21,1K подписчиков

«Новая фабрика звезд» от ТНТ. Что это было? Подводим итоги сезона «возрожденного» проекта

3,4K прочитали

За несколько лет существования канала я выпустил целую серию материалов, связанных с проектом нулевых «Фабрика звезд» и его выпускниками – популярными и подзабытыми артистами прошлого и настоящего. До марта текущего года я и подумать не мог, что о «Фабрике» придётся писать не в историческом ключе, а как об актуальном явлении. Благодаря компании «Вайт-медиа» и каналу ТНТ это произошло. Вместо Яны Чуриковой, с которой прочно ассоциируются первые классические сезоны «Фабрики» на «Первом», в проекте образца 2024 года появился примелькавшийся дуэт Тимура Родригеса и бывшей «фабрикантки» из украинского варианта шоу – Регины Тодоренко. Ключевые для концепции проекта посты музыкальных продюсеров заняли два Сергея – Жуков и Шнуров. Завершился финальный концерт «Новой Фабрики звезд». Журнал МУЗилка подводит итоги.

За несколько лет существования канала я выпустил целую серию материалов, связанных с проектом нулевых «Фабрика звезд» и его выпускниками – популярными и подзабытыми артистами прошлого и настоящего.

Очевидный победитель, который устраивает

Победительницей стала 21-летняя Мария Гордеева, представлявшая на шоу команду Сергея Шнурова, а до проекта её учила Лариса Долина. Маша закончила МГУКИ, где Народная артистка России, как известно, заведует кафедрой. Уже с первых выпусков девушка показала себя одной из сильнейших участниц. Победа Маши казалась логичной и была прогнозируема, так что здесь обошлось без интриги.

Мария Гордеева - победительница новой фабрики звезд на ТНТ 2024 года.
Мария Гордеева - победительница новой фабрики звезд на ТНТ 2024 года.

По ходу сезона ходило много разговоров о том, что в «победители» будут тянуть кого-то из «блатных». Выходцы из знаменитых семей – не новшество на фабрике звезд, представители знаменитых фамилий были и на старых «Фабриках». Победил такой участник всего однажды – это был Никита Малинин в 3 сезоне 2003 года.

На «Новой фабрике звезд»- 2024 родственников именитых деятелей культуры было четверо. Сын главы канала Лео Канделаки выбыл самым первым, во второй половине сезона домой отправился Александр Михайлович Круг, сын известного шансонье, а ещё двое – Александр Филин – наследник балетмейстера большого театра и племянница шоумена, завсегдатая телеканала ТНТ Гарика Мартиросяна Нонна Еганян дошли до финала.

Финалисты проекта "Новая фабрика звезд" Александр Филин, Нонна Еганян и Габриэль Александров.
Финалисты проекта "Новая фабрика звезд" Александр Филин, Нонна Еганян и Габриэль Александров.

С начала сезона яркой участницей, из которой мог вырисоваться потенциальный победитель, представилась рыжая бестия Полина Быковская, подписывающая POLKA. Девушка продемонстрировала органичность в «модной» ныне конъюнктурной стилистике, представив в своём лице вариацию «Асти на минималках».

Есть ощущение, что после шоу мы ещё услышим о ней, артистка, скорее всего, останется в музыкальном дискурсе и найдет своего слушателя, но на проекте до финала она не дотянула, покинув звездный дом последней.

Участница "Новой Фабрики звезд" Полина "POLKA" Быковская с победительницей Марией Гордеевой.
Участница "Новой Фабрики звезд" Полина "POLKA" Быковская с победительницей Марией Гордеевой.

У многих зрителей Полина вызвала антипатию не столько предсказуемым, не эмоциональным стилем, сколько своим поведением в звездном доме. По ходу сезона именно Маша и Полка предстали наиболее сформированными, готовыми артистами, и с уходом Полины вероятная победа Маши стала ещё более прогнозируемой.

