34,6K подписчиков

По следам лешего: о нечисти в славянском фольклоре

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает

Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает сразу. Спасибо советским книгам сказок с этими подробными и качественными иллюстрациями, из которых мы точно знаем, как выглядит Баба Яга, Кощей и та самая Василиса.

Но я тут, например, наткнулась на очень редкую иллюстрацию Билибина «Лесовик», к «Сказке о деревянном царевиче». Я и сказки-то такой не знаю, хотя в детстве перечитала, как мне казалось, абсолютно все русские сказки, вплоть до сказаний дальних народов севера. А оно вот.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-2

Кстати, Google мне такую не нашел, только «Яндекс»: издана она была в 1911 году в сборнике сказок в стихах Александра Рославлева с иллюстрациями к ним Билибина, и сейчас ее можно найти только в редких букинистических изданиях, а может и нельзя.

Но дело в другом, ведь не только Билибин иллюстрировал сказки и предания, выписывал нечисть и мелких демонов. Визуальные изображения нечистых, картины с ними и лубки есть во множестве. И хотя данные русского фольклора расходятся в зависимости от географии и принадлежности быличек, всегда есть что-то общее между южно-русским лешим и хозяином леса из северных лесов. Водяные тоже похожи друг на друга, хоть в центре России, хоть на Урале.

Славянский пантеон Богов размыт и не точен, дошел до нас весьма отрывочно и мутно, в отличие от мелкой демонической живности, которая во всей своей красе обитает в народном фольклоре, устном творчестве, былинах, байках, быличках и песнях.

Из последних хороших сборников на эту тему я хочу отметить книгу «Русская фольклорная демонология» Владимира Рябова, где в четком структурированном тексте аккуратно собраны все поверья, былички, а также внешние описания нечистиков на Руси.

Русская фольклорная демонология, Владимир Рябов

Хит!
Хит!

Отличительная особенность: книгу могу честно назвать именно научно-популярной, в ней достаточно простой язык, и она отлично подойдет всем, кому тяжело читать классические труды по фольклористике (мне иногда тоже тяжело, особенно когда академический язык начинается и никакой леший уже не страшен так, как текст).

По следам этой же книги хочу прогуляться с вами по изображениям нечистой силы в русском творчестве: посмотрим картины, иллюстрации, живопись.

И начнем, пожалуй, с Лешего. Я вам сейчас покажу картину Шишкина, а вы спросите меня почему? Лес, медведи, зачем нам то, что мы уже тысячу раз видели. И причем тут леший?

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-4

Ну например, считается, что мишек на картину Шишкина потом дорисовал его друг Савицкий, а сам писатель создал только лес. И не был он таким светлым и тихим. Ведь Шишкин писал и другие картины. Вот, например, его «Бурелом», 1888 года.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-5

Картина написана во время путешествия автора по вологодским лесам, и, хоть и входит в общий цикл с медведями, совсем не пасторальная, от нее веет темным, непонятным и опасным. Примерно в таких буреломах по поверьям и обитает леший.

Сам же он может выглядеть как угодно, но обычно это старик с огромной бородой, весь поросший мхом или корой. Если он в одежде, то обязательно в красной рубахе или подпоясан красным кушаком. В целом облик может принимать любой: даже вашего знакомого, чтобы подшутить над вами, заблудить, а потом кинуть на вершине горы или в яме.

От лешего можно спастись, если вовремя его узнать и вывернуть всю свою одежду наизнанку, надев шиворот-навыворот. Тогда лесной хозяин засмеется такой интересной шутке и отстанет. А вот свистеть или петь в лесу совершенно точно не стоит — это заинтересует лешего, даже если он не собирался к вам приставать.

Собственно, поговорка «не свисти, денег не будет» примерно оттуда и пошла. Свистеть в доме или лесу вообще считалось делом очень плохим: призовешь нечистую силу, а она у тебя обязательно умыкнет что-ниудь, и хорошо если только корову.

