По Пути Реки: Гаврилова Поляна и её окрестности

Относительно недолгая история Гавриловой Поляны полна трагических событий: сначала здесь содержали заключённых, многие из которых погибли, едва покинув село, затем - душевнобольных, которыми пугали детей из соседних деревень и посёлков. Немало вокруг села и загадок: узкие колодцы, уходящие вглубь горы, из которых веет холодом, мощёные диким камнем дороги, начинающиеся на опушке леса и теряющиеся в его чаще... А ещё рассказывают, что здесь хотел построить свою дачу Иосиф Сталин! Правда это или нет, мы вряд ли узнаем, но природные красоты в окрестностях села и впрямь могли впечатлить кого угодно, даже самого "кремлёвского горца"!

Этой публикацией я продолжаю рассказывать о природных, культурных и исторических достопримечательностях вдоль маршрута "Пути Реки". Первую статью, посвящённую отрезку между сёлами Рождествено и Подгоры вы можете прочитать здесь.

Село Гаврилова Поляна впервые упоминается в конце XIX века, хотя его название имеет более старые корни. По одной из версий, оно связано с казаком Гаврилой Ильиным, соратником знаменитого Ермака, и ещё до появления села на Волге было урочище под названием Гаврилова Поляна. Правда, находилось оно выше по течению реки, ближе к Крестовой поляне. Место же, где сегодня стоит село, якобы называлось Пасекой.

Найти эту пасеку или "старую" Гаврилову Поляну на картах первой половины XIX века я не смог (а более ранние вообще не отличаются высокой точностью), зато обнаружил на месте сегодняшней Гавриловой Поляны посёлок Серновка . Название это связано с тем, что с 1720 года на соседней горе добывали и перерабатывали серу для производства пороха. Но ещё во второй половине XVIII века добычу здесь прекратили, заводы перенесли в другое место, а посёлок, выходит, продолжил существовать. Так может, Гаврилова Поляна как поселение имеет более давнюю историю, хоть и под другим названием?

Посёлок Серновка на "100 листовой карте Российской империи", 1816 год. Источник: http://www.etomesto.ru/map-atlas_1816/

Но оставим эти вопросы историкам, моя задача была иной: осмотреть и сфотографировать десяток примечательных объектов в Гавриловой Поляне и её окрестностях и рассказать о них, чтобы будущие туристы, путешествующие по "Пути Реки", не пропустили ничего интересного.

В отличие от прошлой поездки, Гаврилову Поляну мы решили исследовать не на велосипедах, а пешком, так как многие из точек находились на крутых склонах гор или в густом лесу - велосипеды здесь только мешались бы. В само же село при таком раскладе удобнее всего было добираться речным транспортом от пристани "Поляна Фрунзе". Едва сойдя на берег, мы отправились к первой точке, отмеченной на карте как Скит Иова Многострадального.

1. Скит Иова Многострадального (53.363255, 50.120541)

У меня скит всегда ассоциировался с маленьким скромным жилищем, где монахи укрываются от мирской суеты и излишне навязчивых благ цивилизации. Но в Гавриловой Поляне под этим названием возводят весьма внушительный комплекс каменных построек, включающий в себя храм, монастырскую больницу и богадельню. Скит относится к Свято-Ильинскому женскому монастырю в селе Подгоры. Судя по внешнему виду, работы близки к завершению, все здания уже построены, осталось лишь выполнить внутренние работы и благоустроить территорию.

Интересный факт: скит возводится на месте снесённого здания администрации отдельного лагерного пункта Нефтестройлага - ОЛП №1. Он просуществовал с 1939 по 1954 годы и имел статус инвалидного, т.е. сюда направлялись заключённые с заболеваниями дыхательных путей и инвалиды других категорий, численность которых доходила почти до 2500 человек. Они были заняты на лесопилке и сапоговаляльном производстве. Лагерь был ликвидирован в 1954-55 годах, после чего в бывшем здании администрации разместилась областная психоневрологическая больница № 2 на 400 коек, просуществовавшая до 1993 года, когда один из жителей Гавриловой Поляны устроил там пожар. Источник:

После пожара здание не восстанавливали, оно медленно разрушалось и растаскивалось местными на кирпич, пока в 2009 году его окончательно не разобрали. Я его, увы, не застал, но в интернете можно без труда найти много фотографий (а также связанных с этим местом страшных историй):

Строительство скита ведётся прямо на фундаменте бывшей психбольницы/администрации лагеря:

Поблизости от скита отмечены "Руины прачечной ГУЛАГа", но при их поисках мы пришли к высокому забору чьего-то участка, заглянуть за который не вышло. А судя по спутниковым картам, руины здесь были снесены ещё в 2017 году. При подготовке материала я нашёл только одно фото этого объекта:

Фото 2016 года. Источник: https://tourist0515.livejournal.com/705.html

Дальше нам предстояло углубиться в лес, чтобы посмотреть, что же осталось от бараков, где жили сами заключённые.

2-3. Руины бараков ГУЛАГа (53.364975, 50.113316; 53.364577, 50.111106)

Увы, здесь тоже смотреть оказалось совершенно не на что: от одного из бараков остались лишь едва различимые очертания фундамента посреди леса, вторые же координаты и вовсе привели нас к густым зарослям с мощными деревьями явно старше 70 лет. Поблизости мы нашли остатки небольших деревянных домиков, скорее всего, от бывшего пионерлагеря - интересное соседство...

4. Мощёная дорога (53.366849, 50.113895)

Здесь же, в лесу за Гавриловой Поляной, протянулась более интересная и хорошо сохранившаяся достопримечательность - дорога, мощёная крупными булыжниками жигулёвского известняка. Скорее всего, она прокладывалась в те же годы, когда шло строительство лагеря, и связывала Гаврилову Поляну с Ширяевом.

5. Смотровая площадка над Гавриловой Поляной (53.372444, 50.120933)

Смотровая площадка на склоне Серной горы с роскошным видом на село, Волгу и большую часть Самары. Подъём сюда довольно труден: одна дорожка - каменистая и местами очень крутая, другая более пологая, но её голый грунт не даёт хороший опоры для ног. На обеих тропинках вас также поджидают полчища голодных комаров. Но вид сверху стоит затраченных усилий! Не так давно здесь даже появилась беседка, где можно с комфортом отдохнуть после подъёма.

Одна из дорожек к смотровой проходит прямо через сельское кладбище...

6. Серные рудники (53.378545, 50.112258)

Этой точки не было у меня в списке, но раз уж мы поднялись на Серную гору, так почему бы не пройти ещё немного (чуть менее километра) и не посмотреть на остатки штолен, где с 1720 года добывали серу? По гребню горы бежит еле заметная тропка, отмеченная повязанными на ветки кусками сигнальной ленты. Мы её пару раз теряли, но быстро находили снова. Местами тропа изрядно петляет между карстовыми воронками, которыми усеяна гора. Размер провалов - от совсем небольшого, не больше пары метров, до весьма внушительного. Одна из воронок была, кажется, более 50 метров в поперечнике и 10-15 метров в глубину!

В непосредственной близости от штолен мы почему-то окончательно потеряли тропу и вышли к нужному месту только благодаря навигатору. Так как изначально мы не планировали сюда идти, то ни фонарей, ни подходящей одежды у нас не было, но мы всё же ненадолго заползли в одну из систем, чтобы охладиться и наковырять чуть-чуть серы. Но так как это был уже не первый мой визит сюда, добавлю в статью немного старых фотографий:

Вообще, в этом районе есть то ли две, то ли три несвязанных систем штолен, но входы в них расположены на дне глубоких карстовых воронок, в которые без специального снаряжения не спуститься. Некоторые из таких воронок мы тоже осмотрели: в каких-то из них на дне явно видны узкие лазы под нависающими глыбами известняка, а вот у других дна рассмотреть так и не удалось, настолько они глубокие, как настоящие колодцы!

