24,5K подписчиков

"Пенсии хватало в лучшем случае на полмесяца": как после ВОВ жили т.н. "Самовары Сталина"

27K прочитали
Отгремели залпы Великой войны. С фронтов, как  восточных  так западных, стали возвращаться выжившие победители, и побежденные.

Отгремели залпы Великой войны. С фронтов, как  восточных  так западных, стали возвращаться выжившие победители, и побежденные. Однако не все участники Второй мировой возвращались домой, что называется, целиком.

Речь идет об инвалидах войны.

Как устраивались эти люди после победы, как проходила их социализация, и с чем им пришлось столкнуться в мирной жизни?

Об это и поговорим.

Победители-горемыки

Даже целые, с виду здоровые люди - участники войны, в любом случае, получили психологическую травму в ходе боевых действий. Жестокие бои, вид сожженных деревень, разрушенных городов, жертв расправ карателей - все это не могло не сказаться на характере любого человека, поскольку война и убийства, явления противоестественные.

Однако особенно тяжело было тем, кого война сделала увечным инвалидом. Мало того, что пришлось пережить боль и потерю какой-то части тела или утрату каких-то способностей, так еще и к мирной жизни эти люди, во многом, оказались неприспособленны.

Остаться в армии, по своей военной специальности, они уже не могли, и к мирной профессии, в большинстве случаев, вернуться было невозможно.

Для освоения новых навыков нужно время, да и не так уже много в мире профессий, которые могут позволить себе освоить инвалиды. У современного человека есть интернет и сотовая связь. Большинству современных молодых людей, трудно представить себе, что когда-то было иначе.

В середине прошлого века, не было не только интернета, даже обычный телефон, был доступен не многим. Роботов автоматов на заводах, тоже еще не было. А для работы на конвейерной линии - главный способ тогдашнего производства, требовалось обладать определенной ловкостью и подвижностью - что для инвалида было не просто.

Возвращавшиеся в ходе войны и после ее завершения,  инвалиды, зачастую сталкивались с серьезными финансовыми, материальными, да и моральными проблемами. Проще было инвалидам, имевшим среднетехническое или высшее образование - они могли работать учителями, руководителями и т.п. Людям с образованием ниже среднего - таких инвалидов было большинство, оказалось значительно сложнее. Хотя и здесь находились сферы приложения труда инвалидов: вахтеры, учетчики, отметчики и т.п.

Например, в шахтах, в 40-50-е годы, была такая единица - табакотряс - контролировал, чтобы курильщики не проносили папиросы и спички в шахту.

Отгремели залпы Великой войны. С фронтов, как  восточных  так западных, стали возвращаться выжившие победители, и побежденные.-2

Крайности в оценках

Что касается ветеранов-инвалидов СССР, то здесь сталкиваются две взаимоисключающие точки зрения:

  1. инвалиды войны были брошены государством на произвол судьбы, а в конце 40-х начале 50-х годов власть просто зачищала города, от инвалидов-попрошаек, ссылая их куда-то там - чуть ли не в лагеря;
  2. власти все делали для улучшения ситуации с инвалидами и принимали все необходимые меры в силу тогдашних возможностей государства.

Думается, что обе точки зрения грешат против истины. Причем, первая - грешит больше.

Постановление об инвалидах войны было принято еще в сентябре 1941 года. В соответствии с ним, устанавливался размер пенсии, в зависимости от группы и категории инвалидности. В конце 1941 года появились и первые дома для инвалидов.

Это было связано с тем, что многие солдаты и офицеры во время войны потеряли своих родных и близких, и, став инвалидами, оказались никому не нужны. Были и такие фронтовики, которые сами отказывались ехать к родным, не желая быть для них обузой. В первую очередь, это были выходцы из провинции, из сельских районов, где материальное положение многих семей, было действительно непростое.

Отгремели залпы Великой войны. С фронтов, как  восточных  так западных, стали возвращаться выжившие победители, и побежденные.-3

Случались и черствые непорядочные родственники, например жены или братья и сестры, которые, сами не хотели принимать у себя изувеченного войной родного, казалось бы, человека. Т.е., ситуации были разные и не все, и не всегда зависело только от государства, как любом деле.

Величина пенсий, так же, зависела от званий, занимаемой должности, и конечно группы инвалидности. Понятно, что не все инвалиды были генералами или полковниками. Большинство были рядовыми и младшими офицерами. И сразу после войны, государство было просто не в состоянии платить большому количеству инвалидов хорошие пенсии.

Поэтому инвалидов, которые могли что-то делать, привлекали к посильному труду. Для этого, в домах инвалидов, или на предприятиях, создавались специальные артели, где люди с ограниченными возможностями могли освоить новую профессию и зарабатывать реальные деньги.

Были открыты санатории для инвалидов войны

Однако, как это часто бывает, за радужными рапортами, и отчетами о выполнении постановлений ЦК и советского правительства, за дверями министерских и исполкомовских кабинетов, начиналась реальная жизнь, которая, как водится, не всегда совпадала с данными отчетов.

