Несмотря на то что российские законы не требуют открывать расчётный счёт для всех ООО, ведение такого счёта упрощает взаимодействие с партнёрами, а также уплату налогов и страховых взносов. Рассмотрим особенности подачи заявления на открытие расчётного счёта и необходимые для этого документы.
Лицевой и расчётный счёт: различия
Текущий и расчётный счета — это два вида банковского счёта. Они предназначены для решения разных задач.
Текущий (или лицевой) счёт открывают на имя физического лица. Он нужен для проведения некоммерческих операций, например, для получения зарплаты. Использовать текущий счёт для ведения бизнеса запрещено.
Расчётный счёт используется для коммерческой деятельности. Он позволяет предпринимателям и компаниям получать платежи от клиентов, уплачивать налоги и проводить расчёты с контрагентами. Также к нему можно подключить зарплатный проект для перевода средств сотрудникам. Такой счёт может открыть только юридическое лицо или ИП.
Зачем ООО нужен расчётный счёт
В соответствии с частью 4 статьи 2 закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» компании имеют право открыть расчётный счёт, но не обязаны это делать.
Однако отсутствие расчётного счёта может затруднить работу компании. Без него будет проблематично:
- самостоятельно платить налоги, страховые взносы и штрафы. Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ, большинство перечислений в ФНС выполняются через Единый налоговый счёт (ЕНС), то есть только безналично. Если у вас нет расчётного счёта, уплатить налоги за вас может другое лицо, но поиск такого посредника создаст дополнительные неудобства для компании;
- принимать безналичные платежи от клиентов. В соответствии со статьёй 16.1 закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» все организации обязаны предоставлять клиентам возможность оплачивать товары и услуги безналично. Для этого компания должна открыть расчётный счёт и заключить договор с банком-эквайером, который будет переводить средства с карты покупателя на счёт ООО;
- совершать крупные сделки. Указание Банка России № 5348-У гласит, что рассчитываться наличными можно только в рамках небольших сделок. Если размер платежа по договору превышает 100 тысяч рублей, то оплата должна осуществляться безналично;
- принимать участие в государственных закупках. Обычно заказчики выбирают поставщиков с расчётным счётом, так как процесс расходования бюджетных средств в этом случае становится более прозрачным и контролируемым.
Как выбрать банк для открытия счёта
Для успешного выбора банка необходимо учесть ряд важных моментов:
- Стоимость обслуживания счёта. Изучите предложения разных банков, сравните стоимость тарифов для бизнес-счетов, размеры комиссий за операции и цены на вспомогательные услуги.
- Количество отделений банка в вашем городе. Чем больше банковских отделений и банкоматов работает в вашем населённом пункте, тем проще будет взаимодействовать с банком.
- Функции онлайн-банка. У большинства банков есть свои мобильные приложения. Проанализируйте, какие возможности для управления бизнес-счётом они предоставляют.
Какие документы требуются для открытия расчётного счёта ООО
Открытие расчётного счёта для ООО является более сложным процессом, чем открытие текущего счёта для физического лица. Компания перед обращением в банк должна подготовить пакет документов, в то время как физическому лицу обычно достаточно паспорта. Обычно для открытия расчётного счёта требуются:
- протокол общего собрания участников ООО, на котором было принято решение открыть компанию. Если у юрлица только один учредитель, потребуется предоставить письменное решение единственного участника общества;
- устав организации;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- свидетельство о постановке ООО на учёт в ФНС;
- документы, которые подтверждают полномочия заявителя. Например, если расчётный счёт оформляет директор компании, нужно приложить к документам приказ о его назначении;
- документы, которые подтверждают личность заявителя, например, паспорт и ИНН;
- карточка с образцами подписи директора и оттиска печати ООО. Форму карточки и образец её заполнения можно найти на сайте банка.
Полный перечень документов для открытия расчётного счёта варьируется в зависимости от банка. Например, сотрудник банка может запросить документы, подтверждающие юридический адрес компании. Советуем заранее связаться с работниками банка и уточнить у них, какие документы будут необходимы.
Как открыть банковский счёт для бизнеса
В 2024 году открыть расчётный счёт для компании можно как лично, так и через интернет. Рассмотрим оба варианта.
Открытие расчётного счёта в банке
Процедура открытия счёта для малого и крупного бизнеса одинакова. В общем случае вам нужно:
- Узнать у менеджера выбранного банка, какие документы необходимо представить для открытия расчётного счёта.
- Принести оригиналы и копии требуемых документов в банк.
- Заполнить анкету клиента или заявление на открытие счёта под руководством банковского сотрудника.
- Дождаться проверки документов банком. Обычно это занимает несколько дней.
- Повторно посетить банк, чтобы подписать договор и получить банковскую карту.
Банк самостоятельно уведомляет ФНС и СФР об открытии расчётного счёта для юрлица, поэтому предприятию не нужно оповещать ведомства об этом.
Открытие счёта для бизнеса онлайн
Для открытия счёта онлайн отправьте заявку на сайте выбранного банка. Сотрудник банка перезвонит вам и объяснит, как действовать дальше.
Если руководитель ООО ранее был клиентом выбранного банка в качестве физического лица, вы можете подать заявку через его Личный кабинет. После этого потребуется предоставить банку дополнительные документы. Некоторые банки позволяют передавать документы и подписывать договор онлайн. В этом случае вам потребуется посетить банк только для получения бизнес-карты.
Причины, по которым банк может отказать в открытии расчётного счёта
Банк может отказать в открытии счёта после проверки информации о вашей компании. Вот несколько возможных причин:
- были обнаружены ошибки в предоставленных документах. В этом случае нужно просто исправить их и снова обратиться в банк;
- был представлен неполный пакет документов;
- юридический адрес компании относится к адресам массовой регистрации;
- паспорт генерального директора ООО недействителен;
- у предприятия плохая кредитная история: например, зафиксированы подозрительные операции на других счетах.
Открыть компанию поможет онлайн-сервис «Регистрация бизнеса». Заполните форму в Личном кабинете сервиса, а мы подготовим заявление о регистрации ООО и устав организации. ФНС получит все документы онлайн, поэтому платить госпошлину не придётся.