Мы спустились с Серной горы по короткой тропинке сразу к берегу Волги, чтобы немного остудить ноги в воде. По дороге наткнулись на какие-то руины. На Викимапии сказано, что здесь располагалась турбаза "Жигулёвские ворота".

Руины турбазы "Жигулёвские ворота"

К этому времени мы уже выпили большую часть питьевой воды, поэтому пошли назад в Гаврилову Поляну, чтобы наполнить бутылки из отмеченной на карте "Пути Реки" скважины. К нашему огромному разочарованию, на указанном месте нас встретила стройплощадка - кто-то затеял возведение огромного здания с застеклённым третьим этажом, куда, кажется, сможет вместиться любой другой дом села. По масштабам новое сооружение даже больше, чем стоящий рядом Скит Иова Многострадального. Но я почему-то не снял эту "стройку века", зато поснимал другие сооружения села и не только:

Опять идти через всё село за водой, теперь уже к магазину возле пристани, нам не хотелось, поэтому мы решили сначала дойти до следующей достопримечательности из списка, благо дорога к ней начиналась совсем близко.

7. Колодец "Мечта" (53.353358, 50.11971)

Этот естественный карстовый колодец на горе Белой обнаружили куйбышевские спелеологи в 1970 году. Глубина, на которую он пройден - около 15 метров, дальше колодец сужается в непроходимую трещину, тогда как на входе имеет сечение 3,5 на 4 метра. Из стенок колодца выступают своего рода продольные гребни, между которыми, как говорят, можно спускаться и подниматься враспор - при наличии соответствующего снаряжения и подготовки, естественно. У нас ни того, ни другого не было, поэтому мы просто обошли вокруг провала, сделали несколько кадров и пошли дальше по гребню Белой горы.

Да, я же ничего не сказал про дорогу от Гавриловой Поляны до колодца. Наверное, потому, что прошли мы её очень быстро: тропа почти идеально прямая, расчищенная, отмечена вертикальными бело-сине-белыми метками "Пути реки". После Серной горы идти здесь - одно удовольствие. А в самом начале тропы нам встретился ещё и столик с лавочками, где можно передохнуть:

8. Беседка на Белой горе (53.353347, 50.119638)

Почти такая же тропа, только без меток, поначалу вела от колодца "Мечта" дальше по гребню Белой горы. По ней мы метров через 200 вышли к металлической беседке - такой же, как на смотровой площадке над Гавриловой Поляной, только установленной совсем недавно, даже пока без крыши. Повсюду виднелась примятая трава, обломанные ветки деревьев, валялись обрезки металлического профиля, из которого сварена беседка: похоже, её привезли сюда в разобранном виде на квадроцикле и потом подгоняли по месту. В этой беседке мы устроили небольшой привал, любуясь пейзажем через небольшую прогалину в деревьях. Вид здесь очень красивый, мне особенно понравился S-образный изгиб берега Волги. Пожалуй, стоит включить эту точку в список достопримечательностей на "Пути реки"!

Дальнейший путь к смотровой площадке "Клюв Белой горы" был уже не таким лёгким: тропа начала петлять, периодически исчезая, мы то и дело упирались в бурелом, а под конец и вовсе пришлось продираться через колючие заросли. Но, как и в случае со смотровой площадкой над Гавриловой поляной, открывшийся нам вид окупил все затраченные усилия!

9. Смотровая "Клюв Белой горы" (53.341622, 50.120401)

Гора Белая получила своё название благодаря выходам на поверхность известняка и гипса, которые выделяются на зелёном склоне белыми полосами. На самом верху одной из таких полос и расположена смотровая площадка, которую многие и называют Белой горой, хотя на самом деле эта гора тянется на несколько километров от Гавриловой Поляны до Подгор.

Подъём к смотровой площадке "Клюв Белой горы"

Недалеко от смотровой площадки, на выступе между восточным склоном горы и крупным распадком, располагалось городище IV -V века до н. э. (53.34315818, 50.11967611). Оно тоже входило в наш список, но в таком густом лесу разглядеть что-то не получилось.