Так выглядит Леший на картине Куликова Афанасия Ефремовича, созданной в 1930-х.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-6

Интересное прочтение лешего на картине 2014 года «Лесной домовой» Аникина Алексея Евгеньевича. Леший действительно может прикинуться и корягой.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-7

А в работе Пурыгина Валентина Захаровича, от 1968 года, он больше похож на черта.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-8

Интересная иллюстрация лешего есть в одноименном сатирическом журнале «Леший», который издавался в России в 1906 году и имел всего 4 номера. Автор иллюстрации загадочный Н. Н. Брут, которого никто и никогда не видел, и никакие другие иллюстрации он так не подписывал. Возможно, это был всего лишь псевдоним, журнал был весьма язвительным и под своим именем там печататься было опасно.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-9

Достаточно каноническое изображение лешего есть и у Праведникова Евгения Ивановича, 1916–17 гг.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-10

Несмотря на то, что леший является одной из самых популярных фигур славянского фольклора, отдельных книг про него нет, либо это узкие не оцифрованные этнографии, поэтому почитать на эту тему можно в сборниках, например «Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян» Л. Н. Виноградова.

Народная демонология и мифология, .Л. Н. Виноградова

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-11

А мы с вами продолжаем прогулку, и остановиться я хочу на еще одном из самых популярных мелких демонов на Руси — домовом. Сознавайтесь, кто в научном 21 веке не думал о том, что это домовой шалит, когда ночью на кухне, что-то падало и шуршало. Кто не требовал у домового (в иных присказках черта) отдать потерявшуюся в доме вещь? У кого бабушки в деревне не выносили за порог молоко с хлебом не для котят?

Домовой всегда имеет облик мелкого деда, иногда полностью заросшего волосами, иногда с когтями и клыками, а порой и просто антропоморфного духа. Интересно, что поверья о домовом как раз достаточно сильно разнятся в зависимости от географии: если в северных частях России он выступает больше как хозяин дома, батюшко и соседко, с которым всегда можно договориться, если знать как, то на юго-западе приобретает черты вредного «шумного» духа, а чем дальше за пределы России на юг, тем более противной и демонически-зловредной становится сущность домового.

На картинах и в иллюстрациях облик домового тоже достаточно разнообразен. Сначала посмотрим, как он выглядит у Билибина. Картина от 1934 года, на данный момент хранится в Ивангородском музее.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-12

А вот так в дом приводят домового на картине Мошева Аркадия Васильевича. Вон он — мелкий, мохнатый, топает в правом нижнем углу.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-13

Если домовой хозяев невзлюбит, то будет кусать, щипать, а иногда и душить по ночам. Или просто злобно смотреть.

Так он изображен на знаменитой картине Кустодиева Бориса Михайловича «Купчиха и домовой» 1922 года, которая сейчас находится в частном собрании.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-14

В городском музее Омска можно посмотреть вот на такого печального домового, выглядывающего из-за угла. Автор — Горбунов Николай Григорьевич. 1991 год.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-15

Домовой является очень популярным персонажем и сейчас. Например, в сборнике «Черные сказки» в рассказе «Никодим» он представлен маленьким справедливым духом, хоть и нечистым, который оберегает свой дом.

Черные сказки (сборник)

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-16

Черные сказки (сборник)

А в «Самой страшной книге 2024» наоборот, рассказ «Сырое мясо» повествует нам о том, что бывает с теми, кто неправильно обращается с домовыми.

Самая страшная книга 2024

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-17

Самая страшная книга 2024

Скоро мы перейдем к следующему весьма зловредному персонажу, а пока хочу напомнить, что одним из лучших трудов, которые открывают двери в понимание русского фольклора и сказки, являются, конечно же, книги Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Очень советую к прочтению.

Морфология волшебной сказки, Владимир Пропп

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-18

Итак, мы сейчас посмотрим на еще одну популярную нечисть, крайне зловредную и противную. Это кикимора. Образ ее, на самом деле, в русских поверьях весьма размыт: кикиморой могут называть и болотную ведьму, и мелкого противного духа, что шумит по ночам и прячет вещи, и лесную колдунью, которая только и делает, что пакостит деревенским, а также духа, что приходит при «подкладе» на куколку и сводит хозяев с ума. Иногда кикимора является с прялкой, а иногда просто путает и рвет кудель хозяев, может украсть ребенка и подменить его поленом.

Сходятся все былички в одном — кикимора дух мерзкий, злой и наладить с ним контакт никакими подношениями невозможно, так же как и очень сложно избавиться от кикиморы, если она уже пробралась в дом.

Иван Билибин видел кикимору вот так:

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-19

Так выглядит кикимора на картине Забирохина Бориса Павловича 2018 года, которая сейчас находится в государственном музее истории религии.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-20

А такова она у Мальцевой Нины Викторовны на рисунке 1960 года.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-21

Как видим, кикимора действительно персонаж размытый, в отличие от лешего и водяного у нее нет четкого образа в живописи, который бы повторялся из раза в раз. Но как персонаж отдельных книг она популярна даже больше первых персонажей. Кикимора будет бушевать во «Вьюрках» Дарьи Бобылевой , явится в одном из своих обличий в «Болотнице» Татьяны Мастрюковой . Выживет несколько семей из дома в сборнике «Самая страшная книга 2021» и наделает бед во многих сказках и былинах.