На фоне высокомерной Полины, звездных родственников и деток из состоятельных семей, коих на этой фабрике было немало, тихая и скромная, но музыкально сильная Маша с серьёзным образованием, из музыкальной, но простой семьи - победитель, который устраивает многих и по творческим и по человеческим основаниям.

По меркам возрастного ценза нынешнего сезона (15-23 года) Мария оказалась одной из самых старших участниц. Она – ровесница шоу. Уроженка Московской области появилась на свет 10 октября 2002 года, то есть ровно за три дня до того, как в вечернем эфире «Первого канала» из уст Яны Чуриковой прозвучали слова:

«Фабрика звезд начинает свою работу на 1-м канале».

Стартовал дебютный русский сезон проекта, оказавшего существенное влияние на отечественную поп-музыку.

Всему не своё время

В целом прошедший сезон «возрожденного» шоу оставил противоречивые впечатления. С одной стороны, на фоне старых «фабрик» было ощущение полного провала, какой-то демо-версии шоу. С другой стороны, по ходу просмотра я ловил себя на мысли, что многие особенности этой "Фабрики" обусловлены как раз контрастом между эпохами.

Вопрос актуальности и адаптивности шоу к музыкальным реалиям 2020-х – один из главных, возникших на уровне анонса. «Фабрика» – знаковое явление своего времени. А зачем она нужна сейчас, когда выросло уже новое поколение, знакомящееся с музыкой через Интернет?

Прагматичный ответ на этот вопрос дала ведущая первоначальной версии отечественной «Фабрики звезд». По словам Чуриковой для компании «Вайт медиа» как российского правообладателя франшизы, имея в загашнике такой формат как «Фабрика звезд», было бы глупо держать его «на полке», а потому, как только в лице ТНТ нашелся канал, готовый запустить шоу, оно вернулось в эфир. Как говорится, бизнес - и ничего личного.

Яна Алексеевна также отметила, что на родине проекта, во Франции и Испании, этот формат и не уходил из эфира. «Star Academy» («Академия звезд») и «Operacion Triunfo» (Операция Триумф), прототипы русской "Фабрики звезд" все эти годы с определенной периодичностью выходили сезон за сезоном, соответственно проект менялся вместе с музыкальной реальностью.

В России же «Фабрика звезд», появившись в нужное время в нужном месте, стала явлением определенной эпохи, за прошедшее время музыкальная реальность безвозвратно изменилась.

Первую попытку вернуть шоу в эфир «Вайт-Медиа» во главе с Сумачевой предприняли ещё 7 лет назад. Сезон 2017 года с Ксенией Собчак в роли ведущей и «опытным» фабричным продюсером Виктором Дробышем, хоть и прошел практически незамеченным для широкой аудитории, по атмосфере и принципам всё-таки больше напоминал проект «Первого канала».

В 2024-м мы увидели уже немного другой проект, с похожим названием и правилами, представляющий собой ни что иное, как весьма среднюю по своему уровню попытку адаптации концепции 20-летней давности к реалиям нового времени.

В нулевые «Фабрика» была флагманским музыкальным шоу, рождавшим новые имена. Сейчас музыкальных шоу существует множество, но «попадать на ТВ» уже не так круто, как 20 лет назад, телевидение не зажигает звезд, а только популяризирует артистов и зачастую в них появляются одни и те же участники, кочуя из проекта в проект.

Вернувшись в эфир, «Фабрика» не заняла прежних позиций. Теперь это просто одно из многих музыкальных шоу, далеко не самое яркое, и для участников это уже не «спусковой крючок» и яркий старт, а очередной этап увеличения узнаваемости. Многие «фабриканты», несмотря на юный возраст, уже успели «засветится» в других проектах. Например, победительница Маша Гордеева, некоторое время проживавшая в Белоруссии, появлялась на «Фактор.By», а самый младший «фабрикант» - Габриэль Александров пел в команде Василия «Басты» Вакуленко в «Голос.Дети».

