1,8K подписчиков

Разворот на Восток: роль и значение постоянного населения

Центр международной политики стремительно перемещается на Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Центр международной политики стремительно перемещается на Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион.-2

Центр международной политики стремительно перемещается на Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. Россия переносит сюда свои экономические, торговые и политические интересы из-за усиления против нее санкционной политики стран Запада. 15 сентября 2021 года объявлено о создании стратегического альянса "АУКУС" - «новое расширенное трехстороннее партнерство в области безопасности между Австралией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами». Его официальной целью было объявлено сохранение мира, безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе на долгосрочный период и «противостояние угрозам сегодняшнего и завтрашнего дня», США подталкивают эти страны к конфронтации с Китаем, КНДР, Россией, осложняя международную обстановку в азиатско-тихоокеанском регионе проблемами с Тайванем, милитаризацией Японии.

В связи с обострением международной обстановки в этом районе усиливается внимание Российской Федерации к дальневосточным рубежам, одним из ее форпостов которых является Сахалинская область. На территории Сахалина и Курильских островов уже дважды проходили военные действия по защите восточных рубежей Российского государства, неоднократные инциденты холодной войны. В таких условиях исторически формировалось население этих пограничных районов, которому при осложнении обстановки первым выпадала роль защитников Родины. Некоторые эпизоды мы описывали в статьях канала: "США бомбили Курильские острова. Зачем? Когда?...", а также "Острова Курильские, Гавайские, Японские и Находка... В чем связь?"

Курильская десантная операция (18 августа — 1 сентября 1945) войск 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота СССР против японских войск во время Второй мировой войны для освобождения Курильских островов.
Курильская десантная операция (18 августа — 1 сентября 1945) войск 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота СССР против японских войск во время Второй мировой войны для освобождения Курильских островов.

1. Новые международная ситуация и дальневосточные рубежи России

В последние два-три года стало очевидным, что Российская Федерация совершает разворот от политики «вхожденчества» в Европу, начатую еще Борисом Годуновым и Петром I. На смену ему пришел серьезный разворот в межгосударственных экономических и политических отношениях от наших бывших западных стран-партнеров, участвующих сегодня в антироссийских действиях и ставящих целью поражение России в СВО, смену политического режима к выстраиванию стратегических отношений с государствами на восточной границе нашей страны. Это не простой поворот. Восточные регионы России со всем их колоссальным сырьевым потенциалом десятилетиями служили базой поставок столь необходимых странам западной и восточной Европы российского газа и нефти. Причин несколько: во-первых, уже в середине 60-х годов прошлого века в результате экономического роста там сложился значительный платежеспособный спрос на наши ресурсы, немало способствуя мирному деловому сотрудничеству СССР со зарубежными странами, во-вторых, поддержке и взаимовыгодной специализации и развитию экономик восточноевропейских стран социалистического лагеря, помогая их экономическому и социальному подъему. В этот период на востоке, у стран-соседей происходили сложные внутриполитические процессы, когда наших политические и экономические отношения времен их подъема и очень тесного сотрудничества в 1950-е годы, сменились периодом острой конфронтации в конце 60-х и 70-е годы ХХ века. Кроме того, здесь еще не сложилась мощная современная экономическая база, которой ресурсы были бы нужны в таких значительных объемах, поэтому и нефте- и газопроводы наши были проложены на запад, а не на восток, а экономические отношения десятилетиями выстраивались с "европейским экономическим центром". Но сегодня мир коренным образом изменился. За последние десятилетия государства Азиатско-Тихоокеанского региона, и, прежде всего, Китай совершили огромный скачок к вершинам научно-технического прогресса, достигли впечатляющих успехов в экономике и культуре, заставив потесниться страны Старого и Нового Света. Важнейшим условием экономического взлета этих стран стало наличие необходимых для этого трудовых ресурсов.

Регионы Дальнего Востока нашей страны, а это 40% территории страны при 7,873 млн жителей из 152,3 млн населения России на 1.01.2024 г. (с новыми регионами), ранее не избалованные большим вниманием к их социально-экономическому развитию, самым непосредственным образом оказались в центре событий эпического масштаба и в центре внимания руководства страны. Одним из важнейших теперь становится вопрос достаточности численности проживающего здесь населения и качества его структуры по образованию, профессиональной подготовке и гендерному составу новым задачам экономического, социального развития страны в современной обстановке. Это серьезный вызов для дальневосточных регионов - одно дело соответствовать задачам периода сырьевого развития XX века и совсем другое реализовывать задачи технологического прорыва с прицелом на длительную перспективу, поставленных в Указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2024 года "О национальных целях развития Российской Федерации на период до2030 года и на перспективу 2036 года"[1].

