4K подписчиков

12 Самых Известных Любовных Картин

Любовь – это одно из тех самых чувств, которые способны пробудить музу в большинстве людей, поэтому вовсе неудивительно, что в художественном искусстве так много примеров чистой любви. Любовные картины пытаются уловить суть этого чувства, которое одновременно является очень личным, но, тем не менее, ещё и хорошим универсальным опытом. Разные художники на протяжении столетий вдохновлялись на создание картин о любви, способных передать собой это чувство и другим людям. Давайте же поскорее рассмотрим самые известные любовные картины, которые удачно запечатлели на себе это зачастую мимолётное чувство!

12 Самых Известных Любовных Картин
12 Самых Известных Любовных Картин

Художественное искусство о любви можно найти повсюду вокруг нас, поскольку данная тема находит отклик в сердцах множества людей, вне зависимости от того, ищут ли они любви в этот момент, уже влюблены или же тоскуют по ушедшей любви. Однако есть определённые любовные картины, которые стали настолько влиятельными в массовой культуре, что абсолютно заслуживают их дальнейшего изучения и ещё большего признания. Сегодня мы сосредоточимся на лучших образцах любви в искусстве и посмотрим, что же сделало все эти произведения такими известными и популярными.

Узнав больше о художнике и обстоятельствах создания нижеприведённых полотен о любви, мы ещё лучше поймём всю их ценность и влияние на массы.

1 место. «Беседка из Жимолости» – Питер-Пауль Рубенс

«Беседка из Жимолости»
«Беседка из Жимолости»
  • Дата создания: примерно 1609 год
  • Размеры: 178 х 136 сантиметров
  • Место нахождения: Старая Пинакотека (Мюнхен, Германия)

«Беседка из Жимолости» – это произведение искусства, буквально до краёв наполненное супружеской символикой, оно изображает собой автопортрет фламандского художника Питера-Пауля Рубенса (годы жизни 1577-1640) и портрет его первой жены – Изабеллы Брант (годы жизни 1591-1626). Композиция, изысканные детали и выбор цвета в этом произведении ясно показывают нам, что Рубенс был выдающимся живописцем периода фламандского барокко. Пара влюблённых сидит в беседке из жимолости, которая окружена садом. И то и другое зачастую считается традиционным изображением любовных чувств, именно поэтому они нередко и появляются во многих романтических произведениях искусства.

Ещё одним признаком единения и брака пары являются сами влюблённые, которые держат друг друга за правые руки. Художник изобразил себя прислонившимся к рукоятке меча, таким образом, обозначая свой джентльменский статус. Картина, написанная маслом на холсте, в наше время экспонируется в Старой Пинакотеке Мюнхена. На протяжении веков жимолость имела самые разные значения. А то, что и по сей день связывают с цветком кустарника, зародилось ещё в средние века. Жимолость обозначала собой длительное удовольствие, а также символизировала настойчивость и стойкость. Она стала весьма распространённым символом в художественном искусстве ещё при жизни Рубенса. Тот же куст можно увидеть и в другой его более поздней картине под названием «Сад Любви» (1633 год), которую он посвятил своей второй жене – Хелене Фаурмент (годы жизни 1614-1673).

Вполне возможно, первое вдохновение на создание картины Рубенсу пришло из символов рая, которые можно было увидеть в монастырских садах Средневековья. Ещё одним фактором, который мог повлиять на неё, стала французская рыцарская поэма XIII столетия, известная как «Роман о Розе», которую написали Жан де Мён (годы жизни 1240-1305) и Гийом де Лоррис (годы жизни 1200-1238). Также свою ключевую роль сыграла и важность сада в аристократическом обществе. В данных сценах женщины всегда изображаются объектами обожания своих поклонников, а сад наполняется удовольствием и музыкой. Позы двух фигур на данной конкретной картине более расслаблены и скромны по сравнению с благородной одеждой, которую они носят.

