1,8K подписчиков

История семьи (40): устанавливаем семью невесты по архивным документам и находим ... пра-5-бабушку

154 прочитали
Мы вновь обращаемся к наиболее сложным вопросам документального установления родословной - поиску сведений о женской линии рода.
Мы вновь обращаемся к наиболее сложным вопросам документального установления родословной - поиску сведений о женской линии рода.-2

Мы вновь обращаемся к наиболее сложным вопросам документального установления родословной - поиску сведений о женской линии рода. Сегодня рассмотрим еще более сложную задачу, которая постоянно сопровождает поиск родных. По исповедным ведомостям и ревизским сказкам мы можем установить весь состав семьи, возраст, место жительства. Но откуда происходит невеста, пришедшая в семью, будущая мать, первый воспитатель, как правило, многочисленных детей и хранительница семейного очага, как складывается ее замужняя жизнь, отношения в семье, как установить ее родителей, братьев и сестер мы, зачастую, не знаем. Формируя родословную, мы не ограничиваемся лишь мужской линией и ищем родственников по браку, стараемся документально установить их имена, род занятий, место проживания. Не всегда это получается в связи с утратой нужных документов из-за многочисленных исторических перипетий, но у нас уже сложилась определенная система поиска и мы решили поделиться ею с нашими читателями. Итак, как это сделать и с чего начать?

1. Разгадываем загадки и устанавливаем фамилию девушек, пришедших в семью

1.1. Семья нашего пра-пра-прадеда Матвея Николаевича Тихомирова (1779 – после 1827 гг.) - из какой семьи его жена Ирина Петровна и наша пра-пра-прабабушка?

С помощью нейросети мы установили, что Матвей Николаевич (1779 – после 1827 гг.) служил священником в селе Введенском Клинского уезда в церкви Спаса Нерукотворного, был Благочинным целого округа. Для установления состава всей семьи пра-пра-прадеда мы изучили все записи метрических книг этой церкви за период его службы священником здесь и обнаружили метрическую запись в части III "Об умерших" за 1817 год:

  ГБУ "ЦГА Москвы" Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1139 С. 57. 1817 г. Метрические книги.
ГБУ "ЦГА Москвы" Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1139 С. 57. 1817 г. Метрические книги.
Запись в Метрической книге от 9 сентября 1817 года:
"9 сентября. Умре во христианской должности села Введенского священника Матвея Николаева его жена Ирина Петрова, коей от роду было 37 лет."

Из этой записи мы узнали имя жены Матвея Николаевича, ее возраст, но из какой семьи она пришла в нашу семью, в каком селе родилась и жила, кто ее родители, были ли у нее братья, сестры, мы не знаем, поэтому ищем дальше, изучая другие документы, ищем записи, имеющие отношение к другим родственникам, выстраиваем предположения, надеясь найти в них ниточку, за которую можно ухватиться, чтобы выстроить дальнейший поиск. Среди многих документов, обращаемся к записям в Ревизских сказках за 1811 год, находим раздел Клинского уезда Московской губернии и открываем страницу села Поджигородово, где служил отец Матвея Николай Васильевич (1749-1831 гг.), читаем:

ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 203 Опись 746 Ед.хр. 544 стр. 199.1811 г. Ревизские сказки
ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 203 Опись 746 Ед.хр. 544 стр. 199.1811 г. Ревизские сказки
"Матвей - 15 (по ревизии 1795 г.) - обучается в московской академии. Выбыл Клинской округи в село Спасское, что на Нудоли в дьяконы в 1801 году".

1.2. Продолжаем поиски в архивных документах села Спасское Клинского уезда

Если в 1801 году Матвей Николаевич служил дьяконом в церкви Преображенской села Спасское на реке Нудоли Клинского уезда Московской губернии, а в 1803 году у него уже родился сын Александр, то, возможно, Матвей Николаевич и женился в этом селе?! Но в метрических книгах за 1800, 1801, 1802 годы ни в селе Поджигородово (где жили его родители), ни в селе Спасское на Нудоли бракосочетания Матвея и Ирины Петровны не фиксировалось. Продолжаем искать и находим Исповедные ведомости церкви Преображенской села Спасского за те же годы. Читаем запись об исповеди за 1804 год и находим упоминание о матери Ирины Петровны - жены Матвея Николаевича:

ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №782, стр.  1 января 1804 — 31 декабря 1804 Исповедные ведомости Московская губерния Клинский уезд Церкви города Клина и Клинской округи.
ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №782, стр. 1 января 1804 — 31 декабря 1804 Исповедные ведомости Московская губерния Клинский уезд Церкви города Клина и Клинской округи.

