Найти тему

Техосмотр 2024: все подробности и изменения

Последняя актуальная информация по техосмотру в 2024 году + ответы на ваши вопросы.

ДЛЯ КОГО В 2024 ГОДУ ТЕХОСМОТР НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ?

Как уже сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, 30 декабря 2021 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон об отмене обязательного периодического техосмотра для частников (Федеральный закон от 30.12.2021 № 494-ФЗ). Согласно поправкам, обязательный периодический техосмотр отменен для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц, которые используются только для личных нужд.

Таким образом, в 2024 году периодический техосмотр могут не проходить

  • Легковые автомобили физлиц (категория M1): если автомобиль используется только для собственных нужд, не продаётся, не меняется собственник, не меняется конструкция или основной компонент - проходить регулярный техосмотр не обязательно.
  • Мотоциклы физлиц (категория L): если мотоцикл используется только для собственных нужд, не продаётся, не меняется собственник, не меняется конструкция или основной компонент - проходить техосмотр не обязательно.

При этом, согласно этому же закону от 2021 года, диагностическая карта техосмотра внесена в перечень обязательных документов при совершении следующих регистрационных действий в ГИБДД:

  • постановка на учет транспортного средства старше 4 лет (включая год изготовления, указанный в документах);
  • смена собственника транспортного средства старше 4 лет (включая год изготовления, указанный в документах);
  • внесение изменений в конструкцию или замена основного компонента транспортного средства.

В случае указанных действий, наличие действующей диагностической карты техосмотра обязательно не только для легковушек или мотоциклов физлиц, но вообще для всех транспортных средств, за исключением легковых прицепов, принадлежащих физическим лицам и имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн (категории О1 и О2).

Сейчас при обращении в ГИБДД автоинспекторы осуществляют проверку наличия действующей диагностической карты в системе ЕАИСТО - предъявлять её на бумажном носителе не нужно. В случае отсутствия в ЕАИСТО информации о действующей диагностической карте уполномоченные должностные лица вправе принимать решение об отказе в совершении регистрационного действия.

МОЖЕТ ЛИ ГИБДД ПРОВЕРЯТЬ ИСПРАВНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ НА ДОРОГЕ?

В связи с тем, что периодический техосмотр для большинства автовладельцев отменён, многие уверены, что теперь можно ездить с любыми неисправностями и ничего за это не будет. Естественно, это не так. Госавтоинспекция по-прежнему может проверять техническое состояние транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Причём, это является не правом, а обязанностью ГИБДД. Так, согласно действующей с 2023 года новой редакции регламента ГИБДД (теперь этот документ называется порядок надзора за безопасностью дорожного движения), проверка технического состояния транспортного средства, помимо прочего, производится в случаях:

  • визуального обнаружения признаков неисправностей и (или) условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, либо признаков несоответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств , а также поступления информации об использовании такого транспортного средства;
  • наличия данных, свидетельствующих о совершении с его участием ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • участия транспортного средства в ДТП.

Соответствующие положения предусмотрены пунктом 76 указанного документа. Таким образом, для проверки тех. состояния автомобиля достаточно визуального обнаружения автоинспектором даже не самих неисправностей, а их признаков. К примеру, речь может идти о заниженной подвески. Автоинспектор может лишь предположить, что в конструкцию подвески внесены незаконные изменения. При этом, для подтверждения факта нарушения может быть использовано оборудование службы технадзора ГИБДД или пункта техосмотра.

Ранее мы уже сообщали о рейдах ГИБДД Ставропольского края, где "заниженные" автомобили массово отправляли в пункты техосмотра, где нарушение подтверждали, а регистрация таких автомобилей в ГИБДД прекращалась.

-2

Точно также водителя могут привлечь к ответственности при выявлении и других нарушений, которые можно установить визуально:

  • несезонные шины;
  • утечка тормозной жидкости;
  • нештатное доп. оборудование;
  • неработающие фары и т.п.

А в случае ДТП техническое состояние автомобиля может быть признано основной или сопутствующей причиной происшествия, поэтому водителя могут признать виновником, со всеми вытекающими последствиями. Именно поэтому, несмотря на отмену регулярного техосмотра, техническое состояние транспортного средства по-прежнему в зоне ответственности водителя. Это прямо прописано в пункте 2.3.1 ПДД:

"Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения".