2. Особенности формирования населения в Сахалинской области

Одним из дальневосточных форпостов России является пограничная Сахалинская область. С возрастанием международной напряженности на дальневосточной границе России необходимо обратить внимание на особенности формирования населения на этой пограничной территории.

Прибытие переселенцев. Южно-Сахалинск. Фото 1946 г.
Прибытие переселенцев. Южно-Сахалинск. Фото 1946 г.

Население Сахалинской области, оценивая возможные перемены и опираясь на собственный опыт, с оптимизмом смотрит в будущее. А опыт этот действительно значительный. Одним из важнейших его уроков является оценка поколениями живущего здесь населения опыта предшествующих периодов осуществления государственной политики по привлечению и закреплению здесь трудоспособного населения, складыванию постоянного населения, оценки эффективности принимаемых для этого мер государственной поддержки.

2.1. Природные особенности.

Природа щедро одарила Сахалин и Курильские острова нефтью и газом, углем и золотом, редкими металлами и огромными биологическими ресурсами прилегающих морей, но дискомфортность территории Сахалина и Курил по природно-климатическим признакам определяется совокупностью их негативного воздействия на человеческий организм. И от этого объективного фактора никуда не деться. Ежегодно Сахалинская область подвергается воздействию более 200 опасных гидрометеорологических явлений. За год здесь регистрируется более 100 землетрясений. Повторяемость штормовых и ураганных ветров скоростью от 15 до 20 м/сек составляет в среднем 80-120 дней в году. Короткое и холодное лето, резкие изменения погоды и перепады атмосферного давления, достигающие критических значений, ультрафиолетовая недостаточность, частые вторжения холодного арктического воздуха, ураганы, тайфуны, ливни, снегопады, лавины и оползни, землетрясения, цунами, извержения вулканов серьезно осложняют жизнь и хозяйственную деятельность населения. Поэтому, при таких почти постоянных природных катаклизмах, вовсе не случайно значительная часть территории Сахалинской области относится к районам Крайнего Севера или к местности, приравненной к ним.

2.2. Государственная политика заселения островов.

Формы, методы государственного управления процессом заселения и закрепления здесь трудоспособного населения, исторически менялись в соответствии с изменением государством целей и задач освоения территории области, развитием общественного производства, ростом потребностей в ресурсах, техническим прогрессом, которые в итоге показали, что формирование постоянного населения является экономически наиболее обоснованным подходом к освоению удаленной и дискомфортной стратегически важной пограничной территории.

Исторически государственную политику по характеру управленческих действий по присоединению территории Сахалина и Курильских островов к российскому государству и осуществлению задачи формирования здесь постоянного российского населения можно разделить на несколько куда более сложных исторических этапов, чем в других регионах Дальнего Востока [7]. История области вобрала в себя первые межцивилизационные контакты русских первопроходцев и мореходов, направленных Российским государством, с коренным населением в XVII - первой половине XIX вв. (в середине XIX века насчитывалось около 2,8 тыс. чел. коренного населения), плохо организованные попытки осуществления военной и крестьянской колонизации в 1850-е - 1860-е годы, а в период с 1869 по 1905 годы царское правительство осуществляло бесчеловечную по своим условиям ссыльнокаторжную колонизацию острова Сахалин (население составило к 1905 году составляло до 40 тыс. человек).

2.3. Оккупация японскими милитаристами Северного Сахалина.

Александровск-Сахалинский в 1925 году оккупированный с 1920 г. по 15 мая 1925 г.
Александровск-Сахалинский в 1925 году оккупированный с 1920 г. по 15 мая 1925 г.

Уникальным по своей сложности был период осуществления с 1905 по 1945 годы российского освоения Северного Сахалина (население составило около 110 тыс. человек) и японская колонизация Южного Сахалина и Курильских островов (японское население ок. 400 тыс. человек к 1945 году). В эти годы две войны прокатились по Сахалину и Курилам, и каждая из них оборачивалась практически полной репатриацией проживавшего здесь населения: в 1905 году – русского, а после 1945 года – японского, а пятилетняя оккупация Северного Сахалина Японией в 1920–1925 годах была самой длительной оккупацией части территории России, которая едва не обернулась ее полной утратой.

