12,7K подписчиков

История появления небесного «стиляги» Ту-134: «хотели премию, вот и придумали название»

33K прочитали
Сегодня трудно себе представить, что каких–то 70 лет назад весь мир летал на совершенно других ― поршневых самолетах.

Сегодня трудно себе представить, что каких–то 70 лет назад весь мир летал на совершенно других ― поршневых самолетах. До появления привычных и понятных «Боингов» и «Айрбасов», «Суперджамбо» и «Дримлайнеров» оставались долгие годы. Это была другая эпоха.

Вот и в СССР к началу 1960-х годов основу парка ближнемагистральных самолетов составляли поршневые ЛИ-2, Ил-12, Ан-14, Ан-2, Як-12, Як-18 и, конечно же, флагман Ил-14, бравший на борт до 36 пассажиров.

Фото: Ил-14
Фото: Ил-14

К тому моменту уже появился гражданский вариант бомбардировщика Т-16 ― реактивный Ту-104, но его использовали в основном на международных маршрутах, так как он был слишком большой для внутренних аэродромов.

Сегодня трудно себе представить, что каких–то 70 лет назад весь мир летал на совершенно других ― поршневых самолетах.-3

В СССР ждали появления нового регионального самолета меньшей вместимости ― от 40 человек, с дальностью до 2 000 км, крейсерской скоростью 800—900 км в час. Да еще чтобы он мог свободно работать на коротких, в том числе грунтовых взлетно-посадочных полосах. Собственно, так и появился Ту-124 ― уменьшенный вариант Ту-104, рассчитанный на 56 пассажиров.

Фото: SE 210 Caravelle
Фото: SE 210 Caravelle

А во Франции в это же время уже летал совершенно новый SE 210 Caravelle. Самое необычное у него ― двигатели, расположенные в хвостовой части. Одно из преимуществ такой конструкции проверил на себе и оценил генсек КПСС Никита Хрущев.

Во время визита во Францию в 1960 году Хрущева прокатили на «Каравелле». Он был потрясен тишиной внутри, особенно по сравнению с Ту-104, на котором и прибыла в Париж вся советская делегация.

Сразу по возвращении домой, 1 августа 1960 года, ОКБ Туполева получило официальную директиву о создании Ту-124А с аналогичным расположением двигателей и уровнем комфорта.

Надо сказать, что идею французской Sud Aviation Caravelle с двигателями не под крыльями, а на пилонах в задней части фюзеляжа, быстро скопировали производители по всему миру.

Фото: Ту-124
Фото: Ту-124

Итак, базой для новой машины повышенной комфортности в Союзе стал Ту-124, который в это время как раз поступил в серийное производство. На проектирование самолета ушло три года. Опытный образец собрали в начале 1963-го, и уже 29 июля состоялся его первый полет. Начались заводские испытания будущего Ту-134.

Быстро выяснилось, что расположение двигателей в хвостовой части критически изменило центр тяжести по отношению к центру подъемной силы, создаваемой крыльями. Из-за этого возникла необходимость в более массивном хвосте, что еще больше увеличило вес и усложнило конструкцию хвостового оперения.

Фото: BAC One Eleven
Фото: BAC One Eleven

В это же самое время компания British Aircraft Corporation строила в Великобритании заднемоторный BAC One Eleven. 22 октября 1963 года во время испытаний BAC 1-11 на устойчивость к сваливанию ресурсов хвоста «не хватило» и самолет разбился, в результате чего погибли все семь человек, находившихся на борту.

Туполев сделал выводы и увеличил размер хвостового оперения своего Ту-124А на 30 процентов. Это в свою очередь потянуло за собой необходимость в новой силовой установке. Так появился двигатель Д-30 от ОКБ Соловьева со взлетной тягой 6 800 кг.

Стиляга, Свисток, Ржавая торпеда, Т3, Красавчик, Рогатый, Малая Тушка

В НАТО его прозвали Crusty — «Хрустящий»

Фото: Ту-134
Фото: Ту-134

В ноябре 1963 года самолету, наконец, дали собственное имя ― Ту-134. Причем идею подали сами конструкторы. Они очень рассчитывали на премию по итогам года, и надо было вписать в официальные бумаги новое наименование. Первое время использовали двойное название ― Ту-124А/Ту-134. А затем все само собой упростилось до Ту-134.

Ту-134 стал первым советским самолетом, получившим международную сертификацию

Поскольку «Аэрофлоту» нужен был самолет большего размера, чем изначально планировали туполевцы, в конструкцию пришлось внести изменения. И уже 20 ноября 1963 года они представили миру настоящий Ту-134.

В 1967 году Ту-134 получил сертификат ИКАО ― Международной организации гражданской авиации и стал первым советским самолетом, допущенным к полетам за рубежом.

Предполагалось установить в салоне 56 кресел или 50 в компоновке с «бизнес-классом». Однако для внутренних рейсов решили обойтись без «излишеств», за счет чего число мест удалось довести до 72.

Первые модификации

Сегодня трудно себе представить, что каких–то 70 лет назад весь мир летал на совершенно других ― поршневых самолетах.-8

Интересно, что на первых выпущенных Ту-134 с двигателями Д-30-Iотсутствовал реверс, из-за чего пробег после посадки был очень велик. В качестве дополнительного тормоза были предусмотрены тормозные парашюты, но их применяли очень редко ― на коротких ВПП, при плохих погодных условиях и пониженном коэффициенте сцепления.

Практически всегда для торможения хватало подфюзеляжного щитка, доставшегося в наследство от Ту-124.

А еще первые модификации легко было отличить по стеклянной носовой кабине ― там располагалось место штурмана. Позже отказались и от штурмана, и от стеклянного носа.