В двух версиях этого проекта «Голос. Дети» и «Голос. Уже не дети» появлялась Нонна Еганян.

На прошлых «Фабриках звезд» опытные, уже узнаваемые в определенных кругах участники тоже встречались, но это не было тенденцией, здесь же у большинства уже имелся музыкальный бэкграунд. Средой обитания молодых исполнителей стал интернет, где каждый школьник, выкладывая треки, может набрать аудиторию и обратить на себя внимание деятелей музыкальной индустрии, оттого возраст и уровень входа в медийное пространство сильно снизился, что продемонстрировала эта «Фабрика». Некоторые участники уже подписаны на лейблах, имеют свой материал, и аудиторию, продвигались в «тик-токе», пока он у нас существовал, и на других площадках.

Зная нынешние тенденции, я боялся, что ни в одной песне ни одного слова не пойму в модных ныне «смазанных манерах». И наставники, особенно Сергей Шнуров, особо ратующий за русский язык во всех его пластах, обращали внимание на этот момент. Нужно отметить, что в целом всё оказалось не настолько и плохо, как могло бы быть, иные "звезды" поют даже менее разборчиво, чем "фабриканты", что было заметно в том числе и в дуэтных номерах.

У нового поколения и музыкальное мышление и отношение к творчеству совсем иное, что отразилось и на атмосфере шоу и на облике песен.

В эфире «Фабрики» ведущие, как и в прошлые времена, объявляли участников по имени и фамилии, а в сети «дофабричные» и «фабричные» треки участников представлены под сценическими именами, которые зачастую производны от настоящих и написаны по современной моде латинскими буквами. Мария Гордеева – MGGORDEEVA, Дарья Кочева – KOCHNEVA, Полина Быковская – POLKA, Семен Полищук SEMY, Камилия Насретдинова – KAMI и так далее. В социальных сетях пользователи подписываются никами, и музыканты не исключение – вот и ответ на вопрос, почему сегодня большинство артистов «так странно называются». Это очередное веяние времени.

Изменения в правилах и их влияние на шоу

При сохранении общего формата и концепции в сезоне 2024 года появилось два весьма важных нововведения. Первое – два продюсера, набирающих команды, поделив участников между собой. Второе – появление института жюри, которого в оригинале не было. Уже после первого выпуска у меня возникли сомнения и опасения по поводу того, как эти новшества будут работать, впишутся ли в концепцию проекта, и они оказались не напрасны, новые механики оказали существенное влияние на восприятия и облик проекта и не сказать, что пошли ему на пользу.

Введение двух команд разных наставников, по сути, оказалось надстройкой. Как таковое соперничество реализовано не было. Сами наставники спорили, шутили и подкалывали друг друга, демонстрировали разные взгляды на работу с подопечными и на понимание сути проекта, при этом работали с «фабрикантами» они оба, Шнуров давал комментарии жуковцам, Жуков – шнуровцам. Ребята внутри звездного дома не были разделены на два лагеря, объединялись в творческие группы, дуэты, писали песни вне зависимости от принадлежности к команде того или иного наставника. И голосовали наставники не всегда за своих подопечных.

Номинантов, выступавших с сольными треками каждую неделю, как и раньше, было трое, и как я предполагал, участников разных команд отправляли в номинацию по принципу «2-1» - неделя через неделю. Так продолжалось до тех пор, пока команда «Ленинградца» не поредела до трех человек, после чего на одного участника команды Шнурова приходилось два номинанта от Жукова. Таков «побочный эффект» сочетания разных механик и показатель того, что в фабричную концепцию «командная» история не очень вписалась. В результате легко было предугадать, кто попадет в номинацию, и кто покинет шоу, особенно к концу сезона.