2 место. «Еврейская Невеста» – Рембрандт ван Рейн

«Еврейская Невеста»
«Еврейская Невеста»
  • Дата создания: 1665 год
  • Размеры: 121 х 166 сантиметров
  • Место нахождения: Рейксмузей (Амстердам, Нидерланды)

В начале XIX столетия голландский торговец произведениями искусства охарактеризовал сюжет этой картины так: еврейский отец дарит своей родной дочери украшение в день её свадьбы. Хотя имена двух этих людей в наши дни так и неизвестны, большинство историков искусства предполагают, что на самом деле это герои из Ветхого Завета – Ребекка и Исаак. Конечно, картина не является точным изображением еврейской невесты из Библии, а, скорее, красивым и экзотическим отображением культурной церемонии, находившейся за пределами опыта преимущественно христианского образа жизни.

Независимо от того, подразумевал ли Рембрандт ван Рейн (годы жизни 1606-1669) своим произведением библейскую сцену, нет вообще никаких сомнений в том, что он выражал между двумя своими персонажами интимное взаимодействие. В соответствии с современной эстетикой протестантского реформаторского искусства, когда мужчина кладёт свою руку на грудь женщины, та инстинктивно движется от него в сторону и защищает собственную благопристойность. Тем не менее, оба персонажа проявляют признаки привязанности друг к другу, что и делает данную сцену далеко не самой обычной сценой соблазнения.

Фигуры большие, но плоские, как и другие появляющиеся герои в более поздний период творца, они предлагают обзор для великого множества перекрывающихся мазков алого и золотого цветов, интенсивность которых увеличивается или уменьшается по мере того, как они выходят из света или же заходят прямо на него. Несмотря на страсть и привязанность, это не совсем приятная картина. Может быть, оттого, что сам Рембрандт в своей жизни и творчестве подвергался частому физическому принуждению. У Исаака, как кажется, ожидания небольшие, как будто он не уверен, что же ждёт его в будущем. В это же время Ребекка кажется задумчивой и почти озабоченной какой-то мыслью.

3 место. «Влюблённые, Гуляющие по Снегу (Ворон и Цапля)» – Судзуки Харунобу

«Влюблённые, Гуляющие по Снегу (Ворон и Цапля)»
«Влюблённые, Гуляющие по Снегу (Ворон и Цапля)»
  • Дата создания: начало 1770-ых годов
  • Размеры: 28 х 20 сантиметров
  • Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Эта работа о любви, пожалуй, самая романтичная и депрессивная из всех тех, которые изображают собой влюблённых в японском стиле укиё-э. Судзуки Харунобу (годы жизни 1725-1770) эффектно показал тесную связь пары влюблённых, блуждающих по снегу, даже намекая нам на митиюки – или же путь к романтическому парному самоубийству. В так называемой позе «ай ай гаса», что буквально переводится на русский язык как «совместное использование зонтика и любви», пара прогуливается рядом друг с другом, в то время как на них мягко падает снег.

Создатель полихромной гравюры Харунобу, также известный как нисике-э, демонстрирует нам своё владение цветом, изображая парные белые и чёрные одежды влюблённых, которых он сам называет «вороном и цаплей».

Он украшает внутренние одежды обеих фигур замысловатыми полихромными мотивами, прекрасно контрастирующими с основными цветами творения. Дизайн женского кимоно и капюшона, а также нежная, хлопьевидная фактура снега подчёркиваются тиснением. Сие произведение представляет собой раннюю версию рисунка, который позднее был повторно выгравирован либо ещё при жизни Харунобу, либо вскоре после его смерти с небольшими изменениями.

4 место. «Задвижка» – Жан-Оноре Фрагонар

«Задвижка»
«Задвижка»
  • Дата создания: 1777 год
  • Размеры: 73 х 93 сантиметра
  • Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)

В период рококо стиль живописи превратился в нечто более яркое и энергичное, с изогнутыми линиями, цветочными узорами и пастельными тонами. Новые стили и сюжеты картин отражали собой распутный менталитет XVIII столетия, который фокусировался на телесных удовольствиях и гедонизме. Французский художник Жан-Оноре Фрагонар (годы жизни 1732-1806) был одним из самых выдающихся его представителей.