2.4. Освобождение Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков

Красноармейцы на границе Северного (советского) и Южного (японского) Сахалина. Надпись на пограничном знаке под гербом Российской империи: "РСФСР. Граница". 1925 год.
Красноармейцы на границе Северного (советского) и Южного (японского) Сахалина. Надпись на пограничном знаке под гербом Российской империи: "РСФСР. Граница". 1925 год.

После освобождения Северного Сахалина 1 мая 1925 года административно-территориальная принадлежность Северного Сахалина менялась 4 раза:

  1. Сахалинская волость в составе Николаевского уезда Дальневосточного округа (1925-1926 гг.);
  2. Сахалинский округ в составе Дальневосточного края (1926-1932 гг.);
  3. Сахалинская область в составе Дальневосточного края (1932-1938 гг.)
  4. Сахалинская область в составе Хабаровского края (1938-1945 гг.).

Административным центром Северного Сахалина был город Александровск, единственный населённый пункт российской части острова, имевший статус города, вторым городом в 1938 году стала Оха.

Нефтепромысел близ поселка Оха. 1930 г.
Нефтепромысел близ поселка Оха. 1930 г.

С началом военных действий по освобождению Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов 11 августа 1945 года, в Японию выехало 40 тыс. гражданского японского населения, а после капитуляции Японии за 1946-1948 и последующие годы было репатриировано почти 400 тысячное гражданское японское и частично корейское население Южного Сахалина и Курильских островов и более 8 тыс. японских военнопленных. Их замещение гражданами СССР переселявшимися из центральных областей страны заняло около 4 лет -70 тыс. человек прибыло уже к октябрю 1946 года, а к 1949 году количество приехавших составило более 450 тыс. человек. Таким образом в очень сжатые сроки, около 4 лет, органами военной и гражданской власти была осуществлена колоссальная работа: полное замещение японского населения гражданами СССР, изменение правовых, хозяйственных, имущественных, социальных и др. отношений с капиталистических на социалистические, организовано снабжение и медицинское обеспечение, в целом, более 800.000 человек!

Вид города Тойохара (Южно-Сахалинск). Начало 1940-х годов.
Вид города Тойохара (Южно-Сахалинск). Начало 1940-х годов.

Периодом наиболее результативной деятельности органов государственной власти по заселению Сахалина и Курильских островов, созданию здесь современной многоотраслевой промышленной базы и сельского хозяйства были годы с 1945 г. по 1991 г. (население области составило 715,3 тыс. человек на 1 января 1991 года). Современный период с 1991 г. по настоящее время характеризуется реализацией комплекса мер и программ государственной и региональной политики сдерживания оттока населения и его закрепления в условиях рыночной экономики, осуществления действующей Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года. На 1 января 2024 года в области проживает 457 590 человек, что соответствует уровню 1950 года.

В период СССР и плановой экономики, развитие Сахалинской области основывалось на молодых специалистах, прибывавших на возведение строительных объектов и предприятия по распределению после окончания ВУЗов на обязательные три года, опытных специалистах, командированных своими ведомствами для решения неотложных народно-хозяйственных задач, а главным образом, прибывших по оргнаборам десятков тысяч специалистов, рабочих и служащих, демобилизованных военнослужащих, компенсирующих свои сложные жизненные обстоятельства, особенно в условиях первых послевоенных лет, когда центральные области страны были разорены за годы Великой отечественной войны. Важным фактором ощущения временности пребывания на островах у приезжавших сюда людей было общее доминирующее личное обстоятельство – они уже имели свою малую родину, куда большинство вновь прибывших предполагали вернуться по окончании заключенных с государством и государственными предприятиями договорами. Ежегодно в область прибывали десятки тысяч переселенцев, но и уезжало часто не меньше.