Второе нововведение – жюри, оказалось более принципиальным, изменился процесс принятия решений. На старой «Фабрике звезд» из трех номинантов одного спасали зрители, второго сами фабриканты. В этот раз зрителей решили не спрашивать, отдав эту миссию жюри.

С одной стороны, голосование зрителей - это очень спорный момент, особенно в реалиях «Фабрики звезд». Голосование шло в течение недели, то есть народ выбирал, кого спасти, ещё не слыша номера номинантов, ориентируясь на личные пристрастия и отношение к участникам. С творческой точки зрения это не очень хорошо.

С другой стороны, «Фабрика» производит «звезд» всё-таки для зрителей, это не вокальный конкурс в чистом виде, и важно, чтобы будущий артист нравился публике. В такой логике размышляли те, кто придумывал механики больше 20 лет назад.

С переходом права «спасения фабриканта» от зрителей жюри, итог голосования, как ни странно, стал ещё более предсказуем. Нововведение существенно отразилось на расстановке сил. Было ощущение, что некоторые участники покинули шоу слишком рано, и в старой системе прежних фабрик могли бы продержаться подольше. Например, в числе самых первых выбыла наполовину латиноамериканка Эстер Горбадей, девочка не слишком поющая, но запоминающаяся и колоритная, а колоритные персонажи на «Фабрике» всегда были в чести, ведь это шоу не только про вокал.

Ещё один пример – Аркадий Евтушенко, харизматичный участник на третьем концерте, но успел полюбиться зрителям. В этом сезоне зрительским голосованием из числа выбывших участников был выбран один «фабрикант», который получил право выступать на концерте. И им стал как раз Аркадий Евтушенко, можно сказать, что парню достался приз зрительских симпатий. Соответственно, если бы голосовали зрители, драматургия сезона и состав финалистов мог бы быть совсем иным.

Аркадий Евтушенко, участник Новой Фабрики звезд, победитель зрительского голосования за право выступить в финале с сольной песней. Прим: К поэту-шестидесятнику по официальным данным певец родственного отношения не имеет.
Аркадий Евтушенко, участник Новой Фабрики звезд, победитель зрительского голосования за право выступить в финале с сольной песней. Прим: К поэту-шестидесятнику по официальным данным певец родственного отношения не имеет.

В судейскую коллегию, наряду с наставниками Жуковым и Шнуровым, вошли ведущая дневников драматическая актриса Анна Хилькевич и хореограф Егор Дружинин. Остальные члены жюри менялись по ходу сезона. В нескольких выпусках в судейских креслах появились Зураб Матуа и Андрей Аверин, поющие и пишущие музыку комики, представленные ведущими как «младшие музыкальные продюсеры».

В начале сезона место в жюри занимал Гарик Мартиросян, в первом же выпуске честно признавшийся в родстве с «фабриканткой», что конечно не могло не вызвать скеписиса у аудитории.

Стоило его племяннице первый раз угодить в номинацию, как шоумен из жюри пропал, место среди судей заняла его подруга и коллега Марина Кравец и осталась в жюри до конца сезона.

Ещё одно кресло в каждом выпуске занимал новый «звездный гость», открывший концерт номером с «фабрикантом».

Как правило, членов жюри было шесть, что при выборе из трех номинантов чревато ничьей, а прорабатывая концепцию и механику, важно предусмотреть и по возможности предотвратить спорную ситуации. В данном случае при ничьей весь груз ответственности ложился на фабрикантов. Такое за проект случилось всего однажды, и участники тоже проголосовали поровну, в результате бремя решающего выбора досталось 16-летней Соне Полозовой, которая голосовала последней.

Победителя также выбирало жюри. У наставников было два голоса, у остальных по одному. Звездным гостем на финале был Филипп Киркоров, конечно, кого же ещё позвать на решающий выпуск.

Жюри финала "Новой Фабрики звезд".
Жюри финала "Новой Фабрики звезд".

