130,2K подписчиков

От науки к чупакабре: План развала России начался с простых почтовых ящиков в подъездах

4,3K прочитали

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки. С их починкой никто не заморачивался (воровать почту в СССР было немодно), и потому почтовые ящики часто висели с отвалившейся челюстью, показывая содержимое всем входящим в подъезд. Я хорошо помню, как в разинутых ртах этих жестянок, среди обычных в то время газет, мелькали журналы «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Юный Техник». В нашем ящике раз в месяц неизменно появлялся «Юный Натуралист».

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.

В девяностые на почтовые ящики подъезда стали вешать навесные замочки. Но пока этого ещё не произошло массово, можно было заметить, как периодические издания с научными названиями постепенно вытесняют развлекательный журнал "Огонёк" и цветные газеты с заголовками про чупакабру, НЛО и экстрасенсов.

Так закончилась одна эпоха и началась другая. Можно сделать вывод, что сразу после развала СССР перестали выходить научные журналы, но нет, «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Юный натуралист» – существуют до сих пор и даже печатаются. Просто в обществе началась массовая смена парадигмы мышления, и это, естественно, отразилось на выборе периодических изданий. На смену эпохе модерна, с её верой в прогресс и всемогущество разума, пришла иррациональная и анархичная эпоха постмодерна. Простой способ определить, какая эпоха на дворе, не прибегая к занудной философии: если вам кажется, что мир окончательно потерял берега и сбрендил – значит вы в эпохе постмодерна.

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-2

Пояснение:

О трёх культурно-​исторических эпохах развития человеческой цивилизации и свойственных им парадигмах мышления (сейчас принято их величать премодерн – модерн – постмодерн) вы, скорее всего, в курсе. Если нет, тут действительно стоит разобраться подробнее, но такой разбор не является целью данной статьи. Вкратце:

- эпоха премодерна – традиционное религиозное (мифологическое) общество; превалирует идеализм.

- эпоха модерна – общество просвещения и науки; превалирует диалектический материализм.

- эпоха постмодерна – общество тотального всеотрицания и анархии; превалирует субъективный идеализм.

«Премодерн может быть охарактеризован как эпоха, в которой человек был неразрывно связан с природой или с традицией – мифологической в древности и религиозной в средневековье.

На этапе модерна, первым знамением которого можно считать Великую французскую буржуазную революцию, человек уже не опирается на традицию, а использует в качестве опоры принципиально новые формы – верховенство права и классическую рациональность, представляемую наукой. Несмотря на отхождение от традиции, модерну присущ пафос созидательной работы. Модерн характеризуется такими чертами, как гуманизм, научно-​технический прогресс, развитие индустриальных форм хозяйственной деятельности, светской национальной государственности и т. д. По сути, человек обретает субъектную позицию и начинает мыслить себя как субъект.

В свою очередь постмодерн отрицает модерн как период тотального подавления человека и его внутренней индивидуальности. Постмодерн может быть охарактеризован как эпоха плюрализма. В эпоху постмодерна набирает силу постиндустриальная экономика, начинают ослабевать национальные государства, мировоззрение и сама реальность становятся эклектичными(фрагментарными), приобретают черты симуляции, имитации, бесконечной игры.» (Журнал «Философия и общество».)

Отмечу, что Советский Союз считается последним павшим бастионом эпохи модерна в Европе: он выстоял дольше всех перед посмодернистскими концепциями. Историк Эрик Хобсбаум считает, что полноценным началом эпохи постмодерна в мире, стал именно 1991 год, год распада СССР. И, следует добавить, что эпохи отражают общее направление движения социальной мысли и культуры, но не являются полностью однородными. В Российском обществе, например, не смотря на то, что на дворе постмодерн, сосуществуют люди с парадигмами мышления всех трёх эпох.

Вернёмся к периодике. Я вот до сих пор удивляюсь: как можно за какой-​то десяток лет кувыркнуть социальную мысль с веры в научный и трудовой прогресс на чупакабру и Кашпировского? Но почтовые ящики не дадут соврать – это действительно произошло. Хотя, если подумать, удивительного тут нет.

