Одно это слово сразу вызывает огромное количество ассоциаций. Это и ритуальные ножи инков, и пиратские пиастры, и необычайной помпезности барочные убранства. За него велись войны, распадались государства, проливалась кровь, люди рисковали и прощались с жизнями при добыче этого солнечного металла, и все это объясняется тем, что золото – не обычный металл, а металл богатства, чести и знати. Золото до сих пор остается самым выгодным вложением, все богачи мира хранят свои сбережения в золотых слитках, все швейцарские банки переводят мировые валюты в золото. И так было испокон веков.
История этого металла исчисляется тысячелетиями. В древнем Египте золото почитали подобно богам, украшения из него мечтали иметь все барышни того времени, что в общем-то ничуть не изменилось и на сегодняшний день. Но позволить себе его могли только представители знати, высшие слои общества, а простому люду носить его и вовсе было запрещено. Все религии мира использовали золото, считая его металлом богов. Не обошло стороной оно и христианство. Считается, что золотой цвет – символ Фаворского света. В эпоху Византии христианство становится государственной религией и сразу приобретает политический контекст. В строительство церквей и храмов начинают вкладываться деньги и золото в самом прямом смысле этого слова. Золото становится главным элементом декорирования храмов. Для их облицовки используется мозаика, прошедшая испытания временем и демонстрирующая невероятную прочность и красоту.
Технологии ее производства и технической кладки начинают очень активно развиваться, византийские мастера экспериментируют с пигментами и добавляют в стекломассу драгоценные металлы, в частности золото. Золотые фоны в византийских храмах – главное новаторство и отличительная особенность того времени. Мерцание света, как естественного, так и исходящего от свечей во время служений, создавало оптические иллюзии движения и единства этого огромного золотого полотна, вызывая ощущение божественного свечения. В советское время золото также часто использовалось в монументальном агитполитическом искусстве для предания максимального величия коммунистической символике. Апогеем этой помпезности сталинской эпохи стала Выставка Достижений Народного хозяйства, где многие павильоны были щедро украшены золотой мозаикой. Сейчас там заканчивается реставрация, длящаяся уже несколько лет. Маша тоже внесла свой вклад, проработав полгода над реставрацией картуша на центральном павильоне, и это был период, когда золото было буквально повсюду. Кстати, наша подруга провела анализ кусочка оригинальной мозаики с картуша и золота там не обнаружила. Вместо него использовалась латунь с примесями.
Золото до сих пор используется для декорирования храмов и остается одним из самых дорогостоящих металлов. Сейчас существует огромное количество фирм по всему миру, занимающихся производством золотой мозаики любого размера, формата и фактуры. И, при грамотном подходе, она может найти свое место в любом интерьере и стать его главным украшением.