Мария получила два голоса, от Шнурова и Хилькевич, все остальные по одному. Киркоров проголосовал за Филина.

При всей очевидности кандидатуры вполне заслуженная «на дистанции» победа с таким подходом формально выглядела не убедительно.

Издержки новых правил – отсутствие серебряного и бронзового призеров. Впервые в истории шоу второе и третье место не были присуждены. По голосованию получается, что все шесть оставшихся финалистов: Еганян, Филин, Кочнева, Полозова, Полищук и Александров разделили второе место.

Финалисты проекта "Новая фабрика звезд" 2024 года. Слева направо: Софья Полозова, Габриэль Александров, Нонна Еганян, Семен Полищук, Дарья Кочнева, Александр Филин, победительница Мария Гордеева.
Финалисты проекта "Новая фабрика звезд" 2024 года. Слева направо: Софья Полозова, Габриэль Александров, Нонна Еганян, Семен Полищук, Дарья Кочнева, Александр Филин, победительница Мария Гордеева.

С таким подходом и результатом выявить обладателей второго и третьего места можно было только повторным голосованием. Его проводить не стали и видимо не планировали. Впервые в истории «Фабрики» звезд, в сезоне нет серебренного и бронзового призеров, есть только победитель.

А где хиты?

«Понимаешь» в исполнении дуэта Артемьева и Тоневой, «Высоко» Юлии Савичевой, «Шоколадный заяц» Нарицсса Пьера, «О нём» Ирины Дубцовой, «Плачут небеса» Доминика Джокера и группы «Банда», «Одна звезда» Стаса Пьехи, «Понарошку» Юры Титова, «Поздно» Натальи Подольской, «Лейла» Виктории Дайнеко - этот список можно продолжать очень и очень долго.

Те, кто помнит старые «Фабрики» поняли, к чему я клоню. Все перечисленные песни были исполнены участниками проекта по ходу проекта в номинации, и после стали хитами, широко звучали, были услышаны даже теми, кто не смотрел проект, и спустя годы остаются памятны широкой аудитории.

А была ли на этой фабрике хоть одна песня, которую может ждать такая же судьба? Нет, и не могло быть.

Наставники «Новой Фабрики» - оба авторы и исполнители, но на «Фабрике» авторская функция была для них вторичной, каждый написал всего по паре песен для своих «номинантов». На подмоге были ещё Матуа и Аверин, которые занимались аранжировками, сочинили новый «Гимн» для проекта, но он не прижился.

В основном участники выступали в номинации со своими авторскими песнями. Как ни крути, у «Фабрикантов» всё-таки ещё не достаточно творческого опыта, поэтому их песни по уровню априори ниже, чем творения профессионалов, понимающих законы и принципы развития музыкальной индустрии и «методику создания хита».

Предполагаю, что, приглашая продюсеров и аранжировщиков, команда «Вайт-медиа» изначально предполагала, что ребята будут петь собственные песни. Это опять же соотносится с реалиями времени и тенденциями шоу-бизнеса. Большинство современных артистов сами создают песни для своего репертуара.

История нашей поп-музыки показала, что хит - это не обязательно хорошая песня, хитом может стать и шедевр, и более чем посредственная по художественному уровню вещица, грамотно раскрученная и цепляющая. А бывает так, что песня «хорошая, но не хитовая».

И «Новая Фабрика» как раз показала эту дихотомию. В номинации ребята спели несколько вполне приличных, достойных, особенно со скидкой на возраст и опыт авторов, песен, но совершенно не запоминающихся. Песня закончилась, а ни слов, ни музыки в памяти не осталось, только общее приятное впечатление. Такие песни хитами не становятся. Как пример - "Воспоминания" Александра Филина с предпоследнего концерта.

Чтобы понять, будет ли песня хитом, с момента премьеры должно пройти какое-то время, поэтому посмотрим, что будет дальше. Несколько запоминающихся песен, которые по стилистике имеют хитовый потенциал, на этом проекте все-таки было.