Картина изображает собой решающий момент в романтических отношениях. На ней показывается пара, находящаяся в своего рода экстатическом трансе, в это же время мужчина запирает дверь спальни на задвижку.

Толстые шторы рубинового цвета, ниспадающие на кровать, только усиливают страстную атмосферу композиции, а сценические огни ярко освещают пару влюблённых. Художественное искусство рококо, ориентированное собой на любовь, зачастую воспроизводило одну и ту же сценическую схему, в которой мир и время словно замирали, изображая страстную сцену романтических объятий. Фрагонар начинал с рисования эскизов для картины. Принято считать, что произведение искусства могло быть вдохновлено литературными творениями той поры и что для поз героев, скорее всего, использовались реальные модели. Поговаривали, что его вдохновляли Джованни Боккаччо (годы жизни 1313-1375), Лудовико Ариосто (годы жизни 1474-1533) и Жан де Лафонтен (годы жизни 1621-1695).

5 место. «Поцелуй» – Франческо Айец

«Поцелуй»
«Поцелуй»
  • Дата создания: 1859 год
  • Размеры: 110 х 88 сантиметров
  • Место нахождения: Пинакотека Брера (Милан, Италия)

На этой конкретной картине изображается средневековая пара, целующая друг друга в крепких объятиях. Это одно из самых ярких и наполненных жизнью изображений поцелуя в истории западного художественного искусства. Женщина откинута немного назад, а мужчина вытягивает свою левую ногу, дабы поддержать её, и ставит ногу на ступеньку, как будто уже готов бежать в любой момент. Хотя пара и находится в самом центре изображения, их не распознать, потому что художник Франческо Айец (годы жизни 1791-1882) хотел, чтобы в центре композиции были не люди, а их страстный поцелуй. Тени таятся в углу левой части картины, передавая нам ощущение надвигающейся опасности и заговора. В 1815 году, сразу после поражения Франции Наполеона Бонапарта (годы жизни 1769-1821), был собран Венский Конгресс, который стал восстанавливать карту прежней Европы.

Италия играла незначительную роль по сравнению с другими европейскими странами и должна была быть разделена на различные государства. Габсбургские правители либо непосредственно доминировали, либо сильно влияли на каждую отдельную страну. Данная фрагментация противостояла растущему националистическому стремлению к объединению Италии, что привело к формированию тайных обществ с демократически-радикальными взглядами, таких как «Молодая Италия» и «Карбонарии». Франческо Айец создал сие произведение искусства именно в тот период времени. Прекрасно осознавая смертоносное преследование националистического движения, Айец решил скрыть концепции заговора и сопротивления захватчикам, изображая некоторые исторические события. Художнику удалось обойти цензуру, используя загадочные и неоднозначные аналогии.

Эту картину заказал граф Альфонсо-Мария Висконти-Саличето. Он поручил Айецу проиллюстрировать надежды, тесно связанные с партнёрством Королевства Сардинии с Францией. Хотя в центре нашего внимания и находится страстное общение двух влюблённых, показанных в образах средневековых персонажей, произведение искусства таит в себе ещё и символические параллели с итальянскими националистическими идеями, известными как Рисорджименто. Мужчина на картине – это национальный патриот, который отчаянно боролся против власти Габсбургов после поражения Италии в первой битве за независимость в 1848 году. На это указывает кинжал, припрятанный в его мантии, и сине-красная цветовая гамма полотна, отсылающая нас к французскому триколору. В войне за свободу Франция встала на сторону Италии, и сие творение стало для Айеца способом выразить союзнику своё восхищение.

