В КАЖДОМ из нас живет СПОРТСМЕН

Чем больше мы делаем выбор в пользу ответственности, тем большей силой обладаем. В каждом из нас живет спортсмен. И все мы рождены, чтобы соревноваться, тем или иным способом стремиться к совершенству.

Золотая медаль считается наивысшей наградой за дисциплинированность, упорство, мощь, силу, ловкость, скорость, азарт, терпение, меткость и мастерство.

Выбирая себе путь наставника, тренера подопечных в своем особенном виде спорта, следуя по нему в стремлении понять, как вести к соревновательному превосходству, ежедневно сталкиваешься с проверкой на прочность. Ведь на каждом стОящем пути есть спуски и падения.

Чем больше мы делаем выбор в пользу ответственности, тем большей силой обладаем. В каждом из нас живет спортсмен. И все мы рождены, чтобы соревноваться, тем или иным способом стремиться к совершенству.

Каждый из вступающих во взаимодействие «содействует развитию другого», поэтому тренерам и их спортсменам раскрыть свой потенциал по максимуму возможно только путем сопонимания, соосмысления, сопереживания и приобщения к совместной деятельности, создающей подлинные и гармонические отношения человека к миру, другим людям и самому себе. Природные дарования дополняются складом ума и трудолюбием. К тому же для получения удовольствия и достижения успеха в спорте умение общаться иногда оказывается не менее важным, чем физические показатели. Оно помогает понимать и других, и себя, правильно выражать мысли и слышать собеседника, выстраивать приятные и взаимовыгодные отношения.

Представьте картину, приближающийся к группе поддержки после награждения маленький спортсмен выговаривал родителю: «Мне надоело получать эти 2-ые места, медалей так много за второе место, третье, а за 1 - ничего, никогда, бесит… на, держи!». Обесценил работу всей команды, свою, своей группы поддержки, тренера и многих др. Эгоизм, перфекционизм или неправильная установка?

Беспрестанно совершенствуя свой образ мыслей, без негативного настроя, продолжать движение вперед, стремиться к постижению мастерства и тогда… получая заветный кубок, награду, медаль, титул, разряд, ты или твой подопечный празднует действительно завоеванную (у самого себя в том числе) победу!

Как работает тренер? Не всегда бывает мягко и пушисто, скорее наоборот. Но есть ли предел накаляющимся страстям в процессе? Иллюстрирую: в зал родителей не допускают. Все кучкуются в летний жаркий вечер под окошечком, которое, естественно, открыто. Жарко же! Еще как жарко! Летят выкрики из окна, в уши прямо к мамам. Одна не выдерживает, и в предистерическом колыхании проговаривает во всеуслышание: «Ну что это, по-другому совсем нельзя что ли?!! Зачем все время орать на них. Невозможно уже…», и удаляется, не услышав ответа на свой риторический вопрос. «А с моей (моим) так и надо! Пусть знают, что спорт – это тебе не пряники жевать», - повисшую тишину оборвал твердый довольный голос из середины стоящих.

Весь матч тренер был непреклонен, активен чрезвычайно, выкрикивал, называл воспитанников кем-угодно, лишь бы делали все, что задумано. Проигрывали…. Счет: 4-7. 10 минут до конца периода. Сдался, больше не было слышно его мощного баса. Да и надо сказать, что шептаний на ухо, рисунков и схем, ценных указаний на скамейке также не было… В финал не вышли. Опускаем руки, гневливо даем знать каждому, в чем он виноват, распускаем команду? Как бы не так!

Преодоление препятствий предполагает наличие трех важных шагов. Первый – это особенности восприятия нами конкретных проблем, понимание нашего отношения и подхода к ним. Второй шаг – это волевые действия, позволяющие нам пережить трудности и поражения. Третий – это наличие энергии и творческого подхода для активного разрушения барьеров и превращения их в ресурсы и потенциал.

Чем больше мы делаем выбор в пользу ответственности, тем большей силой обладаем. В каждом из нас живет спортсмен. И все мы рождены, чтобы соревноваться, тем или иным способом стремиться к совершенству.-2

Ищем слова, подбираем мотивирующие, вдохновляющие истории для раздевалки из серии «Без поражений не бывает побед!». А ответ, не заходя в раздевалку: «Нечего им говорить, они ж и так все понимают» - явно непедагогичен. Особенно, если им 7-8 лет. И тем более, если им 16 лет.

«Как же я могу ему сказать, что у меня болит нога/рука/живот? Это все равно, что сказать чужому человеку на улице... ему же все равно» - это было искреннее недоумение ребенка- спортсмена 11 лет, высказанное о своем (!) главном, не подменном тренере.

Как понять, что они тебе доверяют? И что же делать, если видишь, что нет. Как совместить жесткий стиль в погоне за спортивными результатами и сохранение и преумножение доверительного воспитательного воздействия в целях становления целостной личности у подрастающих спортсменов? Отношения с окружающими могут как облегчить, так и осложнить преодоление препятствий и изменение ситуации поражения на общий выигрыш.

Так каким же образом различить где правильное, а где оправданное поведение? Психологический подтекст налицо.

Было бы проще и быстрее отправить(ся) к спортивному психологу в детско-юношеской спортивной школе. Можно почитать какую-то литературу, много, скорее всего с глубоким погружением. А если нет ставки спортивный психолог, или времени на перелопачивание библиотечных научных залежей, да и позиция руководства: ты – тренер, ты и воспитатель, и психолог, и нянька, и допуск на соревнование оформи - всё в одном лице! Ничего не остается как «прокачивать» свои ЗУН (знания, умения и навыки) доступным и интересным способом, например, участвуя в целенаправленно организованных мероприятиях для детских спортивных тренеров, таких как семинары, мастер-классы, инфо-встречи по психологической подготовке, педагогической психологии, воспитанию и психологии достижения успеха в спортивной деятельности.

Предлагаем начинающих и опытным тренерам записаться на психологический тренинг-интенсив.

Здесь вы можете получить ответы на свои вопросы и найти выход из затруднений:

- пошаговый план для достижения целей;

- задействуем талант педагога, действуем умело и собранно;

- ищем вдохновение, создаем успех

- совладаем с естественными реакциями на достижения других, показывающих невероятные результаты

- преодолеваем сопротивление

- выясняем , при помощи каких составляющих можно добиться слаженной командной работы.

Вольхина Ксения Андреевна,

спортивный психолог, практический психолог-консультант

Заявку на участие в тренинге вы можете отправить на tehuniversitet@gmail.com.