Из песен наставников это - «Ты и я», написанная Сергеем Шнуровым для Аркадия Евтушенко. В номере участнику помогла Анастасия Ким.

У Жукова мне запоминалась песня «Сорри, мальчик», энергичная композиция досталась Камилии Насретдиновой.

Из всех исполненных в номинации песен одна работа стоит особняком. На шоу прозвучало творение популярного и востребованного сонграйтера современности Дмитрия Лорена, автора репертуара Анны Асти. Композицию «Пятница», написанную Дмитрием ещё в 2019 году, спела POLKA.

А самой первой запоминавшейся песней с этой «Фабрики» стала её авторская композиция «Твоя седая ночь».

Как автор проявила себя Дарья Кочнева, названная Жуковым главным хитмейкером проекта. Девушка выработала свой стиль, сочетая речитатив и «вязкие» музыкальные фрагменты с энергичными припевом или запоминающимся хуком.

Послушав в концерте песню, которая на первый взгляд мне не очень понравилась, на следующий день я поймал себя на том, что хожу и напеваю «Цара-а-апаться». Именно так и работает хит.

В памяти засела и песня Дашина песня «Впереди».

Среди авторских работ нужно отметить и работы победительницы «Эгоисты» и «Талая вода», в обоих композициях есть выразительные фрагменты.

Все слушатели воспринимают музыку по-разному, и кому-то запомнились совсем другие песни.

Замечания и недоработки

Даже чисто формальные моменты наводили на мысль, что «Фабрика» пришлась, будто бы, не ко двору и сам телеканал относится к ней не слишком серьёзно. Время эфира перенесли на более позднее и менее удобное для молодой аудитории. Программа шла в воскресение и сдвигалась всё ближе к ночи. В это же время на "дружественном" НТВ показывали "Маску", которую производит тоже Вайт-Медиа. Тем самым проект теряет часть аудитории, а компания конкурирует сама с собой, что странно.

С выбываем «фабрикантов» концерты становились всё скуднее, увеличивалось количество «болтовни» и рекламных интеграций. Создавалось впечатление, что те, кто делает шоу, подошли к нему дежурно, сделав необходимый минимум, чтобы оно состоялось.

Впечатление портили и чисто технические моменты, наблюдались проблемы с выстраиванием звука, порой голос фабрикантов толком не звучал.

Не доработали организаторы и по части постановки номеров и подбора репертатуара. Задача «Фабрики звезд» - раскрыть участника, показать его сильные стороны, вне зависимости от уровня таланта, на старых «Фабриках» далеко не все были супер вокалистами. Участники, конечно, косячили и порой пели откровенно плохо, но не оставляло ощущение, что многие номера проваливались не по вине самих юных артистов, а именно из-за подхода к подготовке номеров. «Фабрикантам» порой давали не подходящий им материал и партнеров. Было ощущение, что ребята делают всё что могут, но номер проваливается не по их вине, а из-за недоработок, режиссеров, аранжировщиков, тех, кто принимает решения, влияющие на облик шоу.

Комментарии наставников по ходу отчетных концертов порой не отличались содержательностью, и ограничивались словом «молодец». Ратующий за русский язык Шнуров не скупился демонстрировать всё его величие и могущество, матерясь, порой по несколько раз за эфир, на шоу, где некоторым участниками нет 18, а зрители по логике могут быть ещё моложе.

Проект оставил много вопросов и был не таким ярким, как хотелось бы, но он состоялся. Сложно предположить, было ли возвращение «Фабрики» одноразовым, возможно нас вскоре ждут следующие сезоны или опять придётся ждать 7 лет, пока музыкальный мир ещё сильнее изменится до неузнаваемости.

Кто из новых фабрикантов и как проявит себя в музыке - покажет время.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей, смотрите передачи, которые вам нравятся и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.