Здесь мы находим важную запись о семье Матвея Николаева (1779 г.р.), его жене Ирине Петровой (1779 г.р.), сыне Александре (1803 г.р.), а кроме этого видим запись:

вдовствующая диаконица Мария Поликарпова (1760 г.р.).

Поскольку запись о вдовах священников делали в разделе той семьи, в которой они жили и вместе ходили на исповедь, предполагаем, что Мария Поликарпова
это мама Ирины Петровны, живущая в семье Матвея Николаевича, а отец ее к 1804 году уже умер. Кроме того, названы
дети вдовствующей дьяконицы Марии Поликарповны, также живущие с ними - Николай (1789 - ?гг.), Доримедонт (1794 - ? гг.) – оба обучались в Академии, Евгений (1798 - ?гг.) и Екатерина 1792-?гг.) - это братья и сестра Ирины Петровны. Теперь становится яснее и состав семьи и отношения между родными - Матвей, приехавший служить в церковь села Спасское на Нудоле, был принят в семью его жены, наследовал место службы умершего отца жены и его дом, в котором проживала вся большая семья.

Но вся ли семья указана в исповедной ведомости 1804 года, как найти больше сведений об отце Ирины Петровны, и их фамилию? Ищем дальше.

В 1811 году была проведена Ревизия "священноцерковнослужителей и их детей мужского пола церквей Московской губернии Московской епархии за 1811 г.". В преамбуле документа указано, что в ходе этой Ревизии переписи подлежало только мужское священническое население, эти Ревизские сказки наиболее полно рассказывают нам о мужской половине священнических семей, даже о тех, которые давно умерли:

ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 203 Опись 746 Ед.хр. 544 стр. 199. 1811 г. Ревизские сказки священноцерковнослужителей и их семейств церквей Московской губернии Московской епархии за 1811 г.
ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 203 Опись 746 Ед.хр. 544 стр. 199. 1811 г. Ревизские сказки священноцерковнослужителей и их семейств церквей Московской губернии Московской епархии за 1811 г.

1.3. Суворовские и Смирновы - родственники Ирины Петровны

В ревизии 1811 года в церкви Преображенской села Спасское на реке Нудоли Клинского уезда Московской губернии Сказано:

Священник Николай Поликарпов, сын Суворовский (1777 - 1800 гг.), сын Николая – Апполон (1794 - ? гг.) – обучался в 1811 году в Московской академии.
Дьякон Петр Сергеев Смирнов (1748 – 1802 гг.). Петровы дети Николай (1789 - ?гг.), Доримедонт (1794 - ? гг.) – оба обучались в Академии.

Так нами была найдена запись об отце Ирины Петровны - это Петр Сергеев Смирнов, получается, что она происходит из семьи Смирновых. Ее маленького брата Евгения не записали, возможно, он умер, так как его бы записали в эту ревизию. После 1804 года Марию Поликарповну Смирнову, маму Ирины мы больше не встречаем. Священник Николай Поликарпов, сын Суворовский, возможно, ее брат, судя по редкому отчеству и месту жительства, видимо, Петр Сергеевич Смирнов женился на Марии Поликарповне Суворовской, которая проживала со своими родителями в этом же селе Спасское на Нудоле.

В поисках подтверждения своих предположений об отце Ирины Петровны и поисках ее сестер ищем более ранний документ, в котором будет отец и дочь записаны вместе. И находим запись в Исповедальной ведомости церкви Преображения Господня села Спасское на Нудоле за 1788 год! Обратите внимание на уникальный почерк священника! Вот эта запись:

ГБУ "ЦГА Москвы" фонд №203, опись №747, дело №578. С. 357. 1788 г. Исповедные ведомости.
ГБУ "ЦГА Москвы" фонд №203, опись №747, дело №578. С. 357. 1788 г. Исповедные ведомости.
Дьякон Петр Сергеев (1748 – 1802 гг.); жена его Мария Поликарпова (1760 – после 1804 гг.); дети их: Ирина (1779 г.р.), Пелагея (1783 – гг.), Евдокия (1787 – гг.)