Журналы Советской эпохи модерна в доступной форме просвещали население, стараясь подтянуть каждого индивида поближе к концепции идеального Человека. А какой он был, этот Человек с большой буквы?

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-3

Неясов В.А. (1926-1984) «Парень с Урала» 1959

Развитый интеллектуально, морально и физически, строитель нового, покоритель реальности. Иными словами, массмедиа участвовали в строительстве личности, соответствующей вызовам эпохи. И соответствовать этим вызовам было, конечно, непросто. А вот пришедшие на смену издания постмодерна, вместо того чтобы строить индивида, стали сами подстраиваться под его хотелки. Ведь исходя из плюрализма во всём, каждый человек в постмодерне признавался совершенством по праву существования. Таким образом необходимость стремиться, напрягаться, развиваться, добиваться – отпала сама собой. Теперь разрешалось просто принять себя как есть, расслабиться и развлекаться. Большинству это явно оказалось по вкусу (судя по тому, с какой скоростью народ переобулся), но по поводу «принятия как есть» отлично высказалась Раневская, и я с ней совершенно согласна:

„Если ты ждёшь, что кто-​то примет тебя "таким, как ты есть", то ты просто ленивое мудло. Потому что, как правило, "такой, как есть" - зрелище печальное.»

А с чего вообще всё началось, по какой причине произошла такая существенная смена парадигм мышления? Не у нас в стране, а вообще - в мире? Это связывают с разочарованием в материалистических идеях эпохи модерна и в признании никчемности разума и воли человека. Некоторые (например Л.И. Шестов в своем «Апофеозе беспочвенности») склоняются к тому, что сухой материализм, системность, предсказуемость модерна просто встали всем поперёк горла, тем более что на вопросы Вселенной, Жизни (и Вообще) наука внятно не ответила («внятно» - это так, как хотелось бы потребителю, я так полагаю?). Как пишет сам Лев Исаакович:

«Словом – добро не оправдало возлагавшихся на него надежд. Разум – тоже очень мало принес. И истомившееся человечество отвернулось от своих старых идолов и возвело на трон зло и безумие.»

Всё это назвали, конечно, не «зло и безумие», а более романтично и революционно: «выйти за рамки». И понеслось. Не знаю, чего именно человечество надеялось достичь этим «выходом за рамки», но по факту мы получили дискредитацию науки, деградацию искусства, смерть экспертизы, 53 пола вместо двух, астрологию вместо астрономии и Грету Тумберг вместо Гагарина. Так себе результат.

А вот была ли смена культурно-​социальной мысли следствием разочарования? Судя по тому, в какой безудержный и анархичный «загул» пустилось человечество, я склоняюсь к иной точке зрения. Отказ от концепций материализма эпохи модерна случился не потому, что разочаровались или надоело. А потому, что испугались.

«Мы балансируем между иллюзией и действительностью, которые кажутся одинаково невыносимы. Но, быть может, действительность еще более невыносима, и не жаждем ли мы, в конечном счете, иллюзорности мира, даже если противостоим ей во всеоружии истины, науки и метафизики?» (Ж. Бодийар «Совершенное преступление»)

Невыносимость действительности. Вот что послужило причиной. Ни Природа, ни Космос, ни Вечность не встретили нас, повзрослевших отпрысков Земли, тёплыми объятиями. Первооткрывателей (ну надо же!) никто не ждал, мы оказались никому не нужны. Всё то, в чём мы искали смыслы, посмотрело на нас равнодушной пустотой. Человек мечтал плюнуть в Вечность, а вместо этого Вечность плюнула в человека. И мы, кажется, сломались. Испугались тотального отсутствия смысла настолько, что просто сбежали обратно в уютные сказочные миры – кто к трансцендентному за пазуху, кто в объятия виртуальной реальности, кто в какую-​нибудь нумерологию – лишь бы подальше от страшной реальности, лишь бы нафантазировать хоть какой-​то смысл существования. Вы можете быть сторонником любой из эпох, но по факту у нас получилось вот что:

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-4

Забавно жить в мире постмодерна, где большинство сидит на какой-​нибудь фантастической наркоте, не спорю. Каждый день абсурд пробивает дно, только успевай удивляться. Но может ли современный человек-​шут, человек-​ничто создать, изменить хоть что-​то в реальности, а не своей голове? Я уже не говорю о постройке космических кораблей – тут не до жиру. Хоть бы канализацию работающей сохранить… А между тем, благодаря постмодерну, насмехающемуся над просвещением, увеличивается количество людей, которые не умеют без калькулятора перевести миллиметры в сантиметры. Или пользуются линейкой с единицы, а не с нуля (это сейчас была не шутка).

