Искусство шитья богослужебных облачений на Руси

Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию.

Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию. В отличие от светской одежды, богослужебные облачения с того времени не претерпевали кардинальных изменений, до сего дня следуя канону. Тем не менее, между русскими образцами разных периодов можно заметить различия, например, в выборе ткани, отделке или вышивке. На это влияли возможности производства и направления  декоративно-прикладного искусства того или иного времени.

Глубокие корни традиции «священных одежд»

Как известно, особые богослужебные одеяния для духовенства существовали еще в ветхозаветные времена. Повеление о создании конкретных элементов облачения из определенных материалов было передано Богом через пророка Моисея: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия… чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона… Это устав вечный для него и для потомков его по нем» (Исх. 28:1-43).

Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию.-2

В христианской Церкви Нового Завета особые богослужебные облачения появились не сразу. Когда Иисус Христос совершал Тайную Вечерю, все присутствовавшие были в повседневных одеждах. В то же время известно, что брат Господень Иаков одевался как иудейский священник, а апостол Иоанн Богослов носил на голове золотую повязку — атрибут первосвященника. Для воскрешенного Лазаря, ставшего епископом Кипра, Богородица сшила омофор. Так, апостолами использовались некоторые элементы церковных одеяний, канон же в общих чертах сформировался лишь к VI в.

Уникальное декорирование русских облачений прошлого

Наиболее ранние из сохранившихся в музеях русских памятников Богослужебных одеяний датируются XVI-XVII вв. Уже тогда облачения могли выглядеть как произведения искусства.

До XVIII в. за неимением отечественного крупного мануфактурного производства ткани для церковных одежд закупали на Востоке и в Западной Европе. Русские мастерицы шили из них облачения и украшали великолепными вышивками, используя шелковые и металлические нити, а порой и драгоценные камни.

Фелонь. Зеленый иранский шелк XVII в. На оплечье ручная вышивка, сделанная в России.
Фелонь. Зеленый иранский шелк XVII в. На оплечье ручная вышивка, сделанная в России.
Фелонь. Персидский бархат XVI в., затканный изображениями животных. Оплечье выполнено в России.
Фелонь. Персидский бархат XVI в., затканный изображениями животных. Оплечье выполнено в России.
Фелонь XVII в. Золотой французский штоф и иранская парча. Черное бархатное оплечье вышито жемчугом, стеклом и серебром в России.
Фелонь XVII в. Золотой французский штоф и иранская парча. Черное бархатное оплечье вышито жемчугом, стеклом и серебром в России.

В XVIII в. в России начинает активно развиваться шелкоткачество и производство хлопчатобумажных тканей, и за рубежом материалы для одежды закупают все реже.

Однако роскошь столицы и крупных русских православных центров, где изготавливались богато украшенные облачения, на приходах в глубинке себе позволить не могли. В небогатых храмах одеяния шились из простой ткани и декорировались печатным орнаментом — набойкой.

Русский стихарь из шелка с набойкой. XVIII в.
Русский стихарь из шелка с набойкой. XVIII в.

Еще один интересный источник ткани для церковных облачений связан с русской традицией среди дворян жертвовать свои наряды на нужды Церкви. В роду Романовых все невесты после свадьбы передавали свои венчальные платья в дар духовенству. Одним из таких памятников является комплект из фелони и епитрахили, выполненный из белого муара и отделанный вышивкой металлическими нитями. На подкладке фелони сохранилась надпись: «Из подвенечного платья Государыни Императрицы Александры Федоровны. Пожертвовано в 1842 г.».

Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию.-7

Русские богослужебные одежды XIX в. особенно эффектны и разнообразны по своей отделке. В России и Европе стали увлекаться стилями из прошлого, и при оформлении облачений, помимо русских традиций, следовали и европейским течениям. Широкое распространение получают бархат и золотошвейное шитье. Чтобы на свету золото блестело эффектнее, мастерицы создавали рельеф, подкладывая под вышивку картон или вату. На оплечниках священнических облачений, кроме привычных крестов, встречаются медальоны ручной вышивки с иконами Спасителя, Богородицы, Святой Троицы.

Стихарь XIX в. Бархат. Растительный орнамент. Вышивка золотыми нитями.
Стихарь XIX в. Бархат. Растительный орнамент. Вышивка золотыми нитями.
Фелонь XIX в. Бархат. Вышивка золотыми нитями. Медальон «Несение Креста».
Фелонь XIX в. Бархат. Вышивка золотыми нитями. Медальон «Несение Креста».

Удивительный памятник середины XIX в. — облачение из фиолетового бархата, почти полностью покрытое роскошным золотым шитьем. Здесь много символов, в том числе очень распространенный в то время в России — «Всевидящее око», а также вышитый в центре Орден Св. Александра Невского.

Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию.-10

Еще один уникальный комплект диаконского и священнического облачений был выполнен в XX в. к 100-летию Отечественной войны 1812 г. Одеяния оформлены в черно-оранжевой цветовой гамме, как у георгиевской ленты. Но ее на облачении заменяет древнегреческий орнамент. Георгиевские кресты вышиты везде, где по канону полагается быть крестам. На оплечье фелони живописный образ вмч. Георгия Победоносца и георгиевская лента с орденом.

Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию.-11

Облачения священства в современности

В настоящее время создание церковных облачений значительно упрощено новыми технологиями. Интернет открывает свободный доступ к большому разнообразию орнаментов, используемых в архитектуре, искусстве и дизайне одежды как византийской, так и древнерусской эпох. Это помогает художникам швейной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря проектировать на компьютере уникальные схемы вышивок, гармонично сочетая разные традиции и стили, чтобы в итоге создать новые красивые облачения.

Иерейское облачение из бархата и декоративной ткани с вышивкой «Сузорье».
Иерейское облачение из бархата и декоративной ткани с вышивкой «Сузорье».

Для создания любого узора на ткани используются специализированные машины, которые умеют вышивать аппликации и работать с металлизированными нитями. Это позволяет реализовать практически любое пожелание заказчика в оптимальные сроки.

Русское иерейское облачение с вышивкой «Патина» и медальоном Спасителя.
Русское иерейское облачение с вышивкой «Патина» и медальоном Спасителя.

В мастерской используются такие церковные и декоративные ткани, как бархат, шелк, бязь, лен. Схемы вышивок икон разрабатываются при участии иконописцев, а затем вышиваются машинным либо ручным способом.

Бархатное иерейское облачение с вышивкой «Виноград» и медальоном Богородицы.
Бархатное иерейское облачение с вышивкой «Виноград» и медальоном Богородицы.

История церковных облачений насчитывает многие тысячелетия. Но и сегодня через эти одеяния Церковь не только продолжает нести традицию и канон новым поколениям, но и выполняет Божие повеление: благолепием облачений украшает Богослужение и славит Господа.

Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию.-15

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