Необычным был и салон ранних версий Ту-134. Нескольких первых пассажирских кресел были расположены спиной вперед ― как в вагоне поезда, со столиком между двумя рядами, обращенными друг к другу.

В сентябре 1967 года Ту-134 совершает свой первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва – Адлер.

В 1968 году несколько экземпляров Ту-134 было продано в ГДР ― авиакомпании Interflug, в Польшу ― польской LOT Polish Airlines и в Венгрию ― Malév Hungarian Airlines.

Фото: Ту-134 на салоне в Ле-Бурже
Фото: Ту-134 на салоне в Ле-Бурже

Весной 1969 года Ту-134 привезли на авиасалон в Ле-Бурже.

В 1970 году появилась усовершенствованная модель Ту-134А. Фюзеляж удлинили на два метра с 35 до 37,1. Двигатели заменили на Д-30 II с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги, благодаря чему тормозной парашют ушел в историю, а в хвостовой части фюзеляжа вместо него добавили вспомогательную силовую установку.

Фото: Ту-134А
Фото: Ту-134А

Число мест увеличилось с 72 до 76. На «экспортных» экземплярах отказались от штурмана. Дальность полета Ту-134А с пассажирами и багажом составляла вполне приемлемые 2 100 км.

Ту-134 становится самым популярным на внутренних маршрутах

Начиная с 1972 года «Аэрофлот» начал все шире использовать Ту-134 на внутренних маршрутах из московского Шереметьево. В расписание включили регулярку в Баку, Ереван, Киев, Кишинев, Краснодар, Ленинград, Омск и тот же Адлер.

Фото: салон Ту-134
Фото: салон Ту-134

Надо сказать, что быстрому внедрению Ту-134 внутри страны поспособствовала катастрофа Ан-10, случившаяся 18 мая 1972 года под Харьковом. Тогда погибло 122 человека, и полеты этого типа были прекращены.

В следующем году государственная комиссия выявит неисправимые ошибки в конструкции Ан-10, и от его эксплуатации откажутся навсегда. В СССР стартует массовая кампания по срочному переоборудованию аэропортов под обслуживание Ту-134.

Фото: Ил-62
Фото: Ил-62
Между тем, эксплуатация Ту-154 и дальнемагистрального Ил-62 уже началась

В 1980 году появился осовремененный Ту-134Б. Конструкторам удалось снизить массу корпуса, самолету добавили большие задние аварийные выходы, изменили компоновку салона и грузового отсека. В результате пассажировместимость увеличилась до 80 мест, а кресло штурмана в кабине упразднили окончательно.

Самолет Ту-134 был очень шумным самолетом

Фото: Ту-134А-3
Фото: Ту-134А-3

С самого начала Ту-134 приобрел репутацию надежного и комфортного самолета в отличие от всей предыдущей советской авиатехники. Долгое время он успешно эксплуатировался более чем в 40 странах. При этом 134-й был очень шумным, и когда в 2002 году вступили в силу более строгие «шумовые правила» Евросоюза, Европа для него закрылась.

Фото: Ту-134 в Сирии
Фото: Ту-134 в Сирии

Всего за 23 года, с 1966 по 1989-й, было произведено 854 экземпляра Ту-134 ― в истории СССР он уступает только Як-40 и Ту-154.

В 2006 году в воздухе все еще летало 245 Ту-134, 162 из них ― в России.

Конец эпохи Ту-134

Фото: Ту-134 «ЮТэйр»
Фото: Ту-134 «ЮТэйр»

После авиакатастрофы со смертельным исходом, произошедшей в марте 2007 года с самолетом Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр», «Аэрофлот» объявил о прекращении полетов этого типа. Лайнер упал на землю и развалился на куски при заходе на посадку в самарском аэропорту Курумоч в густом тумане. Погибло 6 из 57 человек, находившихся на борту. Вина экипажа была доказана, командира Олега Зубкова и второго пилота Андрея Лопанова признали виновными и приговорили соответственно к 6 и 2 годам лишения свободы условно.

Последний Ту-134 нацперевозчика отправили на пенсию в январе 2008 года. На внутренних маршрутах, тем не менее, они продолжали летать еще долго. Например, под флагами дочек «Аэрофлота «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Дон». Часть техники продали, часть списали и утилизировали.

Сегодня трудно себе представить, что каких–то 70 лет назад весь мир летал на совершенно других ― поршневых самолетах.-16

20 июня 2011 года рейс 9605 авиакомпании «РусЭйр» потерпел крушение при попытке приземлиться в аэропорту Петрозаводска, и снова в условиях густого тумана. Из 52 пассажиров и членов экипажа выжили только пятеро.

В связи с этой авиакатастрофой 23 июня 2011 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев распорядился вывести все пассажирские Ту-134 из эксплуатации. Возраст самых молодых из них стремительно приближался к четверти века, они устарели и морально и физически. 20 мая 2019 года отправился в музей истории авиации последний Ту-134, совершивший перелет из якутского Мирного в Иркутск.

Сегодня трудно себе представить, что каких–то 70 лет назад весь мир летал на совершенно других ― поршневых самолетах.-17

Несколько Ту-134 были переоборудованы в VIP-варианты и бизнес-джеты.

Дольше всех в мире Ту-134 продержался в парке северокорейской Air Koryo.

В России Ту-134 сейчас летают только под флагом Министерства обороны, говорят, что «живы» несколько десятков.

По меньшей мере, один Ту-134АК содержит Минобороны Республики Беларусь.

Сегодня трудно себе представить, что каких–то 70 лет назад весь мир летал на совершенно других ― поршневых самолетах.-18