Радует лишь то, что разудалый постмодерн, не успев начаться, уже сдаёт позиции. Ура, товарищи! Нашей стране вообще повезло больше других – у нас это сумасшествие началась на тридцать лет позже, чем зародилось в Европе и «царствовало» всего половину своего срока. И заканчивается эпоха постмодерна у нас явно раньше: уже сейчас, пока европейцы обучают детсадовцев выбирать пол и скачут без трусов на сцене, у нас наблюдается обратный откат к реальному, рациональному и высококультурному. Откат естественный, в лучших традициях старой доброй диалектики – единства и борьбы противоположностей.

Сужу я, опять же, по востребованности научно-​популярных проектов, так как работаю в этой сфере. Похоже, что научная журналистика и популяризация науки у нас в стране не просто отходит от забытья, а даже обещает новый расцвет. Из всеобщего псевдонаучного бреда, разросшегося на плодородной ниве постмодерна, поднимают головы научно-​популярные проекты с серьёзной репутацией – и это не может не радовать.

В апреле в Москве состоялась церемония награждения ежегодного конкурса «БиоМолТекст», на которую я, как номинант, прилетела с Дальнего Востока. Биомолекула - сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии, он был основан в 2007 году выпускниками Биологического факультета МГУ. В 2022 Биомолекула получила Литературную премию им. А.Р. Беляева в номинации «Просветительский или научно-​популярный сайт». А в этом году был проведён уже 13 ежегодный конкурс «БиоМолТекст»

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-5

Среди участников оказалось много заинтересованной молодёжи (есть даже отдельная номинация, в которой участвуют исключительно школьники). Вообще возраст авторов порадовал своей юной перспективностью. Умудрённые "старцы" тоже были, но они заседали в жюри конкурса. И среди них были - представляете? - редакторы тех самых научно-​популярных журналов, которые я видела в детстве в открытых почтовых ящиках нашего дома! Познакомиться сейчас с этими людьми - как будто протянуть руку через целую эпоху!

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-6

На фото со Елена Владимировна Клещенко, с 1994 года работает редактором в журнале «Химия и жизнь», научный журналист, писатель, автор книги "ДНК и её человек". Елена Владимировна отдельно выделила мою конкурсную статью и назвала её самой увлекательной, от которой невозможно было оторваться до самого конца.

Наверное, не стоит удивляться, что науч-​поп снова становится отдельным и важным направлением просветительской деятельности. Пока социальная мысль забавлялась всеотрицанием и «выходила за рамки», наука-​то продолжала работать: с развитием технологий начался новый виток исследования реальности. Каких-​то громких открытий, которые могут потрясти мир и впечатлить пресыщенного обывателя, человечество не совершает (так как все самые крупные и доступные плоды знаний, похоже, уже сорваны). Но происходит углубление в уже существующие сферы, количество исследований растёт в геометрической прогрессии, а знания устаревают с феноменальной скоростью. Это всё приводит к тому, что даже человек, который трудится на ниве естественных наук уже не в состоянии уследить за общей картиной научного развития, не говоря уже об остальном народонаселении. И тут здорово выручает науч-​поп, который облекает скучные исследования в развлекательную форму.

Простой же обыватель, осознав, что из иллюзий каши не сваришь, также начинает робко поглядывать обратно в сторону научного мировоззрения. Всё больше людей подписываются на ежемесячные пожертвования для полюбившихся научно-​популярных сайтов, позволяя им всё меньше зависеть от рекламы и недобросовестных спонсоров. Так, при поддержке социума, стихийность науч-​поп движения обретает некую самостоятельность, структуру, заметно разделяется на разные уровни сложности от школьного до академического.