10. Пещера Гнилая (она же Ледяная) (53.342354, 50.122354)

Ещё одна достопримечательность, которую мы в этот раз пропустили. Эта пещера находится почти ровно под смотровой площадкой, но когда мы спустились с горы, снова лезть на склон по другой тропинке уже не хотелось, тем более, что в этой пещере я уже не раз бывал. Но в свой рассказ я её всё же добавлю.

Ледяная пещера получила своё название из-за того, что даже в летнюю жару, когда в июле-августе неделями держится дневная температура под 40 градусов, на её стенках сохраняется иней и даже тонкая корка льда. А ведь при среднегодовой температуре +6 градусов лёд должен хоть когда-то таять! Самое правдоподобное объяснение этого феномена состоит в том, что под Белой горой сохранились остатки льда со времён последнего ледникового периода, который до сих пор не растаял, и холодный воздух от него поступает по расщелинам в Ледяную пещеру и карстовый колодец над ней.

В 2021 году я забрался внутрь пещеры и прополз по всем коридорам, куда смог протиснуться. Подтверждаю: льда и инея там много! Правда, дело было в апреле, так что это не вполне показательно. Нужно будет заглянуть туда в конце лета.

11. Каменное озеро (53.335924, 50.123333)

После тяжёлого спуска с Белой горы по сыпучему грунту нам захотелось немного сполоснуться и освежиться, благо почти вдоль всего склона тянется Каменное озеро - бывшая волжская протока длиной почти 3 км и шириной менее сотни метров. Так как в том месте, где мы вышли к берегу озера, были и другие люди, фотографировать я не стал, и сейчас снова воспользуюсь старыми снимками.

12. Гроты Белой горы (53.332811, 50.116818)

Гроты Белой горы (справа от тропинки за кустами)

Снизу гроты кажутся входами в большую пещеру, но на самом деле это просто небольшие углубления в почти отвесном склоне. И снова мы не стали карабкаться на гору, а просто прошли мимо - к этому моменту наш поход длился уже шесть часов с тремя привалами по 10-15 минут, питьевая вода закончилась, и мы хотели скорее добраться до велоприюта в Подгорах, чтобы попить и немного отдохнуть, прежде чем идти обратно в Гаврилову поляну. Но в будущем надо будет всё-таки дойти или доехать до этих гротов на велосипеде и снять их вблизи.

13. Мемориал погибшим заключённым (53.347464, 50.126152)

Последняя точка маршрута "Пути Реки", которую мы посетили в этот день, вновь возвращает нас к самым печальным страницам истории Гавриловой Поляны, когда здесь находился один из лагерей Нефтестройлага. Но самая ужасная трагедия здесь разыгралась сразу после его ликвидации зимой 1954-55 годов: заключённых просто выпустили из бараков без еды и тёплой одежды, бросив их на произвол судьбы. Большинство из них, измождённые голодом, холодом и болезнями, отправилось в ближайшее село, Подгоры, но преодолели пятикилометровую дорогу далеко не все. Люди просто падали без сил и умирали...

После местные жители похоронили умерших в неглубоких братских могилах вдоль дороги. Летом 1990 года на месте массового захоронения поставили крест, а в 2011 году участники волонтёрской акции "Белуха" изготовили памятник в виде кирпичной стены, опутанной колючей проволокой. В 2015 году здесь же были установлены надгробия с фамилиями генералов, расстрелянных 28 октября 1941 года у станции Барыш (сегодня это Ульяновская область), и других военных, казнённых в разные годы по ложным обвинениям и впоследствии реабилитированных.

Мой рассказ о нашем небольшом походе по окрестностям Гавриловой Поляны заканчивается на грустной ноте, но на самом деле этот день прошёл просто замечательно! Казалось бы, я уже много раз бывал во всех этих местах, ходил этими же путями, но не обращал внимания на какие-то детали и не задумывался об истории, которая здесь скрыта. Надеюсь, и мои читатели найдут в этой статье что-то новое для себя, ну а я продолжу вас знакомить с достопримечательностями "Пути Реки" на следующей неделе.