Традиции оформления церковных облачений, как и вся история русского Православия, уходят корнями в Византию. В отличие от светской одежды, богослужебные облачения с того времени не претерпевали кардинальных изменений, до сего дня следуя канону. Тем не менее, между русскими образцами разных периодов можно заметить различия, например, в выборе ткани, отделке или вышивке. На это влияли возможности производства и направления декоративно-прикладного искусства того или иного времени.
Глубокие корни традиции «священных одежд»
Как известно, особые богослужебные одеяния для духовенства существовали еще в ветхозаветные времена. Повеление о создании конкретных элементов облачения из определенных материалов было передано Богом через пророка Моисея: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия… чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона… Это устав вечный для него и для потомков его по нем» (Исх. 28:1-43).
В христианской Церкви Нового Завета особые богослужебные облачения появились не сразу. Когда Иисус Христос совершал Тайную Вечерю, все присутствовавшие были в повседневных одеждах. В то же время известно, что брат Господень Иаков одевался как иудейский священник, а апостол Иоанн Богослов носил на голове золотую повязку — атрибут первосвященника. Для воскрешенного Лазаря, ставшего епископом Кипра, Богородица сшила омофор. Так, апостолами использовались некоторые элементы церковных одеяний, канон же в общих чертах сформировался лишь к VI в.
Уникальное декорирование русских облачений прошлого
Наиболее ранние из сохранившихся в музеях русских памятников Богослужебных одеяний датируются XVI-XVII вв. Уже тогда облачения могли выглядеть как произведения искусства.
До XVIII в. за неимением отечественного крупного мануфактурного производства ткани для церковных одежд закупали на Востоке и в Западной Европе. Русские мастерицы шили из них облачения и украшали великолепными вышивками, используя шелковые и металлические нити, а порой и драгоценные камни.
В XVIII в. в России начинает активно развиваться шелкоткачество и производство хлопчатобумажных тканей, и за рубежом материалы для одежды закупают все реже.
Однако роскошь столицы и крупных русских православных центров, где изготавливались богато украшенные облачения, на приходах в глубинке себе позволить не могли. В небогатых храмах одеяния шились из простой ткани и декорировались печатным орнаментом — набойкой.
Еще один интересный источник ткани для церковных облачений связан с русской традицией среди дворян жертвовать свои наряды на нужды Церкви. В роду Романовых все невесты после свадьбы передавали свои венчальные платья в дар духовенству. Одним из таких памятников является комплект из фелони и епитрахили, выполненный из белого муара и отделанный вышивкой металлическими нитями. На подкладке фелони сохранилась надпись: «Из подвенечного платья Государыни Императрицы Александры Федоровны. Пожертвовано в 1842 г.».
Русские богослужебные одежды XIX в. особенно эффектны и разнообразны по своей отделке. В России и Европе стали увлекаться стилями из прошлого, и при оформлении облачений, помимо русских традиций, следовали и европейским течениям. Широкое распространение получают бархат и золотошвейное шитье. Чтобы на свету золото блестело эффектнее, мастерицы создавали рельеф, подкладывая под вышивку картон или вату. На оплечниках священнических облачений, кроме привычных крестов, встречаются медальоны ручной вышивки с иконами Спасителя, Богородицы, Святой Троицы.
Удивительный памятник середины XIX в. — облачение из фиолетового бархата, почти полностью покрытое роскошным золотым шитьем. Здесь много символов, в том числе очень распространенный в то время в России — «Всевидящее око», а также вышитый в центре Орден Св. Александра Невского.
Еще один уникальный комплект диаконского и священнического облачений был выполнен в XX в. к 100-летию Отечественной войны 1812 г. Одеяния оформлены в черно-оранжевой цветовой гамме, как у георгиевской ленты. Но ее на облачении заменяет древнегреческий орнамент. Георгиевские кресты вышиты везде, где по канону полагается быть крестам. На оплечье фелони живописный образ вмч. Георгия Победоносца и георгиевская лента с орденом.
Облачения священства в современности
В настоящее время создание церковных облачений значительно упрощено новыми технологиями. Интернет открывает свободный доступ к большому разнообразию орнаментов, используемых в архитектуре, искусстве и дизайне одежды как византийской, так и древнерусской эпох. Это помогает художникам швейной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря проектировать на компьютере уникальные схемы вышивок, гармонично сочетая разные традиции и стили, чтобы в итоге создать новые красивые облачения.
Для создания любого узора на ткани используются специализированные машины, которые умеют вышивать аппликации и работать с металлизированными нитями. Это позволяет реализовать практически любое пожелание заказчика в оптимальные сроки.
В мастерской используются такие церковные и декоративные ткани, как бархат, шелк, бязь, лен. Схемы вышивок икон разрабатываются при участии иконописцев, а затем вышиваются машинным либо ручным способом.
История церковных облачений насчитывает многие тысячелетия. Но и сегодня через эти одеяния Церковь не только продолжает нести традицию и канон новым поколениям, но и выполняет Божие повеление: благолепием облачений украшает Богослужение и славит Господа.