Вьюрки, Дарья Бобылёва

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-22

Болотница, Татьяна Мастрюкова

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-23

Самая страшная книга 2021

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-24

Считается, что защититься от нее можно, если хранить у полатей верблюжью шерсть (верблюжье одеяло из детства уже не кажется таким колючим), а также крестить пороги и окна ножом, ставить меловые или угольные крестики. И, говорят, они не любят кошек. Так что если у вас дома есть котики, то максимум, с кем они могут играть в три утра, — это домовые. Кикиморы их не любят.

Наше путешествие по образам славянской мифологии и их отражениям в книгах и картинах мы закончим русалками. Русалки как мифические существа есть в легендах всех народов мира, но славянские русалки, они же мавки, разительно отличаются. В первую очередь тем, что у наших есть ноги.

И даже по географии России поверья разнятся. В основном про русалок говорят в южных и западных областях России. Северные русалки весьма размыты и мало чем отличаются от обычных лесных демониц и прочих духов.

Мавки же на юго-западе рассматриваются в основном как персонаж заложного покойника — несчастные утопленницы, некрещеные дети, брошенные невесты и все те, кто утонули нечестно, и поэтому никогда не смогут успокоиться.

Обычно представляются в образе молодых девушек, которые любят на русальи недели невеститься, причесывать волосы, сидя на ветвях, петь песни и танцевать. Но подходить к покойницам не стоит ни в коем случае: защекочут до смерти и утащат в воду.

Русалки на картине Константина Маковского. 1879 г.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-25

Снова возвращаемся к Билибину. Он русалок видел так:

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-26

Русалка во всех славянских поверьях ни зла и ни добра. Любит петь, шутить, расчесывать волосы, но, как и любая нечисть, заигрывает любого человека до смерти.

Иван Джанеев. «Омут». Картина 1907 года. И русалки, которые поймали зазевавшегося рыбака.

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-27

Считается, что хорошим оберегом от русалок является полынь. Если встретить русалку, она обязательно спросит, что у тебя в руках — полынь или петрушка? Надо ответить: «Полынь!». Тогда русалка прокричит: «Брось ее под тын», и побежит мимо. В этот момент русалку нужно хлестнуть веткой полыни, и тогда она точно отстанет. Если же ответить «петрушка», русалка захохочет «ах, ты моя душка» и защекочет несчастного до смерти.

В современной литературе и фильмах очень много образов русалок, ярко связанных с эротическим подтекстом. В сборнике «Черные сказки» один из первых рассказов как раз о том, как мужчина заменил свою утопленницу-жену русалкой. Ничего хорошего из этого не вышло, конечно. Как и любая попытка водиться с нечистью. К чему это приводит, можно также прочитать в рассказе из сборника «Самая страшная книга 2024» «Охота на мавок».

Хорошей книгой про всех этих и других персонажей также будет «Нечистая, неведомая и крестная сила» . Эта книга рассказывает о быте, верованиях, праздниках и взглядах русских крестьян ХIХ века. Весь материал получили из разговоров с деревенскими жителями. Эти сведения обобщил и дополнил собственными наблюдениями знаменитый фольклорист и этнограф Сергей Максимов . Книга погружает в загадочный мир, где христианство переплетается с язычеством. Это место населяют прекрасные и жестокие русалки, капризные духи и страшные оборотни.

Нечистая, неведомая и крестная сила, Сергей Максимов

 Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает-28

Но она как раз написана достаточно академическим языком и к прочтению может оказаться сложна или даже скучна. Поэтому я всё-таки советую начать с «Русской фольклорной демонологии» , которая и вдохновила меня на этот текст, а также книги-лекции Александры Барковой «Введение в мифологию» и «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

А у нас на этом сегодня всё. Надеюсь, вы крепко спите и к вам во сны не прокрадутся домовые, шишиги и прочие мелкие анчутки.

За другими нечистиками, ужастиками, ведьмами и шишигами приходите ко мне в блог «Читаем с ЯнЕвгенньной». Читать со мной весело и страшно, проверено.

Всегда ваш, полуночный колумнист ЯнЕвгенньна.