Итого, вот вся семья нашей пра-пра-прабабушки Ирины Петровны:

Смирновы. Отец Ирины Петровны - Петр Сергеев Смирнов, дьякон села Спасское на реке Нудоли, церкви Преображенская (1748 – 1802 гг.) - наш пра-пра-пра-прадедушка!!!
Братья Ирины Петровны Александр (1788-1789 гг.), Николай (1789 - ?гг.), Доримедонт (1794 - ? гг.) – оба обучались в Академии, брат Евгений (1798 - ?гг.) и сестры Пелагея (1783 – гг.), Евдокия (1787 – гг.), Екатерина 1792-?гг.)
Брат отца Ирины Петровны - священник Василий Сергеев (1729 – 1789 гг.), его жена Дарья Васильевна (1730- после 1795 гг.),
Мать братьев Смирновых ( отца и дяди Ирины Петровны), которая проживала в семье старшего сына, и бабушка Ирины Петровны - поповья Матрена Авдеевна (1707 – 1793 гг.) - наша пра-5-бабушка!!!! Это настоящее открытие! Ее мужа звали Сергей, а отца - Авдей - наш пра-6-дедушка! Но это уже XVII век!
Суворовские (из села Суворово Волоколамского уезда) - мама самой Ирины Петровны - Мария Поликарпова Смирнова, урожденная Суворовская (1760 – после 1804 гг.). Родственники Марии Поликарповны: брат Марии - священник той же церкви Николай Поликарпов, сын Суворовский (1777 - 1800 гг.), сын Николая Поликарповича – Апполон Николаевич Суворовский – обучался в 1811 году в Московской академии (1794 - ? гг.).
Просто фантастика - найти и прочитать документ 1788 года, установить кровную связь семьи, подтвердить ее подлинным архивным документом, которому 250 лет!!! Это, конечно, дорогого стоит!

Наш пра-пра-прадедушка Матвей Николаевич Тихомиров в 1811 году закончил обучение в московской духовной академии, где учился вместе с двоюродным братом Ирины Петровны Аполлоном Николаевичем Суворовским. После обучения в академии Матвей Николаевич получил приход в селе Введенском Клинского уезда, куда после отставки в 1814 году переехал его отец Николай Васильевич вместе с супругой - мамой Матвея Евдокией Федоровной. После смерти младшего сына Ивана (1815 -1816 гг.) и смерти жены Ирины Петровны (1779-1817 гг.) Матвей Николаевич Тихомиров служил в селе Введенском Клинского уезда в церкви Спаса Нерукотворного, был Благочинным округа, положил много сил на строительство новой каменной церкви в селе. В статье «Церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское» сказано:

«Каменная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя была построена тщанием священника Матфея Тихомирова и церковного старосты Варлама Иванова с прихожанами»[1].

Когда единственный сын Матвея Николаевича Александр Матвеевич Флоренский подрос, закончил духовную семинарию, то отец передал ему приход. Сам же Матвей Николаевич Тихомиров 10 апреля 1827 г. выбыл в братство в Троице-Сергиеву лавру, вслед за своим старшим братом Петром Николаевичем Тихомировым. Уходя в лавру он оставил на своего единственного сына дом и заботу о своем престарелом отце Николае Васильевиче и его старшей сестре Анне. Евдокия Федоровна, мама Матвея Николаевича, умерла в 1824 году в доме своего сына Матвея [2].

Найти сведения о семье жены Александра Матвеевича, сына Матвея Николаевича, было еще сложнее, поиск потребовал много времени для изучения тысяч рукописных страниц еще более широкого круга документов! Но и эту проблему мы решили, осуществив более расширенный и еще более увлекательный поиск! И об этом расскажем в следующей публикации!

Вывод:

Это был по настоящему длительный и многотрудный поиск.
Но установить и подтвердить архивными документами кровную связь с предками, жившими во второй половине XVIII дорогого стоит!
Да, это не просто, но начав, трудно остановиться, поиск своих корней затягивает, делает прошлое более осмысленным. Страна наша не только место, где мы живем, но и время, которое, через судьбы родных, становится мощной осязаемой силой!
Получается у нас - получится и у вас!

Источники:

  1. Церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское. http://klin-troicksobor.cerkov.ru/cerkov-spasa-nerukotvornogo-obraza-s-vvedenskoe/
  2. ГБУ "ЦГА Москвы" фонд №203, опись №747, дело №578. С. 357. 1788 г. Исповедные ведомости.

Еще 39статей канала по составлению семейного древа в подборке:

Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com/
Блог на сайте "Как составить родовое древо"

Мы вновь обращаемся к наиболее сложным вопросам документального установления родословной - поиску сведений о женской линии рода.-8