Как вернуть свое, или сага о возвращении южного торгового флота. (Часть 2)

182 прочитали

Итак, марте 1922 г. под грифом «Сов. секретно» и подписями Наркоминдел (Карахан), Наркомпуть и пред. ГПУ (Дзержинский), Замнаркомвнешторг (Фрумкин), Наркомюст (Курский), Зампред РВСР (Склярский) вышла инструкция по задержанию бывших судов, приходящих в порты советских республик под иностранным флагом. Органам НКПС, Моркома, ГПУ, НКИД и НКВТ в советских
портах вменялось в обязанность принимать все зависящие от них меры к задержанию приходящих под каким-либо иностранным флагом судов, являющихся в силу декрета от 26 января 1918 г. собственностью РСФСР (на тот момент СССР еще не существовал).

Порядок действий был следующим:

1. До захода судна, о нем капитаном порта собирались необходимые сведения

2. При наличии сведений, капитан порта должен был обратиться в местный народный суд с ходатайством о наложении предварительного ареста на судно в порядке обеспечения доказательств с тем, что самые доказательства о принадлежности судна РСФСР предоставляются им суду при предъявлении иска.

3 Одновременно с этим капитан (начальник) порта о своем намерении и действиях (и основаниях для этих действий) должен был сообщить местному Морконтролю ГПУ(пограничникам), ближайшему уполномоченному НКИД (наркомат иностранных дел) и по телеграфу в Москву в ЦУМОР НКПС, НКИД и ГПУ.

4. Пограничники (ГПУ) должны были установить негласное наблюдение за судном, в целях пресечения несвоевременного его ухода.

5. При заходе судна в порт следовало ходатайство капитании порта о наложении предварительного ареста, которое возбуждалось начальником порта за несколько дней до ухода судна, даже в случае неполучения к этому времени ответных указаний Центра на телеграмму.

Если же в центре по тем или иным соображениям считали задержание судна
нежелательным, о том телеграфно сообщалось ЦУМОРом НКПС начальнику порта, которому следовало обратиться в нарсуд с просьбой о безотлагательном снятии с судна предварительного ареста. Во всяком случае иск мог быть предъявлен лишь при согласии центра, а дело назначалось нарсудом к слушанию вне очереди до ухода судна из порта.

21 марта 1924 г. ЦУМОР под грифом «Секретно» разослал в капитании торговых портов дополнительные правила к вышерассмотренной инструкции. Ими, в частности, устанавливалось, что:

- во-первых, в случае признания судна собственностью СССР спуск иностранного флага и подъем советского надлежит производить не ранее истечения всех установленных сроков на обжалование постановления суда и после вступления этого постановления в законную силу, а равно не иначе как по предварительному согласованию с уполномоченным НКИД.
-во-вторых, сам спуск иностранного флага и подъем советского флага следовало производить при торжественной обстановке, исключающей какую бы то ни было возможность оскорбительного отношения к иностранному флагу. При этом было обязательно присутствие члена президиума исполкома, представителя прокуратуры, начальника порта; желательным присутствие уполнаркомпуть, представителя госторгфлота, а также капитана задержанного судна. Иностранный флаг мог быть спущен капитаном судна по предложению представителя судебной власти. Момент спуска иностранного флага следовало сфотографировать, передав затем снимок уполномоченному НКИД.
-в-третьих, спущенный иностранный флаг и документ, удостоверяющий право
судна поднимать иностранный флаг (патент), подлежали передаче на хранение в
НКИД; документ, удостоверяющий право собственности на судно иностранного
владельца (корабельная крепость и т.п.), могли быть после приведения в исполнение всех процессуальных действий возвращены владельцу.

В принципе, меры абсолютно зеркальные по отношению к "иностранцам", которые под разными предлогами "погашения долгов" начали аресты советских судов. Так, к примеру, та же "Керчь" (быший "Димитрий", бывший "Транспорт 23") была арестована, ходила под итальянским флагом (порт приписки Специя), но, спустя полтора года была возвращена СССР.

Одной из "первых ласточек" стал транспорт "Вера" (ставший "Панаиотисом" компании Навтика Анонимос Этирен Ласкории и К).