Тем не менее благодаря успешной деятельности органов государственной власти социальная обстановка постепенно улучшалась. В 1957 году численность населения области достигла 663,8 тыс. человек, которая была достигнута благодаря целенаправленной переселенческой политике государства, включавшей ряд эффективных мер и социальных гарантий с целью приостановки текучести населения, создания условий для закрепления кадров, уже адаптировавшихся здесь и получивших нужные для области профессии. Определенная часть вновь прибывших в Сахалинскую область, несмотря на трудности, формировала здесь семьи, растила детей, достаточно активно складывая на этих землях важнейшую составляющую и основу развития любой территории - постоянное население. Проживание в сложных природно-климатических, экономических и социальных условиях сформировали у постоянного населения уникальные особенности адаптивности к длительному климатическому дискомфорту, трудностям, вырабатывая тесную сплоченность социальных групп, самостоятельность, трудолюбие и взаимную поддержку, делая историю области яркой, романтичной и в то же время полной драматизма. Очень важным стимулом проживания на новых землях стал высокий уровень заработной платы, длительные отпуска, ежегодные 10-ти процентные надбавки к заработной плате в течении 10 лет на свей территории области, большие подъемные и ссуды и другие льготы. Люди были согласны поменять дискомфорт проживания на отдаленной территории на высокие зарплаты и значительные социальные льготы.

Выступление Н. С. Хрущева на митинге в г. Южно-Сахалинске. 23 октября 1954 г. Фотограф Д. М. Жуков. ГИАСО. Ф. ФД. Оп. 1. Ед. хр. 797.
Выступление Н. С. Хрущева на митинге в г. Южно-Сахалинске. 23 октября 1954 г. Фотограф Д. М. Жуков. ГИАСО. Ф. ФД. Оп. 1. Ед. хр. 797.

Но в определенный момент это не стало соответствовать идеологическим клише нового руководителя страны Н.С. Хрущева посетившего область в октябре 1954 года, назвавшего проживавших здесь людей рвачами, набивающих карманы и сидящими на шее государства, а льготы переселенцев, введенные 1 августа 1945 года, "сталинскими пережитками" [7]. Была поставлена задача растить специалистов на месте, но вместо этого государство в очередной раз отыгралось на людях - принятыми постановлениями правительства были отменены целый ряд льгот, сокращены отпуска, наполовину снижено количество надбавок к заработной плате, статус районов Крайнего Севера остался у 4 из 18 районов области. Срок трудового договора был увеличен до пяти лет, предусматривались значительные коррективы системы выплаты надбавок к зарплате, за выслугу лет. Изменялся порядок исчисления стажа, дававшего право на пенсию по старости и инвалидности, ссуды для вновь прибывших сокращались на 30–40 %. На территории области стали действовать три районных коэффициента: 1,4 – для южных районов, 1,6 – для центральных и 1,8 – для северных районов Сахалина и Курильских островов, вместо коэффициента 2,0 общего для всех районов.

Ответ не заставил себя долго ждать - миграционные потоки приобрели чрезвычайную активность. Население Сахалина и Курил с 1956 по 1960 год сократилась на 43,6 тыс. человек с 687,8 до 644,2 тыс. человек (6,3%). За десятилетие с 1956 по 1965 гг. в Сахалинскую область прибыло 361,2 тыс. и одновременно выбыло 469,7 тыс. человек. Таким образом, за счет механического движения (без учета внутриобластной миграции) убыль населения составила 108,5 тыс. жителей. Только с 1962 по 1965 год на Сахалине и Курилах было исключено из учетных данных (т. е. фактически закрыто в связи с выездом населения) 432 населенных пункта. Стабилизировать ситуацию старались активными мероприятиями по привлечению новых переселенцев.

Аэропорт г. Южно-Сахалинска. 1970-е годы.
Аэропорт г. Южно-Сахалинска. 1970-е годы.

К середине 80-х годов ХХ века Сахалинская область представляла собой довольно развитый индустриально-аграрный регион, игравший важную роль в зональном и общесоюзном разделении труда. В 1985 году годовой объем промышленного производства в области составил 2,5 млрд. советских рублей. При численности населения 9,5 % на Сахалинскую область приходилось 12 % промышленной продукции Дальнего Востока СССР. Предприятия Сахалина и Курил вырабатывали 95 % бумаги, 50 % картона, добывали 100 % нефти и 13 % угля, выпускали 28 % рыбной продукции Дальневосточного экономического района. Сельскохозяйственное производство Сахалина составляло 8 % от уровня всего Дальнего Востока, что позволяло в основном удовлетворять потребности населения в картофеле, капусте, столовых корнеплодах и некоторых зеленных культурах. С набором других продуктов питания дело обстояло сложнее – мясо, колбасные изделия, растительное и сливочное масло, сахар, рис и др., а также некоторые товары повседневного спроса с 1981 года нормировались. Заметно снизилась к этому времени стимулирующая роль установленных для сахалинцев и курильчан “северных” льгот, труднее стало удерживать уровень благосостояния людей. С 1961 по 1980 год в область прибыло 642 тыс. человек, а выбыло – 743 тыс., что было почти на 10 % выше фактической численности населения. Такая высокая миграционная подвижность населения влекла за собой большие финансовые потери государства по перемещению работников и их семей, отрицательно сказывалась на укомплектовании народного хозяйства постоянными квалифицированными кадрами. Годовой дефицит рабочей силы в 1981–1985 гг. составил по области около 11 тыс. человек, и эта тенденция устойчиво развивалась. Область по ряду показателей не только не имела преимуществ, но и заметно отставала от центральных районов страны. Особенно остро стояла жилищная проблема [8].

