Вопреки названию статьи, сказки на сегодня отменяются. Будем детально рассматривать полотно Виктора Михайловича Васнецова "Баба Яга". Оно числится в собрании Третьяковской галереи, но экспонируется в его филиале, в доме-музее Васнецова. Были там? Вот и мы так пока и не добрались...
Бабу Ягу изучали на восхитительной выставке Васнецовых - двух братьев (Виктора и Аполлинария) и Андрея - внука Виктора.
Итак, Ягуша в ступе с добычей.
Васнецов. "Баба Яга". История Создания
"Баба Яга" - это часть фольклорного цикла на тему русского устного народного творчества. Он состоял из семи произведений и назывался "Поэма семи сказок". Задумка цикла родилась ещё в конце XIX века, но публика увидела некоторые сюжеты только к 1917-му году. А "Ковёр-самолёт", "Кощей Бессмертный" и "Сивка Бурка" появились и вовсе при новой власти.
"Баба Яга", пожалуй, самая многострадальная из всех сказочных картин. Больше 20 лет мастер вынашивал замысел картины. Завершил её в год октябрьского переворота. Но впервые публика увидела полотно только на посмертной выставке, в 1927 году. Напомню, что Васнецов почил в Бозе в 1926-м на 78-м году жизни.
Баба Яга. Сюжет
За основу полотна Васнецов взял эпизод из сказки "Ивашко и ведьма". В сказке родители отпускали Ивашку ловить рыбу на челне. Мать подзывала его назад присказкой:
Ивашечко, Ивашечко, мой сыночек!
Приплынь, приплынь на бережочек;
Я тебе есть и пить принесла.
Ведьма услышала песенку, приказала кузнецу перековать свой грубый голос в тонкий голосок, приманила Ивашку, утащила и хотела его съесть. Но Ивашка перехитрил Ягу и вернулся к отчий дом.
Виктор Михайлович Васнецов задумал показать полёт Яги с Ивашкой в ступе в густом лесу. Причём, мастеру хотелось показать, что ведьма обманом заманила мальчонку. Изменение голоса художественными средствами не покажешь.... Что делать? Написать превращение из одной ипостаси в другую! А способ превращения можно и изменить!
Поэтому, Васнецов допустил неточность в изображении эпизода сказки. Он переодел свою Бабу Ягу! Карга ведь подделывала голос Ивашкиной матери. И Виктор Михайлович одел старуху в яркий красный женский сарафан и красивый головной убор. Это наряд молодой замужней женщины.
А теперь посмотрим на то, как художник выразил эмоции - злорадная, торжествующая мина старой карги и панический парализующий ужас на лице Ивашки.
Лес уже погружается в ночную дрёму и сцену полёта над болотом освещает багряный месяц.
Впереди ступы летит сорока. Она то ли указывает Яге путь, а то ли предупреждает лесных жителей об опасности.
Из топкого болота вылезли ядовитые змеи и тянут вверх свои жала.
Крылатым шлейфом ступы взметнулся ушастый филин. Его вспугнул сорочий клёкот, шипение змей и свист ступы. Да уже и ночь спустилась на лес, настал его час охоты.
Вся картина вызывает тревожное чувство. Сумеречный лес, ярким пятном, словно пожарище алеет развивающаяся юбка Яги, в углу белеет остов съеденной лошади, иссиня чёрные змеи, нехотя показывающийся месяц...
Исследователи творчества Васнецова склонны видеть в этой сказочной истории поднимающийся пожар революции, трагедию Первой Мировой войны, противостояние добра и зла, где зло побеждает и торжествует.
После смерти Васнецова полотно хранилось в его доме. В 1953 году в нём открылся музей художника. Но за два года до официального открытия экспозиции, родные Виктора Михайловича преподнесли "Бабу Ягу" в дар Третьяковской галерее. Она и сейчас является достоянием дома-музея Виктора Михайловича в переулке, названном его именем.
Больше работ Виктора и Аполлинария Васнецовых показываю в телеграмм-КАНАЛе 1147.
О выставке "Связь поколений" подробнее написала на сайте.