17 ноября 1923 г. в Николаеве был составлен акт:

«Врид. Начальника Николаевского Торгового порта тов. Мухина И.А., начальника механико-судовой части Горелова Г. Ф., капитана порта Сиротика А. И., Зам. Председателя Черноморско-Азовского пароходства т. Тимофеева Н. Т., Начполитсекретариата того Госпароходства тов. Фионова В. С. и бывшего
3-го механика быв. русского судна “Вера” Могилевича А. Ф., осмотрели судно под греческим флагом “Панаиотис” и ознакомились со всеми документами и пришли к следующему заключению:
1.Что означенное судно “Панаиотис” в действительности есть бывшее русское
судно “Вера”, принадлежавшее ранее пароходовладелице Островской и др., а затем в 1916 г. продано было Одесскому мещанину
А. П. Ласкаридис от коего в июне 1918 г. неправомерно перешло во владение Фотиса и Николая Панаистовичей Ласкаридис и во время оккупации порта г. Одессы греками в 1919 г. незаконно уведено было ими заграницу.
2. Вышеизложенное подтверждается нижеследующим: а) все основные цифровые данные судна, размеры судна, тип и год постройки судна сходны с размерами, как по русскому судовому реестру так и по Английскому Ллойду, а также сходны по судовым документам находящимся в данный момент на греческим судне “Пагаиотис”, выданных греческим правительством в г. Пирем в 1919 г. Помимо вышеуказанного при обследовании судна “Панаиотис” в присутствии бывшего 3-го механика русского судна “Вера” Могилевича А, Ф., проживающего ныне в г. Николаеве по Кузнечной улице под № 158, который плавал на указанном судне “Вера” свыше трех лет, а именно с 1915 г. до средины 1918 г. и последним были указаны как расположение механизмов так и другие мельчайшие подробности механизмов и корпуса судна, что и подтверждается действительностью».

(Забавно, но семья Ласкаридис уже тогда "прославилась" на этом рынке, известна она и сейчас)

3 июля 1924 г. под грифом «Секретно» в Одессу пришла следующая телеграмма:

«Бывшему сотруднику тов. Федосееву. Нами получена от Н/правления из Москвы телеграмма следуемого содержания: “Секретно. Срочно. Составьте список убытков понесенных Доброфлотом интервенции”. Поэтому просим Вас, как быв. служащего Добровольного Флота, немедленно приступить к составлению указанного в телеграмме списка, с привлечением к этой работе т.т. Шахаратова, Крачины, Провороцкого и Катульского. Работу необходимо закончить в кратчайший срок».

Список по Греции и Турции оказался весьма приличным, причем, как выяснилось, владельцами судов (на тот момент) являлись лица, не имеющие отношения к прежним хозяевам (чаще всего, эмигранты). Почему именно по Греции и Турции?

Потому как в ту пору в этих странах было легко "выправить" "левые" документы. Причем бакшиш за документы был совсем небольшим. В Турци оказались: три парохода Южнорусского пароходного акционерного общества, два парохода Черноморского пароходства, три судна РОПиТ, три парохода частных владельцев (эксплуатирующиеся не владельцами), два судна Русско-Дунайского пароходаства и семь судов, ранее принадлежавшие Российской Империи (гидрографы, почтовые суда и.т.д.).

С турецкой стороной решить вопросы было достаточно просто. В Москве образована Русско-Турецкая смешанная комиссия по урегулированию взаимных имущественных претензий.

"Адмирал "Чихачев"  однотипный с "Ольгой"
"Адмирал "Чихачев" однотипный с "Ольгой"

Так, к примеру, про пароход "Королева Ольга" пишут следующее

Построен по заказу РОПиТа в конце 1893 года на верфи «Wm Denny & Brothers, Dumbarton» (Англия) для заграничной — Александрийской линии. Водоизмещение 7070 тонн (4170,78 брт), грузоподъемностью 3120 тонн. Размеры 118,1 х 13,8 х 7 (м). Вертикальная паровая машина высокого давления, четверного расширения, мощность 3260 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 14,5 узлов. Экипаж 51 человек. Судно могло принимать на борт 65 пассажиров в каютах 1-го класса, 39 в каютах 2-го класса и 304 пассажира в помещениях 3-го класса. Порт приписки Одесса. Пароход «Королева Ольга» эксплуатировался на ближневосточной почтово-пассажирской линии.

И все.

Серия состояла из 3 пароходов (построенных, как обычно, за рубежом):

-"Адмирал Чихачев" сначала перешел французам ("MESSAGERIES MARITIMES"), потом был передан "французскому РОПиТ" и эксплуатировался как "Amiral Tchihachov", когда же встал вопрос о его возвращении, его пуслили на слом.

-"Император Николай II", который (после долгой юридической борьбы стал советским пароходом "Ильич")

Третьей в серии была, как раз, "Королева Ольга", с которой были связаны несколько почти детективных историй. Сначала это была "Vurla" ВМС Турции, потом ее вытребовал через суд по подложным докеументам частник (грек из русских эмигрантов), потом, когда удалось узаконить взаимоотношения Турции и СССР, он стал турецким Cumhuriyet (написание Djumhouriet - это англизированный вариант, т.к. "С" в турецком, это "Dj"). С Турцией все проще.

С Грецией, и, главное с Румынией все было намного сложнее (и суммы там были... несоизмеримые), но это отдельная история...