ЕвроАвто делится опытом дуального обучения

16-18 мая Комитет по транспорту СПб организовал V Международный транспортный фестиваль «ТранспортФест» с участием первых лиц города, представителей федеральных органов власти и ведущих компаний...

16-18 мая Комитет по транспорту СПб организовал V Международный транспортный фестиваль «ТранспортФест» с участием первых лиц города, представителей федеральных органов власти и ведущих компаний отрасли. В этом году организаторы обратили внимание на вопросы послепродажного обслуживания транспорта. К обсуждению приглашены Илья Плисов, заместитель генерального директора ЕвроАвто, и Михаил Петров, директор по развитию сети.

Они приняли участие в пленарной сессии, где рассказали об опыте работы ЕвроАвто с учебными заведениями города и адаптации молодых специалистов к новой сфере. Сеть десятилетия сотрудничает с профильными колледжами и одной из первых запустила проект дуального обучения — нам есть, о чем рассказать!

“Взаимодействие учебных заведений и компаний по многим специальностям было утеряно за последние 30 лет. По рабочим профессиям это очень больной вопрос, потому что таких специалистов нельзя выучить за партой. Так возникла идея дуального обучения, когда ты и учишься, и уже пробуешь свои силы, и выполняешь простые задачи”, — рассказал Илья Плисов.

Выступление Михаила вызвало интерес и массу вопросов. Кто-то уже планирует подобные программы, кто-то впервые услышал о них. Приводим его выступление от первого лица, чтобы вы составили свое мнение.

16-18 мая Комитет по транспорту СПб организовал V Международный транспортный фестиваль «ТранспортФест» с участием первых лиц города, представителей федеральных органов власти и ведущих компаний...-2

Кадровый голод на рынке aftermarket

Сейчас в ЕвроАвто работают более 5 000 человек, из них около 1 500 задействованы в автосервисе. И все это высококвалифицированные специалисты. Кадровый голод возник не вчера и не год назад. Он начался примерно в середине 10-х. Во второй половине 90-х произошел разрыв между системой образования и производством. И все работали сами по себе.

С 2015 года ЕвроАвто открывает 5 и более филиалов в год. Мы не стали изобретать велосипед и обратились к советскому прошлому. Начали работу с образовательными учреждениями, приглашали студентов на практику. Были и неудачные эксперименты. Конверсия (или трудоустройство) была очень низкая. Мы поняли, что нужно настроить систему наставничества, плотнее работать с учебными заведениями.

И вот примерно полтора года назад на одном мероприятии все говорили о том, что работать некому. Кадры заканчиваются. А представитель Академии транспортных технологий Геннадий Иванович Нимыкин рассказал, что они ежегодно выпускают 400 студентов, и они отправляются непонятно куда. Коллеги предложили интересный эксперимент по дуальному обучению.

Это похоже на обычную практику, но не совсем. При дуальном обучении с третьего курса студенты обучаются не только в стенах учреждения, но и на предприятии. Один день в неделю они приходят в ЕвроАвто, у них есть учебный план, список систем к изучению на день. Так они практику накладывают на уже полученную теорию.

Для чего нужно дуальное обучение?

Своей целью мы поставили совершенствование модели подготовки выпускников с учетом реальных потребностей рынка. Здесь студенты видят реальную работу. Это позволяет действительно перестраивать образовательные программы в нужном русле.

Второй пункт — это формирование образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами. Они всегда немного отстают, но теперь мы можем сократить разрыв.

Третий пункт — это изменение требований к организации и содержанию образовательных программ. И очень важная четвертая цель — разработка механизма независимой оценки квалификации кадров. Теперь ее дает не только образовательное учреждение, но и мы как работодатель. Мы тоже преподаватели, только с практической стороны.

Как организовано дуальное образование

Мы стартанули в сентябре 2023-го, сейчас первый год обучения в ЕвроАвто заканчивает тестовая группа в 25 человек. Следующий год это уже будет четвертый курс и полноценная производственная практика: по месяцу в первом и втором семестре. Также в сентябре этого года придет уже две группы нового третьего курса.

Если вы хотите заниматься со студентами и у вас нет наставников, даже не тратьте время. Наставник — это вообще номер один в этой системе. Поверьте мне, мы так много времени потеряли. Наставник должен быть мотивирован финансово, и нематериальная мотивация должна быть. Нужно отбирать опытных людей с задатками преподавателя.

Сейчас по результатам опроса 76% участников эксперимента планируют работать у нас! При этом часть людей планирует продолжить обучение в высшем учебном заведении. Возможно, потом они все равно вернутся в ЕвроАвто.

 Обсуждать кадровые вопросы вживую важно. Часто офлайн общение быстрее и эффективнее. Помните, что сам проект дуального обучения зародился на мероприятии?
 Обсуждать кадровые вопросы вживую важно. Часто офлайн общение быстрее и эффективнее. Помните, что сам проект дуального обучения зародился на мероприятии?