6 место. «У Папаши Латюиля» – Эдуард Мане

«У Папаши Латюиля»
«У Папаши Латюиля»
  • Дата создания: 1879 год
  • Размеры: 92 х 112 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Изящных Искусств (Турнэ, Бельгия)

Эта картина была выполнена в бистро, известном как «Папаша Латюиль», которое располагалось неподалёку от похоронного бюро Клиши. Ресторан зиждился на Авеню Клиши, что было недалеко от Гербуа. Первоначальную модель – Эллен Андре (годы жизни 1856-1933), которой пришлось взять перерыв в работе модели – заменила Майл Френч. Молодой джентльмен на картине – это мсье Готье-Латюиль – родной сын владельца заведения. Он познакомился с Мане в этом самом ресторане, когда работал одним из официантов. Художник отметил, что этот человек довольно приятной внешности и хорошо одет.

На картине молодой человек изображается смотрящим с любовью в глаза молодой женщине, сидящей рядом с ним.

Полотно изображает собой процветающий золотой период французов с пышной растительностью и поразительной архитектурой. Девушка была изображена в классической роскошной одежде той поры, демонстрирующей нам французскую винтажную моду. На ней шляпа, кружевные перчатки и белый пушистый шарф.

7 место. «Танец в Деревне» – Пьер-Огюст Ренуар

«Танец в Деревне»
«Танец в Деревне»
  • Дата создания: 1883 год
  • Размеры: 180 х 90 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)

Это произведение искусства в 1882 году заказал купец Пьер Дюран-Рюэль (годы жизни 1831-1922), ему очень сильно были нужны картины на тему бала. В 1883 работа была впервые выставлена для широкой аудитории, а в 1886 купец купил её, она оставалась у него в коллекции вплоть до самой смерти Пьера-Огюста Ренуара (годы жизни 1841-1919). В том же 1883 году художник также создал и две дополняющие друг друга картины на ту же тему: «Танец в Буживале» и «Танец в Городе». Творение было вдохновлено поездкой художника в Италию в 1881, где он испытал на себе огромное влияние со стороны Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520). Картина продемонстрировала развитие живописца, всячески пытавшегося отойти от модного импрессионистского стиля того времени.

На полотне изображаются два человека, танцующие под ветвями каштана: мужская фигура – это Поль Лоте – близкий знакомый художника; а дама – это Алина Шариго (годы жизни 1859-1915) – супруга Ренуара.

Оба персонажа написаны в натуральную величину и занимают собой практически всё полотно. Однако на заднем плане справа можно увидеть стол, а также шляпу на земле и пару лиц чуть ниже уровня танцплощадки. Женщина, держащая в своей правой руке веер, улыбается и смотрит прямо на зрителя. Сценарий композиции наполнен яркой и позитивной атмосферой, одежда на девушке имеет тёплые оттенки, к примеру, мы можем разглядеть на ней красную шляпу и жёлтые перчатки.

8 место. «В Постели, Поцелуй» – Анри де Тулуз-Лотрек

«В Постели, Поцелуй»
«В Постели, Поцелуй»
  • Дата создания: 1892 год
  • Размеры: 70 х 54 сантиметра
  • Место нахождения: частная коллекция

Анри де Тулуз-Лотрек (годы жизни 1864-1901) – это художник-постимпрессионист и модернист, хорошо известный своими изображениями прекрасной, захватывающей и зачастую пикантной парижской жизни конца XIX века. Данное произведение исключением из правил не является: на полотне изображаются две девушки в постели, занятые поцелуем в страстных объятиях. Даже если бы люди ожидали подобных проявлений сексуальности от Тулуза-Лотрека, такая ситуация обязательно бы шокировала публику его времени, поскольку в ту эпоху лесбиянки ещё не были общеприняты в обществе.

Тулуз-Лотрек был вдохновлён тёмными сторонами ночной жизни Парижа – столицы Франции, такими как клубы, кабаре и бордели. Считается, что на этой картине и изображаются девушки, работающие в одном из городских борделей. Для размещения всех своих проституток борделям зачастую просто не хватало места, что и вынуждало двух женщин спать в одной постели. Временами это заканчивалось тем, что между ними развивались глубокие дружеские и даже сексуальные связи, как, вполне возможно, и произошло с двумя девушками, которых изобразил Тулуз-Лотрек.