Южно-Сахалинск. Микрорайон Черемушки в 1970-х годах.
Южно-Сахалинск. Микрорайон Черемушки в 1970-х годах.

Противоречивость государственной политики по закреплению населения области вновь проявилась уже через несколько лет - государство уже в который раз вновь "перевернуло" состав населения области: в условиях проведенной экономической «шоковой терапии» в начале 90-х годов ХХ века, внутренней политической нестабильности, внешнеполитических амбиций Японии и ее территориальных претензий на часть Курильских островов, не эффективности местной власти, росте безработицы, отсутствии социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения, отсутствии регулярной и устойчивой транспортной связанности островов и с материком у населения до крайности обострились чувства незащищенности, оторванности от Родины, неуверенности в своем настоящем и будущем, что привело к резкому оттоку населения, изменению его качественного состава. Население, оставленное государством на произвол судьбы, сочло невозможным одностороннее выполнение договорных обязательств перед государством, которого не стало, как не стало и государственных предприятий, с которыми непосредственно заключались срочные трудовые договоры. Люди потянулось к местам прежнего своего жительства, на малую родину в центральных или южных регионах страны или туда, где географические, климатические условия проживания были лучше, надеясь в прежних местах выхода опереться на помощь родных, найти работу и жилье. Так, если в 1985 году население Сахалинской области составляло 691.7 тыс. человек, а в 1991 году достигло 715,3 тыс. человек, то уже в 1995 году количество населения снизилось до 648.4 тыс. человек. С 1993 по 1998 год миграционный отток превышал 10 тыс. человек в год. Максимального значения этот процесс достиг в 1994 году, когда Сахалинскую область покинуло более 21 тыс. человек, в 1995 году миграционная убыль составила около 20 тыс. человек, что было обусловлено произошедшими крупными землетрясениями на Южных Курилах и в Нефтегорске. В этот период проявился ряд других неблагоприятных факторов ухудшения демографической ситуации, особенно, естественная убыль населения, особенно обозначившаяся с 1993 года. В структуре причин смертности первое место заняли болезни системы кровообращения – 51,8 %, отравления и травмы – 20,3 %, новообразования – 13,5 %. При этом смертность мужчин в трудоспособном возрасте превысила показатель смертности женщин в 3,3 раза, а по причинам смертности у мужчин на первое место вышли несчастные случаи, травмы и отравления. Население стало более возрастным - удельный вес лиц старше 70 лет вырос с 3,95 % в 1998 году до 4,61 % в 2002 году. Это период стал периодом тяжелых испытаний как для населения, так и органов региональной и муниципальной власти, стремившихся найти выход из сложившегося положения [8].

Работа паромной переправы Ванино- Холмск в порту г. Холмск
Работа паромной переправы Ванино- Холмск в порту г. Холмск

Живущее сегодня в области население и составляет, в основном, сложившееся постоянное население образуемое: 1. его коренными жителями из числа малых народов Севера; 2. взрослого населения из местных уроженцев всех поколений и их детей наиболее тесно связанное с данной территорией, имеющее здесь сложившиеся родственные и имущественные связи, утратившее тесную связь с районами прежнего жительства, полностью адаптировавшееся к местным условиям и связавшее свою жизнь и судьбу своих детей с этой местностью, 3. приезжее население из других регионов и их дети, если они прожили здесь не менее 10 лет, в результате чего их миграционная подвижность стала такой же, как и местных уроженцев. Это база на которую можно опираться сегодня и в будущем. Но миграционные процессы пока не стали положительными, несмотря на широкий спектр мер, осуществляемых Правительством Сахалинской области.

Вид города Южно-Сахалинск в 1946 г. и в 2024 г.
Вид города Южно-Сахалинск в 1946 г. и в 2024 г.

