Путешествие киномана. Выпуск №19. М/ф "Пропавшая грамота" (1945). Текстовая версия.

Год выпуска: 1945.
Длительность: 43 минуты.
Режиссёр: сёстры Брумберг, Ламис Бредис.
Сценарий: Зиновий Калик, сёстры Брумберг, Николай Гоголь (повесть).
Студия: Союзмультфильм.
Кинопоиск: 7,4 (2 583).

1945 год в истории:

  • 9 мая — окончание Великой Отечественной войны.
  • 6 августа — первое практическое применение ядерного оружия при бомбардировке Хиросимы.
  • 24 декабря — день рождения Лемми — британский рок-музыкант, основатель, бас-гитарист и вокалист группы Motörhead.
  • Написан джазовый стандарт «Опавшие листья».
  • 12 декабря — президент США Гарри Трумэн заявил, что «победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром».

М/ф "Пропавшая грамота" — первый полнометражный фильм студии «Союзмультфильм».

Стадия I. Обыденный мир. Закадровый текст о красотах Малороссии, о её потрясающем вайбе.

Стадия II. Зов к странствиям. Казак (наш главный герой) получает квест от гетмана: доставить царице письмо в Питер.

Стадия III. Отвержение зова. Отсутствует. Казак без лишних раздумий соглашается. Решительный герой.

Решительный.
Решительный.

Стадия IV. Встреча с наставником. Да, встреча, но с наставником ли? Запорожец скорее проводник, нежели наставник. Максимум, что получает от него наш герой – настрой на мистический лад. Запорожец, с его слов, продал душу Сатане и сегодня подошел срок выплаты. Иначе, Запорожец имеет отношение к потустороннему миру.

Стадия V. Преодоление первого порога. У Казака начинаются видения нечистой силы. Появляется чертёнок и забирает у Казака шапку с письмом, плюс угоняет его коня. Начинается особый мир.

Стадия VI. Испытания, союзники, враги. Погоня за чертёнком по пересечённой местности. Бестиарий магических существ. Смекалкой и весёлым словом Казак проходит все испытания.

Стадия VII. Приближение к сокрытой пещере. Эпизод у костра. Цыгане-привратники требуют плату за проход дальше (либо за дополнительную информацию). Казак признаётся, что ему не очень приятно общаться с этими персонажами, но нужно. Переступает через свое эго. Растёт над собой и платит деньги.

Стадия VIII. Главное испытание. Особый мир в особом мире – преисподняя с чертями и прочей нечистью. Игра в дурака – главное испытание. На кону душа Казака. Наш герой на третей игре додумывается перекрестить колоду. После этого выигрывает.

Выиграл!
Выиграл!

Стадия IX. Награда. Получает свою шапку обратно. Ведьма проваливается сквозь землю (похоже, к самому сатане на ковёр). Казак требует своего коня, пока удача на его стороне. Вместо этого получает адского мерина.

Стадия X. Обратный путь. Чудовищная скачка на обратном пути. Казак решает перекрестить коня и разрушает чары, дающие силы адскому мерину – конь превращается в груду костей.

Стадия XI. Возрождение. Казак просыпается. Живой! Это был сон! Письмо при нём, конь при нём. Запорожец хочет продолжать пьянку, но казак, помня свой сон, готов немедленно отправиться в путь.

Стадия XII. Возвращение с эликсиром. Трезвый и выспавшийся Казак успешно доезжает до Питера и доставляет письмо царице. В Питере наблюдает настоящие чудеса.

Питер! Питер! Питер!
Питер! Питер! Питер!

Выводы, вопросы, ассоциации.

  • Наставником в каком-то смысле можно считать чувство юмора у Казака. В сложные моменты истории оно дает ему силы и опору.
Шутка по любому поводу.
Шутка по любому поводу.
  • Танцы. Много, очень много, но можно понимать как погружение в особой малороссийский быт. Я бы без зазрения совести убрал бы все танцы и оставил бы одну мощную мистику. Но это была бы уже короткометражка. Плюс танцы – неплохой энтомологический материал.
  • Мораль – не бухай на ответственном задании, иначе твоя душа попадёт в руки сатаны (врага). Актуально и для сегодняшнего дня.
  • Дисней в 1945-м году выпускает полнометражку "Три кабальеро". И это была уже седьмая полнометражная лента у Диснея.
Три кабальеро (The Three Caballeros, 1944).
Три кабальеро (The Three Caballeros, 1944).
  • Горит свет на хуторе. Почему герои не зашли в гости? Почему остались во дворе? Было тепло? Почему хозяин не вышел встретить гостей?
  • Хотелось, чтобы Казак после испытаний, пусть даже во сне, каким-либо образом изменился визуально. Например, магический блеск в глазах, либо тигриный хвост, либо какой-то артефакт из особого мира добавился в облик героя.
  • Архетипы: Казак – решительный герой; Запорожец – проводник; Черти, Ведьма – тени; Писарь – вестник; Конь – проводник; Цыгане – привратники.
  • Сатана в кадре не показан. Обычно представляется ещё более страшным, чем ординарные черти. Что-то типа Вия.
  • Обратите внимание, что вера православная для Казака – дело сугубо прикладное. Работает – и хорошо. Да и крест православный Казак использует в последнюю очередь, когда уже никаких вариантов не осталось.
Наконец-то додумался перекрестить!
Наконец-то додумался перекрестить!
  • Горилка, как психотропное средство для перехода мистический мир. Открывает новые горизонты восприятия для героя. Недаром Казак не чувствует себя пьяным.
  • Было бы неплохо провести инвентаризацию магических существ мультфильме. Хотя, наверное, лучше почитать оригинальные книжки Гоголя.
Ведьма.
Ведьма.

Фантазии на тему:

Аудиоверсия: скоро...