Произведение искусства получило похвалу за способность изобразить глубокую связь между двумя людьми, которые, похоже, даже и не подозревают о том, что их рисует художник, они не обеспокоены критикой, которую общество могло бы им вменить, если бы их тайные отношения были вдруг раскрыты. Они полностью погружены друг в друга, и у зрителя создаётся впечатление, что в момент, написанный для нас Тулузом-Лотреком, у них нет вообще никаких проблем, кроме времени, которое они проводят вместе. Работа освещает пару яркими тонами жёлтого и красного цветов, а также более приглушёнными оттенками синего, серого и зелёного, которые и окружают лежащую пару.

9 место. «Поцелуй» – Эдвард Мунк

«Поцелуй»
«Поцелуй»
  • Дата создания: 1897 год
  • Размеры: 99 х 81 сантиметр
  • Место нахождения: Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Норвежский художник Эдвард Мунк (годы жизни 1863-1944) написал сразу несколько картин на одну и ту же тему, в том числе и «Поцелуй», которые представил впоследствии в выставке, широко известной как «Фриз Жизни». Тематики серии включали в себя смерть, любовь, секс, тревогу, измену, ревность и разные этапы жизни; также там была представлена культовая работа творца – «Крик» (1893 год).

Мунк никогда не был женат, и мрачная атмосфера «Поцелуя» отражает собой двойственное отношение живописца к романтике. Этих двух персонажей практически невозможно отличить друг от друга, ибо черты их лиц в произведении искусства встречаются и сливаются воедино.

По мнению историка искусства Рейнгольда Хеллера (родился в 1940 году), изображение влюблённых представляет собой их единство, а также предвосхищает опасный упадок индивидуальности, эрозию собственной идентичности и существования, что может намекать нам на смерть. Эта тема также представлена и четырьмя разными гравюрами на дереве. «Поцелуй I» и «Поцелуй II» стали одними из первых гравюр в карьере Мунка, которые он сделал в 1897 году. «Поцелуй III» впервые дебютировал в 1898, а в 1902 за ним последовал и «Поцелуй IV». Художник в каждом из примеров корректирует детали заднего фона, он использует разные блоки, которые лишь немного видоизменяются.

10 место. «День Рождения» – Марк Шагал

«День Рождения»
«День Рождения»
  • Дата создания: 1915 год
  • Размеры: 80 х 99 сантиметров
  • Место нахождения: Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Русский художник Марк Захарович Шагал (годы жизни 1887-1985) называл слово «любовь» основным цветом в своих произведениях искусства. Его жена – Белла Самойловна Розенфельд (годы жизни 1895-1944) – была главным источником привязанности на всю жизнь творца. Они познакомились в ту пору, когда Белла была ещё подростком, произошло это в Витебске – ныне Республика Беларусь. Несмотря на сильное неодобрение родителей девушки, желавших лучшего брака для своей дочери, в 1915 пара всё-таки поженилась. Шагал создал сие произведение в том же году – всего за несколько недель до женитьбы на Белле.

Это великолепное изображение невероятной, текущей и всепоглощающей любви пары. Шагал буквально парит над Беллой, находясь в состоянии сна.

Когда он наклоняется, чтобы поцеловать свою будущую жену прямо в губы, его голова неестественно вытягивается вверх тормашками и чуть назад. Белла показана нам с букетом цветов и позирует так, будто собирается взлететь. В яркой гостиной, где преобладает пёстрый красный ковёр, пара пребывает в настоящем любовном экстазе. Цвет слоновой кости, бежевый и коричневый цвета мебели и настенных украшений гостиной прекрасно дополняют сие творение. Полотно представляет собой великолепное произведение искусства, которое шикарно передаёт ощущение экстатической любви между молодыми людьми в приятной, но вполне себе обычной сцене, которая, как кажется, излучает собой счастье буквально из каждого квадратного миллиметра произведения.

