После этих семи небольших серий (от 28 до 45 минут), хочется одного: сходить в душ и смыть только что увиденное.
Не то, чтобы чувствуешь себя грязным, просто так морально легче. И эффект точно достигнут. За последнее время я не припомню настолько сильно нестандартных историй, размышляя над которыми нужны мыло и горячая вода.
🎬Оленёнок (2024)
Baby Reindeer
Три кита, на которых держится секрет успеха сериала:
1. Он основан на реальных событиях
2. Тематика не широко растиражирована в кинематографе
3. Прототипа главной героини вычислили дедуктивным методом поклонники другого главного героя, и теперь засыпают угрозами.
Итак, о чем новый сериал Netflix? За милым комедийным началом скрывается психологический триллер о сталкинге. Явлении, которое распространено в эпоху интернета и мобильных телефонов, и грозящее перерасти в катастрофу. А еще это сериал о двух психически ранимых людях, чьи отношения – взаимозависимы. И тут еще не так сразу понятно, кто жертва.
«Сталкинг - форма домогательства и запугивания; как правило, выражается в преследовании жертвы, слежении за ней.
Типичное поведение сталкеров включает постоянные телефонные звонки и оскорбления по телефону, посылку нежелательных подарков, выслеживание и шпионаж, нежелательную электронную почту и другие виды оскорблений по Интернету, а также угрозы или запугивающие действия».
«Оленёнок» — это киноадаптация одноимённого автобиографического моноспектакля Ричарда Гэдда, популярного шотландского комика. Он же сыграл роль Донни.
Донни Данн (Ричард Гэдд), в отличие от своего прототипа, не так успешен, мягко говоря, поэтому работает барменом в третьесортном заведении, время от времени принимая участие в различных стендап-шоу. Денег у Донни нет, живет он у мамы своей бывшей девушки бесплатно (тут тоже интересный момент, но об этом чуть позже), в отношениях не состоит.
Однажды за барной стойкой оказывается некая Марта Скотт (Джессика Ганнинг). Эксцентричная толстушка и хохотушка за сорок, которая в ни к чему не обязывающей беседе отвешивает Донни комплименты, вываливает о себе кучу информации (Марта опытный юрист, работавший с именитыми политиками, например, была адвокатом бывшего премьер-министра Дэвида Кэмерона), но внезапно оказывается, что денег у Марты, чтобы оплатить заказ, нет. Донни по доброте душевной угощает даму чаем. И понеслось. Игра началась. Или это не игра, а способ выжить двум одиночествам?
Марта отныне постоянный гость заведения, Донни каждый раз в свою смену оплачивает ей диетическую колу (про себя понимая, что новая знакомая явно врет о своих карьерных достижениях), и в какой-то момент осознает, что женщина, называющая его оленёнком, выбрала его в качестве спутника. Донни для Марты – предмет обожания. И предмет преследования. Марта засыпает его сообщениями с пошло-завуалированными намеками (я хочу, чтобы ты повесил мне шторы и прочее), Донни начинает это надоедать. Быть парнем этой ненормальной он не намерен.
Важно: 100% здесь присутствует созависимость на психологическом уровне. Они нужны друг другу по множеству причин.
Марта врёт, Донни это знает, плюс он погуглил о ней информацию, впал в шок от полученных сведений, но общение не прекратил. Он сыплет шуточками, внимательно СЛУШАЕТ её. Не разрушает созданную ей иллюзию успешной жизни, нужности и важности. Такое доверие – как фонтан, который невозможно перекрыть. Марту уже не остановить. В её фантазиях у них уже дети родились (это Донни всего тридцать, а Марте нет. И если поторопиться, то в её возрасте даже троих можно успеть родить, она все рассчитала).
С другой стороны, Марта единственный человек, который серьезно относится к Донни, к его мечте стать комиком. Своим сочувствием она дает ему надежду, Донни начинает верить в себя. Он как бы использует это назойливое, нездоровое внимание, чтобы справиться с собственными комплексами.
Марта – это возможность наконец признаться самому себе, как ты уязвим и травмирован. Пять лет назад Донни подсадили на наркотики и под их воздействием подвергли насилию. Сделал это известный сценарист. Через ненависть к Марте Донни дает выход ненависти и к насильнику. Через ненависть к Марте Донни во всеуслышание говорит о том, что с ним случилось, прямо со сцены во время выступления, а потом в беседе с родителями.
И вскрывается огромный болезненный нарыв, цепочка замкнулась. Донни и его девушка, встреча со сценаристом, разрыв с девушкой из-за невозможности жить нормально после пережитого, период беспорядочных половых связей, квартирантство у матери бывшей девушки (у нее умер сын, и Донни как бы становится его заменой. Нехотя сопротивляется, принимая в дар его вещи, но невооруженным взглядом видно, что ему это удобно, ему это нравится. Эта лесть, эта забота, это внимание. Как и в случае с Мартой), далее встреча с Мартой и ее сталкинг, поход в полицию только после того, как она подобралась слишком близко: караулит сутками у дома, втерлась в доверие к квартирной хозяйке, начала угрожать семье Донни, напала на его новую девушку Тери (Нава Мау), которая, на минуточку, трансгендер. Проблемы в постели в Тери, ибо все мысли Донни о Марте. Всё смешалось в доме Облонских. Просто даже где-то кринж.
И когда по сюжету, после вмешательства закона и множества грубых оскорблений от Донни, Марта на какое -то время исчезает, он всерьез обеспокоен. Что с ней, где она, куда пропала. И НАЧИНАЕТ САМ ЕЁ ИСКАТЬ! И ведь повесил-таки ей шторы. А ведь разыгрывал фарс под названием «нам нужно расстаться».
Финал с одной стороны шокирующий, с другой – логичный. Тут и его отношение к Марте, и якобы проработка проблемы и решение снова работать со своим насильником (не «понять и простить», а без известных имен не пробиться) и внезапная мысль в баре в качестве посетителя. Чего еще ожидать от такого человека, как Донни? Поражает еще и тот факт, что сталкингу здесь в принципе придается большее значение, чем насилию!
Реальная преследовательница Гэдда за 2,5 года отправила ему 41 071 электронных писем, записала голосовых сообщений на 350 часов, исписала 106 страниц писем бумажных и прочее, прочее, прочее, включая бесконечные комментарии в соцсетях и различного рода презенты, например, трусы и детские игрушки.
У Гэдда много поклонников. Сопоставив множество фактов, всего за несколько дней после окончания сериала, они выяснили, что самым вероятным прототипом Марты является некая Фиона Харви. Она и юрист, сходство внешнее с актрисой имеет, и в Твиттере Гэдда многократно замечена. Интересно, что все нападки фанатов комика Фиона отвергает, уверяя, что и сериал она не смотрела, и никакого отношения к сталкингу не имеет, но в суд на Netflix и Гэдда порывается подать.
Не знаю, кто тут прав, кто врёт, а кто занимается сталкингом, но актриса, сыгравшая Марту – великолепна. В том плане, что ей удалось передать целый спектр чувств. Марта бесит, пугает, очаровывает. Её жаль и одновременно она отвратительна. Просто гениально.
Главный вопрос: смотреть или нет.
Конечно, да, если хотите быть в курсе того, что все обсуждают. Конечно, да, если хочется копнуть такую тонкую материю, как психоэмоциональное здоровье. Конечно, нет, если отталкивает наличие в сериале насилия мужчины над мужчиной и потом отношений последнего в трансгендером (показано всё вскользь, но вы же умеете фантазировать, потому предупреждаю).