3. Что делать?

Неизменным мерилом применявшихся форм и методов государственного влияния на миграционную политику является эффективность мер противодействия неблагоприятному сочетанию географических и природно-климатических условий с малообжитостью, которое сопряжено с напряжением адаптационных систем организма человека. Поэтому прежде необходима стабильность социальной обстановки, максимальная реализация намеченных планов и государственных программам социальной поддержки населения, рост их объемов, повышения благосостояния населения. Это многоплановая работа по закреплению в области имеющегося населения, улучшению его образовательного, профессионального состава, создание стимулов для снижения, а затем и прекращения его выездов в более благоприятные и комфортные для проживания районы страны, а также привлечение новых востребованных когорт переселенцев с необходимыми качественными характеристиками.

Но исходя из статистических данных Правительства Сахалинской области [3,4,5] видимо, не будут реализованы задачи, определенные "Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1298-р (ред. от 29.11.2023) по достижению контрольных показателей в отношении Сахалинской области по годам [2]:

  • численность населения: в Сахалинской области в 2017 году - 0,487 млн. человек, в 2018 году - 0,487 млн. человек, в 2019 году - 0,487 млн. человек, в 2020 году - 0,487 млн. человек и в 2025 году - 0,5 млн. человек; Фактически - на 1 января 2024 года в области проживает 457 590 человек, а по прогнозу численность населения области к 2026 году должна составить - 458,7 тыс. человек, что соответствует уровню 1950 года;
  • суммарный коэффициент рождаемости (количество детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста (15 - 49 лет): в Сахалинской области в 2017 году - 2,02, в 2018 году - 2,04, в 2019 году - 2,06, в 2020 году - 2,075 и в 2025 году - 2,25; Фактически - суммарный коэффициент рождаемости в 2019 году - 1,95, в 2021 году - 1,94 , в 2022 году - 1,81.
  • смертность от всех причин (случаев на 1 тыс. человек населения): в Сахалинской области в 2017 году - 12,7, в 2018 году - 12,1, в 2019 году - 11,5, в 2020 году - 10,9 и в 2025 году - 9,5; Фактически - в 2021 году -15,6; в 2022 году -13,8, прогноз к 2026 году - 12,9;
  • ожидаемая продолжительность жизни: в Сахалинской области в 2017 году - 69,2 года, в 2018 году - 70,2 года, в 2019 году - 71,2 года, в 2020 году - 72,2 года и в 2025 году - 76,5 года; Фактически - в 2020 году - 70,4 года, ожидаемая к 2026 году - 73,4;
  • реальные денежные доходы населения (процентов от предыдущего года, 2025 год - от 2020 года): в Сахалинской области в 2017 году - 101,6, в 2018 году - 102,6, в 2019 году - 101,4, в 2020 году - 101,5 и в 2025 году - 107,5; Фактически - в 2023 году -105,2.
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов): в Сахалинской области в 2017 году - 9, в 2018 году - 8,7, в 2019 году - 8,3, в 2020 году - 7,9 и в 2025 году - 6,3; Фактически - 6,9% в 2023 году и прогноз на 2026 год - 6,3%.

Здесь возникает главный вопрос - достаточности реализуемых мер. Стоит обратить внимание на то, что при отсутствии цифр необходимой численности населения области и сроков её достижения как цели государственной региональной политики, она превращается в весьма важный процесс улучшений, характеризующий не только уровень жизни населения, но занятость аппарата управления решением стоящих текущих задач, когда уровень эффективности деятельности определяется степенью реализации намеченных планов и программ сориентированных на "возможное", а не на конечный результат процесса формирования постоянного населения. В качестве его ориентира представляется важным просчитать каким должно быть количество проживающего в области населения по численности и качественному составу, чтобы служить базой воспроизводства необходимого трудоспособного населения для обеспечения реализации планов социально-экономического развития области, сколько на это потребуется финансовых и других ресурсов, их источники, определить этапы реализации такого подхода, скоординировать государственные программы экономического развития, совместно с бизнесом рассчитать сколько в области должно жить потребителей услуг для эффективной работы мелкого и среднего бизнеса, развития социальной сферы и других важных аспектов. Это позволит перейти к исчерпывающему программному влиянию на позитивное формирование условий для трех важнейших факторов: рождаемости, смертности и миграции, поскольку движение населения и его воспроизводство являются естественной основой формирования трудовых ресурсов, где области – самый ценный капитал.

