английский в 5 классе, у другой технология у девочек, кажется, в 6-м. Делимся впечатлениями, освобождаясь от негатива, щедрыми руками и ртами выданного нам добрыми и воспитанными учениками…..Где наша хваленная индивидуальная позиция? Где смирение, понимание позиции учеников и их действий? Нет их после такой встряски. А день еще не закончен. Всего четыре урока из восьми.

Звонок. Физика в 8б. Бодро забегают, активно здороваются, в отличие от 8а, не умеющего это делать, шумно рассаживаются….весело и громко болтают. А урок-то уже идет…..повышаю голос, иду между рядов, проверяю наличие учебников, тетрадей, ручек….постепенно достают и затихают. Здесь проще. Класс изначально разделен на 2 группы: передовиков, стремящихся учиться (оказывается, есть таковые!), группа 1, в ней примерно 10 человек из 33, ибо идет постоянная миграция между группами, и группа потенциальных двоечников, которые тем не менее мечтают о тройке (по большому счету, это мечты их родителей), но и чтоб трудиться было поменьше, ибо материал они давно запустили, потому новый для них совершенно непонятен. Это группа 2. В желании иду им навстречу. Пишу для них задание на доске: конспект параграфа и упражнение после него. Тетради собираю после каждого урока. Кто не сдаст – бескомпромиссно 2. И оправдания о том, что забыл….сдать – не принимаю.

Поехали. В группе 1 опрос. Тоже оглашаю список, то есть фактически вся группа 1, вопросы и 7 минут на подготовку. Тема непростая, в старых учебниках 8 класса ее нет, она всегда была в курсе физики 9 класса, потому необходимы записи в рабочей тетради, то есть полный конспект урока. Почти у всех он есть. Кто-то жалобно пищит, что забыл тетрадь дома….могу ли я сегодня не спрашивать, на следующем уроке, мол, все отвечу….почему и нет? Записываю в свою тетрадь-кондуит, который один веселый и хорошо воспитанный мальчик назвал тетрадью смерти….юморист…оказывается, она страшнее журнала….записываю, кого спросить в среду, какой вопрос и помечаю, что был не готов.

Поехали с опросом. Ну, здесь веселее и дружнее, чем на химии. Вообще мое личное мнение, что физика куда проще химии, там практически нет исключений. Если сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению, то это навсегда и без исключений. А в химии….взаимодействуют соли с кислотами? Да. Но только если……и вспоминай, бедный ученик, список нестойких кислот, которые разваливаются в момент образования….список нерастворимых кислот, при этом почему-то забывается таблица растворимости…..и вообще, мало ли что надо вспомнить, что вообще не вспоминается? Вот-вот, химия – наука для сильных духом людей, как правило, с левосторонней ориентаций. Физика – для любящих логику, формулы и математику, для правосторонних.

Народ активно шуршит тетрадками…..судорожно читает, кто-то шепчет текст почти вслух….нервы на пределе у всех. Начали.

В этом классе я разрешаю отвечать с места, народ более дисциплинированный. Парни неплохо в целом отвечают. Двоек нет. Все радуются. Девочки. Отличницы на высоте. Одна «умница» сидит со смартфоном, бодро с кем-то переписывается, я делаю замечание. Она взвивается, мол, я все время ее обижаю, она никому не мешает, а я пристрастна к ней. Хм….у меня нет вопросов личных, но вопрос по физике имею право задать. И задаю. Опять вопли – почему я, что я к ней пристала. Вообще плохо к ней отношусь, занижаю оценки….Повторяю вопрос. Опять упреки в мой адрес и ни звука по сути вопроса. Апеллирую к классу: вопрос был задан, ответ получен? Все дружно вопят: нет! Ну, говорю, это просто 2 И сразу ставлю в журнал. Много интересного о себе узнала в ответ. Девочке 14 лет. Она всю жизнь будет так вести себя? Ой, обломится когда-нибудь…..

Новый материал сегодня не объясняю, зато и группа 1, ответив, и группа 2, сдав тетради, получит оценки. А наполняемость журнала – один из показателей эффективности работы учителя…..план по этой категории сегодня перевыполнен.

11 класс. Дембеля, да и только. Вальяжно заходят, но бодро здороваются, рассаживаются спокойно. Они уже взрослые, понимают свою ответственность. Им нужен хороший аттестат, и они получат его при желании и старании. У большинства не отнять ни того, ни другого.

Понимая, что химию они сдавать не будут, а если и будут, то при одном часе в неделю смешно их готовить к ЕГЭ….я выработала другую методику работы, при которой работает и справляется весь класс. Этот метод называется у меня «разработка темы». Самая большая тема в этом году была под названием «Вещество». Я составляю план работы, он занял два листа формата А4, это, конечно, много. И задача учеников – ответить письменно по этому плану в виде связного рассказа. Разрешаю использовать любые средства информации, включая Интернет. Большинство справляются и неплохо. Тетради собираю после каждого урока. Оценки – за каждый урок. Работают почти все…..есть несколько человек, которые увиливают, как могут. Работать лень….и если есть тройка в первом полугодии (а 10 и 11 класс оцениваются по полугодиям), то можно двойку получить во втором, так как итоговая со средним баллом 2,5 пойдет в пользу ученика, то есть это 3. Но в конце года двое все-таки сдались, натянули на 3. Еще двое подтянулись на последнем выдохе, поставила 3. И только один из 36 уперся и получил 2 в полугодии. Но итоговая-то за бездельничанье и упертость все равно 3. Обидно? Мысль одна – надо выпустить и забыть. Как говорит директор, мы обязаны выполнить госзаказ, то есть отработать те деньги, которые были получены школой. Нормально так. Отлично работать без оборудования, нормальных учебников…..и, в сущности, с мизерной зарплатой, не покрывающей даже в малой степени психических и физических затрат.

8 урок – подготовка к ОГЭ по химии. Ну, тут нечего писать, ибо дети целенаправленно приходят работать, учиться. И мы работаем не менее полутора часов, то есть это 8 и 9 уроки. В начале шестого, собрав вещи, тихонько отползаю почти в бессознательном состоянии до остановки автобуса…..до свидания, понедельник. Здравствуй, вторник, к которому еще надо вечером подготовиться и успеть хоть чуть-чуть отдохнуть.

Домой прибываю ближе к 19. Пока что-то поешь, а аппетита нет совсем от жуткой усталости и непреходящего стресса, накормлю собаку и кота, все уберу, помою и постираю….десятый час. Спешно проверяю принесенные тетрадки, оценки заношу в электронный журнал….23 часа. А завтра ведь весь день 8-е классы, физика и химия….и 10 класс, что тоже очень тяжело….карточки для контрольной в 10 классе не до конца готовы, а в классе больше 40 человек, надо не менее 45 карточек – у меня они все индивидуальные. Надо разобраться в новом материале по физике для 8-х классов, новая же программа. Подготовить задачи по физике и химии, групповые и индивидуальные задания…..Начало первого. На автомате доползаю до кровати и, рухнув, мигом засыпаю Будильник, будильник не забыть поставить!

*****************************************************************************************

Продолжение следует.

*****************************************************************************************

Берегите себя и своих близких!