По протяженности жд дорог есть зависимость: Чем больше страна, тем и больше железных дорог: США, Китай, Россия, Индия, Канада. Но эту логику ломают следующие страны по списку – Германия и Франция, но а затем снова идут крупные дядьки.
Но в мире есть и некоторые государства, которые вообще не имеют железных дорог: самые крупные – Ливия, Чад и Нигер. В Европе это крошечные государства и Исландия, на ближнем востоке Оман, Йемен, ОАЭ.
Я бы мог вам сейчас рассказать про безумные проекты типа жд дорога Москва - Нью-Йорк или Пекин – Лос-Анджелес или вообще Ри́о-Галье́гос - Кейптаун, но нет, сегодня расскажу про реальные будущие проекты, про жд магистрали всего мира, подписывайтесь на канал и приятного просмотра.
По всей Земле существуют множество колейностей от Индийской в 1676 мм до Метровой и даже еще ниже.
Русская колея 1520 мм в основном используется в постсоветских странах. Также пару участков есть в Афганистане, и в странах, которые граничат со странами бывшего Советского Союза.
Самая протяженная в мире колея – европейская, 720 тысяч километров, помимо большей части Европы, она стоит у Турции, Ирана и Ирака, Китая, в странах Северной Америки, на севере Африки и Австралии. В России эта колея есть в приграничных местах с Польшей, Китаем и Северной Кореей.
Следующие после Европейской и Русской с небольшой разницей по протяженности идут Капская – это Япония, Новая Зеландия, Индонезия, Центральная и Южная Африка, Метровая – ее используют в Бразилии, Боливии, часть стран в Центральной Африке и Юго-востоке Азии и Индийская – это Индия, Палестина, Аргентина, Чили и другие страны. Также есть Иберийская колея – ее отдельно используют Испания и Португалия.
Теперь проведем краткий экскурс - оценим текущее состояние рельсов и шпал в некоторых странах мира:
Протяженность жд путей США почти 300 тысяч километров – то есть 7 с половиной раз можно обогнуть экватор. Сеть представлена четырьмя трансконтинентальными и двумя прибрежными линиями, еще несколько пересекают всю страну с севера на юг в центральной части Америки. Крупнейший транспортный узел - промышленный город Чикаго.
Железнодорожная сеть Австралии развита в основном в агломерациях крупных городов – Сидней, Мельбурн, Аделаида. В стране есть также две трансконтинентальных линии – Аделаида - Дарвин и Сидней – Перт. В стране используют три ширины колеи: Капскую, европейскую и ирландскую. Во многих местах используется совмещенная колея - когда можно ехать и по одной, и по второй.
В Европе железнодорожная сеть отлично развита - практически куда угодно можно добраться по рельсам. Туннелем под проливом Ла-Манш европейская жд сеть объединена с британской. Главный приоритет развития жд дорог Европы сегодня – скорость перемещения пассажиров и грузов. Если в России только одна линия поддерживает скорость больше 200 км в час, то в западной Европе таких дорог много, и скорости даже больше 300 км в час. Особенно выделяется Франция, Испания, Италия. Чуть позади Германия и Великобритания.
На Ближнем востоке из-за климата и песчаного рельефа исторически жд дороги не прижились. Лидер по протяженности в данной части Земли – Иран, за ним Ирак, Саудовская Аравия, потом Иордания и Израиль. Во время Османской империи была построена Хиджа́зская жд дорога, которая соединяла Дамаск в Сирии и Медину в Саудовской Аравии. Но после распада империи линию как единое целое использовать перестали. Сейчас функционируют только некоторые участки.
Китай - гигант железнодорожной мысли.
Например, в Китае находится самая высокогорная и одна из самых сложных жд магистралей с инженерной точки зрения - Цинхай-Тибетская железная дорога. Максимальная высота линии 5072 м над уровнем моря. Юго-восток Китая имеет обширную транспортную сеть, что нельзя сказать о Западе. Проекты развития жд путей идут в глубь страны - и через нее к странам Центральной Азии и России.