ОСАГО И ТЕХОСМОТР

Что касается ОСАГО, то чаще всего водители в 2024 году задают два вопроса:

  • нужен ли техосмотр для оформления полиса ОСАГО;
  • могут ли отказать в выплате по ОСАГО, если автомобиль виновника ДТП был без техосмотра.

"Отвязка" техосмотра от ОСАГО

Что касается первого вопроса, то несколько лет назад для оформления ОСАГО действительно нужно было проходить техосмотр. Однако, согласно Федеральному закону № 343-ФЗ от 2 июля 2021 года, полисы ОСАГО теперь разрешено покупать без наличия действующей диагностической карты техосмотра. Эти поправки заработали ещё с 22 августа 2021 года. Причём, диагностическая карта техосмотра исключена из перечня обязательных документов при покупке ОСАГО для всех без исключений категорий транспорта - вне зависимости от того, отменён для них техосмотр или нет.

Регресс по ОСАГО при ДТП без техосмотра

Что касается второго вопроса, то речь идёт о регрессе по ОСАГО. Регресс - это ситуация, когда автовладелец нарушил требования по ОСАГО, в результате чего страховая компания получает право требовать с него сумму ущерба, выплаченную пострадавшей в ДТП стороне. До отмены обязательного периодического техосмотра для частников, за отсутствие техосмотра при ДТП, причиной которого стала неисправность, водителям действительно грозил регресс.

Однако, 1 апреля 2022 года был подписан Федеральный закон №81, согласно которому регресс по ОСАГО для частников исключили из статьи 14 закона об ОСАГО - эти поправки вступили в силу 12 апреля 2022 года.

Таким образом, в статье 14 закона об ОСАГО в 2024 году за отсутствие техосмотра регресс предусмотрен только для трёх категорий транспорта:

  • автомобили такси;
  • автобусы;
  • грузовики, оборудованные для перевозки опасных грузов или пассажиров.

Для этих категорий транспорта регресс при аварии, как и ранее, будет наступать автоматически в случае отсутствия действующей диагностической карты техосмотра - независимо от причины ДТП.

А если Вам нужно купить или продлить полис ОСАГО - сравнить предложения по ценам и выбрать наиболее подходящий вариант можно у меня на сайте.

ТЕХОСМОТР 2024: ГОТОВЯТСЯ НОВЫЕ ПОПРАВКИ

Помимо перечисленных выше изменений, в 2024 году систему техосмотра ожидает очередная волна реформ.

Цены на техосмотр 2024

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, 23 сентября 2022 года был официально опубликован приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС), который предусматривает введение новой методики расчёта стоимости прохождения техосмотра (приказ ФАС от 30 июня 2022 г. № 489/22 "Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра"). Документ вступил в законную силу 4 октября 2022 года.

Согласно поправкам, были утверждены единые минимальные цены на проведение техосмотра по всей территории РФ - они зависят от категории транспорта. К примеру, для легковых авто минимальная цена техосмотра составляла 913 руб., автобусов - от 1563 руб., грузовиков - от 999 руб. и т.д. А вот максимальные значения цен на техосмотр устанавливаются уже отдельно каждым субъектом РФ.

Цены на техосмотр на каждый следующий период (год) устанавливаются не позднее 20 декабря предыдущего года. Новые цены начинают действовать с 1 января и применяются в течении календарного года. С 1 января 2024 года большинство субъектов РФ увеличили цену техосмотра для легковых автомобилей на 12%, с 913 до 1022 руб.

Дороже всего техосмотр в 2024 году обойдётся:

  • на Чукотке (4,5 тыс. руб.);
  • в Санкт-Петербурге (1,72 тыс. руб.);
  • Амурской области (1,5 тыс. руб.).

Соответственно, до 20 декабря 2024 года должны быть утверждены цены на техосмотр, которые будут действовать уже с 1 января 2025 года. Для этого большинство операторов техосмотра должны дать свои расчёты и предложения. Если они этого не сделают, то цены будут проиндексированы на размер инфляции.

Ужесточение контроля за техосмотром

Практически каждый год контроль за техосмотром ужесточается. Сперва были введены минимальные лимиты времени, которые должна занимать процедура техосмотра. Также была введена обязательная фотофиксация автомобиля в пункте техосмотра, а затем к этому требованию добавили и обязательную фотографию эксперта пункта ТО, рядом с проверяемым автомобилем.