11 место. «Фрида и Диего Ривера» – Фрида Кало

«Фрида и Диего Ривера»
«Фрида и Диего Ривера»
  • Дата создания: 1931 год
  • Размеры: 100 х 78 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Современного Искусства в Сан-Франциско (Сан-Франциско, штат Калифорния, США)

Мексиканская художница Фрида Кало (годы жизни 1907-1954) представляет себя маленькой и незначительной по сравнению со своим огромным мужем Диего Риверой (годы жизни 1886-1957), изображённым вместе с палитрой красок. Картина представляет нам не только их физическое различие, но и автопортрет жены в тени известнейшего на весь мир живописца. Странный баланс сил, который можно наблюдать внутри этого произведения искусства, потенциально сбивает нас с толку. Кало словно изображает себя в качестве лишь малой части жизни своего мужа, она как бы намекает нам, что он должен быть независимым.

Её относительный рост также преувеличен, тем самым сильнее подчёркивая неравенство сил. В этой работе упускаются из виду её собственные творческие достижения и черты характера, а единственные художественные отсылки относятся лишь к её новоиспечённому супругу.

Фрида познакомилась с уже 42-летним Риверой – известным художником и революционным лидером – в 1928 году, когда ей самой было лишь двадцать лет. Он признал её артистические таланты, и в следующем году они поженились. Затем пара перебралась в Куэрнаваку, штат Морелос, Мексика. Там Кало начала испытывать влияние со стороны традиционной мексиканской культуры, причём как в своей работе, так и в надеваемой на себя одежде. Их бурные отношения впоследствии сильно повлияли на большую часть творчества художницы.

12 место. «Фигуры на Пляже» – Пабло Пикассо

«Фигуры на Пляже»
«Фигуры на Пляже»
  • Дата создания: 1931 год
  • Размеры: 195 х 130 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Пикассо (Париж, Франция)

Летом 1931 года Пабло Пикассо (годы жизни 1881-1973) создал серию странных сексуальных изображений на пляже, в том числе и сию картину, всё это происходило в курортной местности Жуан-ле-Пен, что на Французской Ривьере. Гротескный характер изображения форм, который, как поговаривают, был мотивирован любовным романом художника с юной 19-летней натурщицей Марией-Терезой Вальтер (годы жизни 1909-1977), свёл их момент близости к своего рода грубости, что, вполне возможно, больше свидетельствует об ухудшении его отношений с женой – Ольгой Степановной Хохловой (годы жизни 1891-1955). Головы двух фигур, похожих на богомолов, были крайне популярны среди художников-сюрреалистов той поры, потому что извращённая мысль о самке насекомого, поедающей своего спутника сразу после полового акта, давала ещё одно визуальное представление о дилемме «жизни и смерти».

В эти головы также включены гротескные изображения так называемых «зубастых влагалищ» и языки мужского полового органа.

Косвенный и сатирический намёк на классицизм уравновешивается параллелями с современной сюрреалистической живописью, особенно с картинами Сальвадора Дали (годы жизни 1904-1989) и Жоана Миро (годы жизни 1893-1983), в которых принимали участие фигуры монстров. Дали и Миро, как и сам Пикассо, тоже были настоящими мастерами гротеска. Вполне возможно, на это произведение повлияли творения обоих сюрреалистов, но связь с Дали, пожалуй, видится больше. Редукционный и упрощённый стиль произведения искусства весьма далёк от псевдоакадемического лоска Дали, иллюзионистских трюков и миниатюрного внимания к деталям, однако Пикассо был открыт для абсурдного сочетания самых нелепых психоаналитических образов с, казалось бы, традиционным художественным стилем.

На этом мы завершаем наш сегодняшний список самых известных картин о любви. С 1600-ых и по 1930-ые годы все эти образцы любовного искусства варьируются от красивых до причудливых. А некоторые из них представляют собой самую простую невинную и сладкую любовь, в то время как другие, кажется, больше всё-таки о похоти и влечении. Как мы успели убедиться, любовь в искусстве способна выражаться множеством самых разных способов. Так какая же картина о любви, по вашему личному мнению, самая прекрасная?