Китай возлагает на нашу страну большую роль с точки зрения транспортировки своих товаров. 4300-километров границ - и только три жд маршрута для перевозки грузов: Маньчжурия – Забайкальск, Суйфыньхэ – Гродеково и Хуньчцнь – Камышовый.
Так вот, одним из проектов развития жд сообщения между двумя странами может стать линия между Синьцзяном на западе Китая и Республикой Алтай в России. На китайской стороне жд дорога уже протянута до города Алтай, и до границы нужно ещё 180 км. Ближайшая Российская жд дорога начинается в городе Бийск, что в 370 км от границы с Поднебесной. Средняя высота жд линии составляет 2500 метров, но как уже было выше сказано, у Китая есть опыт в таких стройках.
Главная задача проекта - уменьшение нагрузки на грузовые поезда на маршруте Китай – Европа через Казахстан.
Как еще пример, Китай планирует создать новый высокоскоростной маршрут через Казахстан, Россию и Беларусь в Европу в рамках проекта Шелковый путь. При этом путь между Москвой и Пекином займёт двое суток, доехать из Алматы до Москвы можно будет менее чем за сутки.
Иран, Индия и Россия совместно разрабатывают новые пути торговли, а именно жд линию протяженностью 7 200 километров. Весь маршрут будет от Санкт-Петербурга до индийского Порта Мумбаи.
Сам проект – это альтернатива морскому пути через Суэцкий канал. Срок доставки грузов снизится на 20 дней. В районе Каспийского моря коридор Север—Юг проходит по трем маршрутам: транскаспийскому, западному и восточному. Железная дорога Решт—Астара - последний недостроенный участок. В 2025 году он будет достроен.
На самом жарком континенте также идут активные размышления, как связать железной дорогой разные части Африки.
Один из таких проектов - жд магистраль от сенегальского Дакара к берегам Красного моря — до Порт-Судана. Путь облегчит перевозки между Восточной Африкой и Америкой, и Западной Африкой и Азией.
Общая протяженность маршрута со всеми ответвлениями - свыше 10 тыс. км.
Но как некоторые колониальные страны, такие как Франция издавна хотели построить линии с Запада на Восток Африки, так и другие, например Великобритания хотела связать север и юг континента. Но проект - линия Каир - Кейптаун так и остался нереализованным. Причем большая часть пути уже проложена, но окончательному завершению и запуску линии препятствуют неспокойные отношения некоторых государств Африки друг с другом.
Ну и конечно же это далеко не все идеи развития железнодорожного полотна Африки, есть еще такие задуманные линии как Дакар – Каир, Триполи – Кейптаун и другие.
Когда мы говорим о мировых инфраструктурных проектах, все время приходится возвращаться к Китаю. Как Поднебесная развивает дороги внутри и вблизи своих границ, так и заходит скажем так, подальше – в Латинскую Америку.
Китай помогает в строительстве жд линии через всю Аргентину. Железная дорога состоит из одной магистрали и трёх ответвлений общей протяженностью 1813 км. Это будет главная жд линия, которая соединит столицу Буэ́нос-А́йрес с западными сельскохозяйственными районами, которым пока не хватает грузо-транспортных мощностей.
Ещё пример Китайской экспансии - Биоокеанский коридор – предлагаемый автомобильный и железнодорожный проект маршрута между Чили, Бразилией, Аргентиной и Парагваем.
Линия соединит порт Сантос в Бразилии на побережье Атлантического океана с портами Икике и Антофагаста в Чили на берегу Тихого.
Это всего лишь несколько проектов «Один пояс, один путь», в которых Китай либо сам участвует, либо активно инвестирует.
Вообще, чтоб вы понимали насколько Китай мощный, на 2022 год Поднебесная подписала соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс и один путь» со 148 странами. 148.
Помимо всех перечисленных глобальных мировых проектов каждая страна реализует и местные, связанные с увеличением скорости перевозки как пассажиров, так и грузов – постройка скоростных магистралей.