Однако, по-прежнему значительное количество диагностических карт выдаётся либо с нарушениями, либо вообще без всякого осмотра. Так, автомобили в пункте ТО просто стоят отведённый лимит времени, их фотографируют на въезде и выезде, после чего выдают диагностическую карту. Кроме того, по массовым моделям автомобилей операторы техосмотра уже давно применяют "фотошоп" - меняют в графических редакторах госномера, цвет машин, "вырезают" их с других фотографий и т.д. ГИБДД при выявлении таких нарушений аннулирует диагностические карты, но существенно на ситуацию это не влияет.

В связи с этим, 19 апреля 2024 года МВД России на портале проектов нормативно-правовых актов опубликовало для общественного обсуждения проект приказа, ужесточающего контроль за техосмотром.

"Немаловажным является вопрос, связанный с достоверностью фотографических изображений транспортных средств, передаваемых техническими экспертами в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. В ЕАИСТО загружаются фотоизображения, на которых изображено транспортное средство, «парящее в воздухе», что является следствием наложения одного фотоизображения на другое, или с отражением окружающей природы, в то время, когда оно находится в помещении пункта технического осмотра. Кроме того, имеют место случаи загрузки фотоизображений, содержащих элементы несоответствия времени года с датой проведения технического осмотра. Указанные обстоятельства свидетельствуют о рисках ненадлежащего оформления сведений и их передачи в ЕАИСТО о прохождении технического осмотра транспортного средства", - говорится в пояснительной записке документа.

Согласно проекту приказа, перечень индикаторов риска, при выявлении которых должна осуществляться проверка нарушения требований в сфере безопасности дорожного движения дополняется следующими пунктами:

  • 3 факта внесения техническим экспертом в раздел диагностической карты «Тахограф или контрольное устройство» неверных сведений о тахографах, если транспортное средство должно им оснащаться;
  • 3 факта внесения техническим экспертом в систему ЕАИСТО фотографий, имеющих признаки редактирования, в течение 2 календарных месяцев с момента выявления первого из указанных фактов;
  • 3 факта внесения в ЕАИСТО фотографий, содержащих элементы несоответствия времени года и (или) времени суток, с датой и (или) временем проведения техосмотра, в течение 2 календарных месяцев с момента выявления первого из указанных фактов;
  • 3 факта внесения в ЕАИСТО фотографий, содержащих отображение элементов окружающей природной среды на транспортном средстве, предоставленном для прохождения техосмотра, находящемся в закрытом помещении пункта техосмотра, в течение 2 календарных месяцев с момента выявления первого из указанных фактов;
  • 3 факта внесения в ЕАИСТО информации о подписании разными техническими экспертами одного оператора техосмотра диагностических карт, при наличии на фотографическом изображении одного и того же технического эксперта, в течение 2 календарных месяцев с момента выявления первого из указанных фактов;
  • 5 фактов внесения в ЕАИСТО сведений и (или) фотографий, описанных в предыдущих пунктах, в течение 3 календарных месяцев с момента выявления первого из указанных фактов.

Таким образом, в случае выявления подобных фактов, будет проводиться проверка. Если нарушения подтвердятся, то уже выданные диагностические карты ГИБДД сможет аннулировать, а оператору техосмотра будет грозить штраф и лишение аккредитации. Напомним, именно ГИБДД сейчас является оператором системы ЕАИСТО.

Передача техосмотра Росаккредитации

Напомним, до 2012 года за техосмотр отвечала ГИБДД. С 2012 года контроль за техосмотром осуществляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако, забрать техосмотр у этой организации предлагают уже много лет. Так, ещё в марте 2021 года Правительство согласовало дорожную карту на 2022-2023 годы по передаче функции контроля за техосмотром от РСА в Росаккредитацию.

По информации Росаккредитации, в случае передачи полномочий процедура техосмотра будет максимально цифровизирована, а проверки пунктов техосмотров могут перейти из выездного в документарный формат. Что касается стоимости получения аккредитации пунктами техосмотра, то её повышать не планируется. Однако, как это скажется на стоимости самой процедуры для автовладельцев - пока неизвестно.

Дело уже сдвинулось с мёртвой точки - 3 мая 2023 года законопроект, предусматривающий передачу техосмотра Росаккредитации, был внесён в Госдуму. Его первое чтение должно состояться в 2024 году.

-3