Многие инвалиды, так и не смогли преодолеть психологическую травму. А в мирное время, сталкиваясь с чиновничьим равнодушием и бюрократией, люди уходили в себя. Начинали злоупотреблять спиртным. Средств, естественно не хватало, и ветераны опускались - попрошайничали, приворовывали, спивались.

Победителям, с ограниченными возможностями, было не просто праздновать победу. Ведь эта победа, досталась им, очень дорогой ценой.

Отгремели залпы Великой войны. С фронтов, как  восточных  так западных, стали возвращаться выжившие победители, и побежденные.-4

В послевоенные годы, на вокзалах, рядом с кинотеатрами или питейными заведениями, довольно часто, можно было встретить людей на самодельных колясках, на костылях, без ног, без рук, слепых и т.п., которые собирали милостыню.

С боевыми наградами на груди, они унижались перед теми, кого защитили. Пенсии обычным инвалидам, хватало в лучшем случае на полмесяца. Поскольку пенсия среднестатистического инвалида составляла не больше половины заработка рабочего невысокой квалификации и колебалась, в крупных городах, между 200-300 рублями, что в 40-е годы было немного.

К тому же, были люди, лишившиеся и рук и ног, т.н. "самовары". Большинство из них, конечно, находилось в специальных домах.

Но были и неприкаянные, которых, в своих корыстных целях, могли использовать подлые родственнички или преступные элементы - превращая увечья несчастных в свои доходы.

Дважды, в 1948 и 1954 годах, власти проводили т.н. "облавы", по сбору инвалидов с улиц больших городов.

По этому поводу много инсинуаций и мифов: якобы, инвалидов отправляли в специальные лагеря Гулага и иные.

Все это конечно чушь. На самом деле, инвалидов отправляли в те самые дома, где им обеспечивали надлежащий уход и приобщали, по мере их возможности к полезному труду - что, в принципе, наполняло жизнь бедных людей, каким-то смыслом и повышало их самооценку.

Отгремели залпы Великой войны. С фронтов, как  восточных  так западных, стали возвращаться выжившие победители, и побежденные.-5

В домах инвалидов, кроме трудовых и учебных занятий, проводились так же и различные развлекательные и культурно-массовые мероприятия: выступали артисты, показывали фильмы,   устраивались праздничные застолья и прочее. Однако и тут, многое зависело от конкретных людей: директоров учреждений для инвалидов, начальников социальных служб городов и областей где находились эти учреждения.

Примеры

Начнем со статистики - здесь тоже много инсинуаций. Всего демобилизованных за 1941-45 годы, по болезни, инвалидности и возрасту было 3 млн.  798 тыс. 200 человек. Из них, инвалидов 2 млн. 576 тыс. человек, среди них с ампутацией верхних и нижних конечностей 460 тыс. человек. Это конечно много, но не миллионы искалеченных и изувеченных, как об этом пишут в некоторых недобросовестных изданиях.

Так в Валаамском доме-интернате для инвалидов войны, находился моряк Балтийского флота, потерявший обе ноги, Вася, по прозвищу Петроградский. Его подобрали на улицах Ленинграда, где он нищенствовал, пьянствовал и буянил. Провожая его в Валаам, чиновники собеса, купили ему новую форму, подарили баян и три коробки одеколона.

По прибытию в Валаам, Вася, при поддержке администрации интерната, организовал хор из т.н. "самоваров", которых нянечки и медсестры выносили на одеялах, усаживали на скамейках на берегу, и под Васин баян, хор инвалидов встречал и провожал песнями прибывающие, и убывающие пароходы.

По воспоминаниям современников, зрелище было завораживающее. Живые напоминания людям о страшной войне, и одновременно о том, что жизнь ни смотря, ни на что, продолжается.

Другой пример, жалоба-просьба инвалида войны 1 группы, написанная в начале 50-х годов, И.И. Поливакина:

"Я состою инвалидом с 1945 года, за этот период, кроме месячного сухпайка (3 кг муки, 400 гр. масла и 400 гр. сладостей), ничего не получал. Моя пенсия 162 рубля, не может удовлетворить мои потребности. Имеющаяся одежда и белье приходят в негодность, замены нет. Кроме своих бывших рабочих рук, ничего не имею, поэтому убедительно прошу оказать мне помощь".

С конца 40-х годов начали выпускать автомобили-инвалидки, вначале трехколесные, затем четырех, которые, выделялись инвалидам бесплатно. Выпускали протезы, инвалидные коляски, даже специальные книги для чтения инвалидами по зрению.

Отгремели залпы Великой войны. С фронтов, как  восточных  так западных, стали возвращаться выжившие победители, и побежденные.-6

В то же время, мест в домах инвалидов хватало не всем, пенсии у большинства были небольшие, протезов не хватало, и были они не лучшего качества.

Прибавить к этому бюрократию, черствость некоторых чиновников и окружающих людей…. В итоге получается неоднозначная картина - инвалидам войны, государство и общество, в конечном итоге, многое не додавало.