История ереванской ссылки мраморной Екатерины Великой

Один из самых важных и известных экспонатов в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» города Москва - внушительная мраморная статуя -памятник Екатерине Великой.

Один из самых важных и известных экспонатов в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» города Москва - внушительная мраморная статуя -памятник Екатерине Великой.

Решение о создании памятника Екатерине II было принято на заседании Московской городской Думы в марте 1885 года. Поводом послужило 100-летие со дня издания императрицей Жалованной грамоты городам Российской империи.

Скульптор Александр Опекушин создал статую императрицы Екатерины Великой в 1885 году по рисункам архитектора Дмитрия Чичагова. Торжественное открытие памятника состоялось в присутствии членов российской Императорской фамилии 6 ноября 1896 года, в день 100-летия со дня кончины императрицы.

После Октябрьской революции 1917 г.  статуя Александра Опекушина, изготовленная из драгоценного каррарского мрамора, хранилась в Музее изящных искусств. Неоднократно над ней нависала угроза уничтожения. Спас её директор ГМИИ имени А.С. Пушкина, скульптор С. Д. Меркуров.

А история спасения памятника такова. В начале 50-ых Сергей Меркуров получает большой заказ  - каррарский мрамор, из которого изготовлена статуя Екатерины II весом в 4,2 тонны и высотой 2,85 метров, предполагалось распилить на куски, чтобы пустить их на изготовление 40 бюстов Карла Маркса. Сергей Меркуров спрятал скульптуру в своей галерее от уничтожения большевиками, а затем в 1952 г. передал в Армению своему близкому другу, главному архитектору Еревана Марку Григоряну. Им вместе удалось оформить статую как мраморный лом для занятий студентов, памятник Императрице был отправлен в Государственную Картинную галерею Армении, где находился более полувека.  Во двор галереи статуя Екатерины II была перенесена в середине 70-ых годов прошлого века, где и простояла до 2003 г.

В России по сему поводу спохватились лишь после развала СССР, когда в 1997 году в Государственной Третьяковской галерее проходила выставка «Екатерина Великая и Москва». Пресса сетовала, что в столице нет ни одного памятника императрице. Тут-то и вспомнили  про творение А. М. Опекушина.

В 2003 г. во время визита в Армению председатель Московской городской Думы Владимир Платонов и мэр Москвы Юрий Лужков достигли договоренности с администрацией Еревана, поддержанной Правительством Армении, о возвращении памятника на родину.  В том же году трехтонный мраморный памятник был доставлен в Москву самолетом в специально изготовленном саркофаге.

Вначале скульптуру поместили в запасники Третьяковки.. Более двух лет специалисты из Третьяковской галереи и Центра Грабаря вели тщательное исследование и реставрацию статуи. Повреждения оказались серьезными: у статуи были, в частности, отбиты средний и безымянный пальцы левой руки, исчезли скипетр и крест с короны, на мраморе имелись большая трещина и ржавые пятна от долгосрочного влияния влаги. 

А в 2006 г.  памятник был отправлен в «Царицыно», где и получил постоянную прописку. Статую разместили в главном зале, который вскоре назвали Екатерининским.

Источник: https://www.iravunk.com/?p=283312&l=ru