Можно предположить, что кому-то может показаться, что достигнутых рубежей вполне достаточно и продолжать измерять успехи безусловно важной деятельности по социально-экономическому развитию области финансовой (бюджетной) обеспеченностью на душу уменьшающегося населения области, обеспечивая рост качества жизни еще не уехавших. Или выдвинуть теорию о достаточности численности ныне живущего в области населения для обеспечения самых необходимых отраслей региональной экономики, но очевидно, что так легко дойти и до ребрендинга известного образа социальной «шагреневой кожи» из периода 90-х годов ХХ века, что явно не соответствует современным задачам, выдвигаемым перед страной и органами государственного управления Президентом России В.В. Путиным.

Страна подошла к рубежу, когда социально-экономическое развитие территории уже недостаточно измерять только уровнем производства валового национального или регионального продукта, уровнем динамики реальной заработной платы или множества прежних экономических параметров, проецируя их уровень на прошлый период. Иначе новые задачи, поставленные Президентом России В.В. Путиным в майском 2024 года Указе "О национальных целях развития Российской Федерации на период до2030 года и на перспективу 2036 года" [1], не приобретут качественно нового социального измерения, если экономика останется мерилом развития, а не инструментом решения важнейших вопросов социального движения "от народосбережения к народопреумножению"[9].

Вывод:

Поэтому критерием эффективности и достаточности принимаемых решений по социально-экономическому развитию области как удаленной и дискомфортной территории может служить лишь устойчивая динамика растущей численности постоянного населения, реально свидетельствующая о том, что население удовлетворено мерами, принимаемыми органами государственной власти, обеспечивающие не только народосбережение, но и народопреумножение, ибо все, что создано на земле, – дело рук человека, творение его разума, результат его труда.
Ночной Южно-Сахалинск. Площадь Победы.
Ночной Южно-Сахалинск. Площадь Победы.
Проект Сахалин-2. Завод по производству СПГ в пос. Пригородное муниципального образования Корсаковский городской округ.
Проект Сахалин-2. Завод по производству СПГ в пос. Пригородное муниципального образования Корсаковский городской округ.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина "О национальных целях развития Российской Федерации на период до2030 года и на перспективу 2036 года" от 7 мая 2024 г. http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015

2. "Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1298-р (ред. от 29.11.2023). https://e-ecolog.ru/docs/n1HTk3UQOE22w8mc9lDkz/full

3. Итоги социально-экономического развития Сахалинской области за январь-декабрь 2023 года. https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=378

4. Прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=907

5. Динамика производства внутреннего валового продукта области. https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=410

6. Бурыкин А.Н. Переселенческая политика Советского государства как метод освоения территории Северного Сахалина: 1925-1945 гг. // РАГС. Социология власти. 2010. № 5. С. 104-111.

7. Бурыкин А.Н. Государственное региональное управление и формирование постоянного населения Сахалинской области (история и современность) (Монография). Москва: «Издательство Спутник+», 2009. – 244 с.

8. Бурыкин А.Н. Гуманизация государственного регионального управления как смысл и основное содержание Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области (Монография). Москва: «Издательство Спутник+», 2009. – 443 с.

8. Бурыкин А. Н. Проблемы формирования постоянного населения Сахалинской области. https://textarchive.ru/c-2696981.html

9. Романец Т.В. Программа повышения рождаемости на Сахалине. https://demografplatforma.ru/?p=1723

10. Эксперты объяснили причины роста и спада численности населения Сахалинской областиhttps://sakh.online/articles/5/2021-05-15/eksperty-ob-yasnili-prichiny-rosta-i-spada-chislennosti-naseleniya-sahalinskoy-oblasti-161507

11. Сахалинские семьи меньше рожают и больше разводятся. (27.12.2023 г.) https://citysakh.ru/news/110109

12. Убыль населения Сахалина и Курил за восемь месяцев 2023 года составила 1130 человек (27.10.23 г.) https://www.mk-sakhalin.ru/social/2023/10/27/ubyl-naseleniya-sakhalina-i-kuril-za-vosem-mesyacev-2023-goda-sostavila-1130-chelovek.html

Если тема статьи показалась актуальной, то пишите в комментариях, обсудим, ставьте лайки, подписывайтесь, советуйте друзьям. Спасибо!

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

Центр международной политики стремительно перемещается на Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион.-16