Мало того: современный науч-​поп - это уже не просто отдельное направление в научной журналистике, а практически новый жанр в литературе. Кажется, постмодерн, не смотря на свою утопичность и тупиковость, всё же оставил положительный след. Эпистемологический и культурный кризис, похоже, сподвигнул к некоему объединению материального и идеального. На наших глазах происходит удивительный синтез: оказавшись в зоне маргинальности в эпоху постмодерна наука и искусство создают союз друг с другом!

В самом музее БИОТЕХ новый синтез заметен по инсталляциям, где скромность и строгость науки переплетена с яркими художественными формами и юмором.

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-7

Инсталляции музея, как положено, рассказывают о возможностях применения современных биотехнологий в сельском хозяйстве, геномике, пищевой и легкой промышленности, медицине. Всё это преподнесено в стиле хайтек, но его сдержанность смягчают мульт-​персонажи, юмористические цитаты из сериалов, художественные произведения агар-​арта — нового вида творческого самовыражения микробиологов. Агар-​арт – ярчайший пример произошедшего синтеза науки с искусством: ну кто бы еще 30 лет назад подумал «рисовать» картины в чашках Петри путём высевания микроорганизмов на питательные среды?

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-8

Произведения агар-​арта.

На создание одной миниатюрной картины уходит от двух до пяти дней. Сначала бактерии переносят на поверхность питательной среды. При этом, художник должен быть хорошо знаком с миром микроорганизмов - знать их физиологически и культуральные свойства, чтобы спрогнозировать, в какой именно цвет будут окрашены те или иные колонии и как будут выглядеть. После того, как колонии микроорганизмов прорастут и изображение “проявится” на поверхности питательной среды, необходимо выждать еще пару дней и зафиксировать результат эпоксидной смолой. https://scientificrussia.ru/articles/iskusstvo-​v-chashke-petri

Наравне с потенциально полезными инсталляциями о продуктах питания, изготовленных из нетрадиционного сырья («мука из кузнечиков», «грибной сыр», «мясо из пробирки»), в музее можно увидеть также «просто красивое» и эффектное: генетически модифицированные растения, которые светятся в темноте.

В восьмидесятые моя семья жила в многоэтажном доме. Высотка была новая, но у многих почтовых ящиков за первые пару-​тройку лет сломались замочки.-9

Российские учёные из ИБХ РАН под руководством доктора химических наук, руководителя отдела биомолекулярной химии Ильи Ямпольского выбрали в качестве «донора» генов царство грибов. Они идентифицировали отвечающий за свечение ген гриба Neonotopanus nambi и выяснили, что он представляет собой производную кофейной кислоты — органической молекулы, необходимой растениям для строительства клеточных стенок. Подробнее тут: https://www.rscf.ru/news/biology/sozdali-​svetyashchiesya-rasteniya/

Да, мы вступаем в новую эпоху, этого невозможно не заметить. Ей уже дали название: метамодерн. Пока чаши весов социальной мысли качались от материализма к идеализму и обратно, родился красивый и полезный синтез. Тяжеловесный, структурный материализм снова становится основополагающим (ура!), но он прихватил у идеализма лёгкие крылья искусства: так, оставаясь эффективной в реальности, наука становится вдохновляющей и красивой. Может именно этот синтез поможет исследователю выстоять перед равнодушием Вселенной, кто знает. Появится больше храбрецов, подкованных научным мировоззрением и окрылённых искусством, которые смогут спокойно, без страха заглянуть Вечности в самые зрачки. И создадут новые смыслы.

Но это всё станет известно гораздо позже. А пока - будущее наступает, и каждый из нас принимает в этом процессе непосредственное участие. Именно от нас зависит, какая парадигма мысли будет у руля, и какая периодика при этом одержит верх - красочные издания про достижения человеческого разума или чушь про чупакабру.

П.С. Кому интересно ознакомиться с моей конкурсной работой (она попала в номинацию "Выбор редакции") это можно сделать по ссылке
https://biomolecula.ru/articles/v-​obiatiiakh-zheleznoi-nianki В статье рассказывается о трогательных взаимоотношениях иммунных клеток и эритроцитов крови.

Автор - ZloiBiolog

Источник